Виды социальных коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 21:36, реферат

Описание работы

Во времена первобытности, когда стало зарождаться общество, перед человеком постепенно начал вставать вопрос о взаимодействии с другими людьми. Ведь было необходимо защищать свою общину, охотиться и немало важно уметь показать свое лидерство. Самые древние, достоверные представители рода человеческого известны примерно 2 -2,5 мл. лет тому назад. А вот о появлении связной и осознанной речи, ученые хоть и спорят о временных рамках, но все равно они нас откидывают на далекие века вперед. Так как же тогда общались первобытные люди, при помощи чего? И что же все таки такое коммуникация?

Файлы: 1 файл

Виды социальных коммуникациий.docx

— 42.73 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1.Понятие коммуникации

Во времена первобытности, когда стало зарождаться общество, перед человеком постепенно начал вставать вопрос о взаимодействии с другими людьми. Ведь было необходимо защищать свою общину, охотиться и немало важно уметь показать свое лидерство. Самые древние, достоверные представители рода человеческого известны примерно 2 -2,5 мл. лет тому назад. А вот о появлении связной и осознанной речи, ученые хоть и спорят о временных рамках, но все равно они нас откидывают на далекие века вперед. Так как же тогда общались первобытные люди, при помощи чего? И что же все таки такое коммуникация?

Под понятием коммуникации – в широком смысле понимают – обмен информацией между индивидами. В жизни человека процессы общения играют чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно они привлекают внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики и др. Наиболее активно процессы общения начали изучаться со второй половины XX века.

В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации. Как отмечает Георгий Почепцов в книге «Теория коммуникации», в обществе жесткой иерархии, каковым являлся Советский Союз, главенствовала только монологическая коммуникация и не было нужды в риторических ухищрениях. Как и в Средние века, когда основным было цитатное слово (тогда – Библия, позже – марксистско-ленинское учение), главным становится приближенность к источнику правильной мысли. Однако всё меняется: появляется свобода мысли, когда человеку уже не нужно бояться того что он думает, свобода слов, когда автор может писать то что он хочет, а не то что правительству угодно. Появляются молодежные субкультуры со своей спецификой общения, а также различные музыкальные течения. Все эти вышеперечисленные примеры дают отражение в видах социальной коммуникации.

2.Виды социальных  коммуникаций

Массовая коммуникация 

1.Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, компьютерная техника и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Основные параметры, отличающие массовую коммуникацию от групповой, - количественные. В то же время вследствие значительного количественного превосходства (увеличение отдельных коммуникативных актов, каналов, участников и т.п.) создастся новая качественная сущность, у коммуникации появляются новые возможности, создается потребность в особых средствах (передача информации на расстояние, скорость, тиражирование и т.п.).

Условия функционирования массовой коммуникации (по В. П. Конецкой):

o массовая аудитория (она  анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);

o социальная значимость  информации;

o наличие технических  средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала).

Первым в истории средством массовой информации стала периодическая печать. Ее задачи менялись на протяжении времени. Так, в XVI-XVII вв. господствовала авторитарная теория печати, в XVII в. - теория свободной печати, в XIX в. наряду с другими возникла теория пролетарской печати, а в середине XX в. появилась теория социально-ответственной печати. С точки зрения восприятия информации периодическая печать является более сложной формой по сравнению с компьютерными сетями, радио и телевидением. Кроме этого газеты с точки зрения подачи материала менее оперативны, чем другие виды СМИ. Вместе с тем у периодических печатных средств доставки массовой информации есть неоспоримые преимущества: газету можно читать практически везде; к одному и тому же материалу газеты можно неоднократно возвращаться; материал газеты традиционно имеет все признаки правовой легитимности; газету можно передавать друг другу и т.д. Согласно социологическим опросам, среднестатистический гражданин по утрам предпочитает в качестве средства массовой коммуникации радио, так как в условиях дефицита времени оно создает ненавязчивый информационный фон, дает информацию и не отвлекает от дел. Вечером предпочтительнее телевидение, так как оно является самым легким с точки зрения восприятия информации.

Массовая коммуникация характеризуется следующими признаками:

  • опосредованность общения техническими средствами (обеспечивающими регулярность и тиражированность);
  • массовость аудитории, общение больших социальных групп;
  • ярко выраженная социальная ориентированность общения;
  • организованный, институциональный характер общения;
  • отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения;
  • социальная значимость информации;
  • многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность, нормативность массовой коммуникации;
  • повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения;
  • однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей;
  • "коллективный" характер коммуникатора и его публичная индивидуальность;
  • массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория;
  • массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений;
  • преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения.

Социальная значимость массовой коммуникации заключается в соответствии определенным социальным запросам и ожиданиям (мотивированность, ожидание оценки, формирование общественного мнения), воздействии (обучение, убеждение, внушение и т.п.). При этом лучше воспринимается ожидаемое сообщение, когда для различных целевых групп готовятся отдельные сообщения с учетом интересов целевой аудитории.

 

Массовая коммуникация – распространяется на общество в целом. Она предполагает:

    • ● значительные объемы информации, распространяемой среди многочисленной аудитории;
    • ● систематичность и периодичность передаваемых сообщений;
    • ● использование определенных правил и социальных ролей, популярных в обществе;
    • ● отсутствие или сильное ограничение обратной связи с адресатами.

Выделяют разновидности массовой коммуникации:

а) коммуникация межгрупповая – взаимодействие между социальными группами;

б) коммуникация между обществами – то есть между различными типами культур.

 

 Групповая коммуникация

Групповая коммуникация - это такой тип коммуникационного процесса, при котором общение происходит между двумя или большим количеством людей определенной социальной группы (территориальной, профессиональной, религиозной и др.) или организации (предприятия, учреждения, фирмы, банка и т.п.) в целях осуществления взаимозависимых действий и решения совместных задач. Такой коммуникационный процесс может выступать как в форме двух и более межличностных коммуникаций личностной или ролевой направленности, так и в форме взаимной коммуникации всех членов данной группы или организации. Совокупность коммуникационных взаимодействий может способствовать динамизму структуры, сплоченности группы, ее срабатываемости или, напротив, приводить к возникновению и возрастанию конфликтной напряженности между членами данной группы, подталкивать к внутригрупповому конфликту. Поскольку групповая коммуникация составляет основу коммуникационных взаимодействий в социальных организациях, руководителю и менеджеру важно знать особенности внутригрупповой динамики, уметь блокировать возникновение очагов внутригрупповой напряженности, оказывать управляющее воздействие на предупреждение и развитие внутригрупповых конфликтов, обладать способностью использовать конструктивные возможности таких конфликтов и нейтрализовать или ослаблять деструктивные их возможности.

Групповая коммуникация – осуществляется в пределах конкретных социальных групп. Подразделяется на разновидности: 

а) ограниченная коммуникация – характерна для больших социальных групп и организаций;

б) локальная коммуникация – протекает в трудовых, профессионально ограниченных группах;

в) внутригрупповая коммуникация – осуществляется в малых социальных группах: в семье, компаниях друзей, спортивных командах;

Межличностная коммуникация.

 В межличностной коммуникации  переплетаются два вида общения: вербальное и невербальное.

Вербальная коммуникация – это взаимодействие людей с помощью речи. Способность к эффективному обмену информацией является отличительным свойством человека и одним из главных условий его бытия как существа соци-ального. Недаром еще древние греки определяли варвара как человека без язы-ка, то есть без достаточной способности к словесному контакту.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы чело-веческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических зна-ков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче ин-формации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. 

Межличностная коммуникация – это взаимодействие двух индивидов. Особо может выделяться внутриличностнаякоммуникация, при которой индивид общается сам с собой. Например, при планировании личного поведения на какой-то период своей деятельности.

 

3.Иныеразновидности коммуникации

Помимо названных выше видов коммуникации иногда выделяют и другие разновидности:

● интерперсональная коммуникация («разговоры» с самим собой, обработка информации без посредника);

● экстроперсональная коммуникация (обмен информацией с неодушевленными объектами: компьютерами, другими машинами, механизмами, техническими системами;

● институциональная коммуникация (передача информации между социальными институтами и организациями).

Названные выше разновидности коммуникации взаимодействуют между собой, оказывая влияние на различные стороны жизни общества:

● изменяют поведение индивидов и социальных групп;

● формируют убеждения, новые оценки, взгляды, ориентации;

● воздействуют на чувства, психологическое состояние личности;

● расширяют кругозор, сказываются на мировоззрении человека, представлении об окружающем мире.

В условиях бурного развития электронных средств массовой информации, особенно системы Интернет, усиливается воздействие всех видов коммуникации на социальные процессы в обществе. Появляются новые, ранее неизвестные средства передачи информации, трансформируются и видоизменяются прежние, традиционные.

 

 

Список используемой литературы

1. «Социология», С. С. Фролов, Гардарики, 2000 
 
2.  «Социология. Основы общей теории», под редакцией Г. В. Осипова,  «НОРМА»,М., 2003 
 
3.  «Социология Массовой Коммуникации», Л. Н. Федотова, Питер, 2004 
 
4.  «Общая социология», Е. М. Бабосов, Минск, 2004 
 
5.  «Информация и коммуникация», А. А. Коренной, Киев, 1986 
 
6.  «Коммуникативные технологии двадцатого века», Г. Г. Почепцов, Ваклер, 2002

 

 

 


Информация о работе Виды социальных коммуникаций