Формы, уровни и виды социальных коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.
Цель работы – ознакомить с природой и сложностями коммуникаций, с потенциальными западнями на пути к пониманию сути сообщений, а также с тем, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………...…..….….. 3
Глава I. Социальная коммуникация ……………………………………………… 4
1.1 Понятие социальной коммуникации……………………………...……… 4
1.2. Виды социальной коммуникации…………………………………….... 6
1.3. Уровни социальной коммуникации……………………………… …... 9
1.4 Формы социальной коммуникации…………………………………… 15
1.5. Задачи социальной коммуникации……………………………………. 18
Заключение ………………………………………………………………..…….. 24
Список использованной литературы ……………………………………..…… 25

Файлы: 1 файл

Формы, уровни и виды социальных коммуникаций..doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Разумеется, с появлением оружия, способного гарантированно уничтожить всю планету, подобные взгляды начинают меняться. Ведь и заведомо слабый противник сегодня может нанести абсолютно неприемлемый ущерб гегемону. Но все же до сих пор решающая ставка делается на силу. Если же обратиться к истории, то мы найдем, что стремление к свободе и независимости проявлялось прежде всего в достижении военно-политического господства

О римском  народе как главенствующем на земле говорит Тит Ливий: «…я найду радость в том, что и я в меру своих сил постарался увековечить подвиги главенствующего на земле народа; и если в столь великой толпе писателей слава моя не будет заметна, утешением мне будет знатность и величие тех, в чьей тени окажется мое имя» .

Полибий утверждал, что вся история мира имеет  конечной и высшей точкой своего развития Римскую империю.

Карл I короновался  как «император римлян», когда ни Римской империи, ни римлян уже не существовало. Его официальный титул звучал: «Карл, светлейший Август, боговенчанный, великий и миролюбивый император, правитель Римской империи». Это свидетельствует о том, что идея Римской государственности и системы ценностей Рима продолжала жить даже после распада. Заметим, что границы созданной Карлом I империи простирались от Фризии на Северном море до области лангобардов и северо-восточной Адриатики. На западе королевство омывал Атлантический океан, а на юго-западе Карлу была подвластна значительная часть северной Испании. Кроме того, Карл владел большей частью Италии и собирал дань с многих областей на востоке. [4]

В эпоху колониальных войн, в результате которых создавались мировые империи над которыми «никогда не заходило солнце». Словом, римский государственный миф, согласно которому править миром должен кто-то один, войдет в самые основы европейского имперского сознания. Идеология всех европейских государств в той или иной мере будет включать в себя ценности первого Рима, и, разумеется, главные из них — его величие и его свободу.

При этом в  обыденном сознании понятие свободы  исключительно для себя нередко  будет предполагать, что все остальные  должны быть унижены. [3]

О мировом  господстве, как высшей и окончательной  форме обеспечения собственной  свободы, суверенитета, будут грезить Наполеон, Гитлер, Сталин. Региональная же гегемония составит цель всех других, более мелких исторических фигур и государственных формирований. Впрочем, ниже будет показано, что в действительности здесь нет места для хищнических устремлений, как нет места и инстинкту к доминированию над всеми. Такое позиционирование социума в его окружении объясняется гораздо более фундаментальными причинами, нежели групповые материальные интересы. При этом все эксцессы борьбы за мировое господство порождаются не столько первыми, сколько несовпадением с ними вторых.

Таким образом, соответствие пережившего не одну тысячу лет массового понимания высших ценностей социума приведенным  критериям не вызывает сомнений. [4]

Внутренний  уровень

Признается, что внутриполитический уровень (если не во всем, то во многом) производен от внешнего. Впервые об этом было сказано в античности:

 Словом, сказанное  о внешнеполитических ценностях  предполагает формирование внутриполитических  таким образом, чтобы они пронизывали  собой деятельность всех структурных элементов социума, регулировали поведение в конечном счете каждого отдельного индивида.

Отсюда взаимодействие всех частей социального организма  должно обеспечить решение, как минимум, следующих задач:

— построение единой системы ценностей, которая была бы подчинена решению главных задач его жизнеобеспечения,

— сплочение  вокруг них социальных групп, отдельно взятых индивидов,

— формирование порядка решения вытекающих из них  задач на текущий период,

— практическое решение задач, достижение интегральных целей,

— мониторинг достижения целей,

— решение  конфликтных ситуаций, возникающих  в процессе достижения.

При этом, опускаясь  на уровень индивидов, своеобразных «атомов» коммуникационного процесса, не будем забывать ни о кочегарах обреченного «Титаника», ни о маленькой отважной радистке, ибо и спасение пассажиров, и даже все послевоенное переустройство мира были бы немыслимы и без их подвига.[4]

1.4 Формы социальной  коммуникации 

Формы коммуникации классифицируются по различным признакам. Воспользуемся той классификацией, в основу которой положен организационный аспект взаимодействия. В соответствии с ней к формам общения относятся индивидуальные и групповые беседы, разговоры по телефону, совещания, переговоры, конференции, собрания, митинги, дискуссии, полемика и др.

Беседа является наиболее распространенной формой общения. Она осуществляется с целью передачи информации, обмена мыслями и чувствами. Согласно цели общения различают беседы:

  • Ритуальные (такие беседы характерные для обрядов, ритуалов и прочего. Люди, общаясь, придерживаются определенного речевого этикета)

  • Личностные (общение между близкими людьми - родными, друзьями, детьми и т.д. Считается, что именно в таких беседах проявляются этико-психологические основы общения, гуманистические установки индивида, его этнопсихологические особенности)

  • Деловые (их предметом является , как правило, конкретное дело)[12]

В зависимости  от количества собеседников беседы делятся  на индивидуальные и групповые. Поскольку  каждая беседа - это акт творчества, проявления индивидуальности, то общих рецептов, которые бы способствовали ее эффективности нет. Между тем в практике общения, особенно делового, сложились определенные требования, рекомендации, принципы ее проведения. Именно о деловой беседе речь пойдет далее.

Деловая беседа может выполнять следующие функции: обмен деловой информацией, контроль и координация начатых действий, формирования перспективных мероприятий, стимулирование активности партнера по общению, его умственных способностей, поиск и разработка стратегий и межличностных отношений поведения и т.д.

Индивидуальная  беседа характеризуется наличием диалога  между двумя собеседниками. Целью  проведения деловых индивидуальных бесед с уточнения позиции  каждого участника взаимодействия, получение дополнительной информации о них, нахождение объяснения тем или иным их действиям.

Обычно деловые  и индивидуальные беседы делятся  на две группы:

  • беседы «свободные» с двусторонним обменом информацией, происходит без специальной подготовки;

  • беседы, специально подготовленные и строго регламентированы.

Одновременно  деловая беседа может быть официальной  и неофициальной, кратковременной  или долгосрочной, полезной или бескорыстной, добровольной или вынужденной.

Каждую деловую  беседу целесообразно рассматривать  с таких позиций:

  • достижение положительного результата для участников взаимодействия;

  • презентация своих профессиональных характеристик, их проверка в процессе делового общения;

  • утверждения своего имиджа средством эффекта «личной привлекательности», чтобы привлечь к себе симпатий присутствующих во время беседы;

  • сбор данных о противоположной стороне как делового, так и личного характера;

  • актуализация делового интереса и человеческого взаимопонимания.

Планирование  деловой беседы. В научной литературе описано немало рекомендаций, которые способствуют эффективности деловой беседы. Прежде всего пожелания касаются предварительной подготовки к деловой беседе.

Основные  задачи которые необходимо ставить , при планировании деловой беседы:

  • тщательно продумать цель данной акции;

  • отработать логику ее осуществления;

  • подобрать специальные приемы (средства) для стимулирования коммуникативной активности и нейтрализации негативного поведения оппонента.[10]

Практика  организации деловых бесед показывает, что, обладая одинаковыми знаниями, люди часто не могут договориться. Такое случается потому, что у каждого из них свой взгляд, сквозь который они «пропускают» окружающий мир. Именно поэтому в процессе беседы всегда необходимо последовательно проводить основную мысль, что помогает выявить важные факторы и прийти к определенным выводам и решениям.

1.5 Задачи социальной коммуникации

Социальная  коммуникация в процессе своего осуществления  решает три основных взаимосвязанных  задачи:

1. Интеграцию  отдельных индивидов в социальные  группы и общности, а последних в единую и целостную систему общества;

2. Внутреннюю  дифференциацию общества, составляющих  его групп, общностей, социальных  организаций и институтов;

3. Отделение  и обособление общества и различных  групп, общностей друг от друга  в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.[4]

Коммуникационные  барьеры

Реализация  коммуникационной функции устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами — препятствиями на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту. Эти барьеры делятся на 4 класса:

1. Технический  барьер в виде шумов и помех  в искусственных коммуникационных  каналах. Шумы имеют естественное  происхождение, а помехи создаются умышленно. Из-за воздействия шумов и помех уменьшается различимость полезных сигналов и возникает актуальная задача распознавания сигналов на шумовом фоне. Эта задача актуальна для радиосвязи, проводной связи, видео-звукозаписи, компьютерной техники (вспомним компьютерные вирусы, засорение пространства Интернет) и окончательное решение ее вряд ли возможно, так как всякое новое поколение техники страдает своими «болезнями», неведомыми ранее.

2. Межъязыковый  барьер возникает при несоответствии  языков, кодовых систем, тезаурусов коммуниканта и реципиента. Это ситуация «Вавилонского столпотворения», когда люди говорят на разных языках и не могут понять друг друга.

В настоящее  время насчитывается несколько  тысяч стихийно возникших языков, наречий и диалектов. Главный ущерб, наносимый межъязыковым барьером, состоит не в том, что чужеземцы, сталкиваясь друг с другом, не могут объясниться на бытовые, торговые или военные темы. Здесь устное разноязычие преодолевается за счет невербального или иконического канала (если нет толмача-переводчика). Главная беда состоит в том, что в силу социально-мнемической функции, функции социализации и мировоззренческой функции естественный язык накладывает печать своеобразия на национальную культуру, общественное сознание, индивидуальное мировоззрение. Межъязыковые барьеры разделяют род человеческий на чуждые и враждующие друг с другом этносы, народы, нации. Манящий идеал межчеловеческой гармонии и мира оказывается не достижимым; разноязычное человечество не может быть единым человечеством.[7]

Кардинальный  способ преодоления межъязыкового  барьера виделся в разработке искусственного языка между народного  общения. Первым языком такого рода стал воляпюк, предложенный в 1879 г. в Германии И. М. Шлейером. Слова «естественных  языков в нем видоизменялись и теряли опознаваемость, например, английское world — vol, speak — puk, отсюда volapuk — всемирный язык. Воляпюк оказался чересчур сложным для практического использования, поэтому в дальнейшем международные языки стали строиться на основe интернациональной лексики, преобразованной по вкусу авторов. Грамматика максимально упрощалась. Количество проектов к 30-м годам XX века исчислялось тремя сотнями. Образовалось научное направление интерлингвистика. Наиболее популярны следующие продукты интерлингвистики:

Эсперанто (основан  в 1887 г. Л. Заменгофом, Польша);

Идо (реформированный  Эсперанто, 1907 г., Франция);

Окциденталь (1921—1922 гг., автор Э. Валем, Эстония);

Новиаль (синтез идо и окциденталя, осуществленный Л. Есперсеном, Дания, в 1928 г.);

Интерлингва — создан в 1951 г. Ассоциацией международного вспомогательного языка в США.

Наиболее  успешным проектом оказался язык Эсперанто, который заслуживает специального рассмотрения .

3. Социальный  барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том  же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам. Затруднено взаимопонимание разных поколений (споры «отцов» и «детей»), представителей разных классов и сословий, имеющих антагонистические интересы, жителей города и села, мужчин и женщин, людей с разным образовательным цензом и т. д. Сущность социального барьера не в различных социолектах, жаргонах, стилях речи, отличающих одну социальную группу от другой, а в различии ценностных ориентации, личного психофизиологического и житейского опыта, содержание групповой памяти.

Информация о работе Формы, уровни и виды социальных коммуникаций