Социальное партнерство в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:47, реферат

Описание работы

В данной брошюре сделана попытка осветить вопросы, характеризующие такой институт трудового права как социальное партнерство, указать, для каких целей создается социальное партнерство, раскрыть данное понятие, а также ряд других вопросов, посвященных вышеназванному институту.
Нормы, регулирующие отношения социального партнерства, содержатся в части 2 раздела 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

фатеева.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

1. Социальное партнерство в сфере  труда

В данной брошюре сделана  попытка осветить вопросы, характеризующие  такой институт трудового права  как социальное партнерство, указать, для каких целей создается  социальное партнерство, раскрыть данное понятие, а также ряд других вопросов, посвященных вышеназванному институту.

Нормы, регулирующие отношения  социального партнерства, содержатся в части 2 раздела 2 Трудового кодекса  Российской Федерации.

2. Общие понятия

Согласно ст.23 Трудового  кодекса Российской Федерации под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального  партнерства являются работники  и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

В том случае, если органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают  в качестве работодателей или  их представителей, уполномоченных на представительство законодательством  или работодателями, они также  являются сторонами социального партнерства.

Система социального  партнерства подразделяется на определенные уровни, среди которых выделяются:

  • федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Статьей 27 Трудового кодекса  Российской Федерации закреплены формы, в которых осуществляется социальное партнерство.

К ним относятся:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению;
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

3. Органы социального партнерства

Под органами социального  партнерства понимаются органы, которые:

  • обеспечивают регулирование социально — трудовых отношений;
  • ведение коллективных переговоров;
  • обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;
  • организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений.

Такими органами являются комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях на равноправной основе.

Комиссии по регулированию  социально-трудовых споров создаются  по решению работников и работодателей  из наделенных необходимыми полномочиями представителей данных сторон.

  • На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Членами Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально — трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

  • В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
  • На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
  • На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.
  • На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

4. Коллективные договоры и соглашения

Определение коллективного  договора дается в ст.40 ТК РФ, согласно которой коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально — трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В том случае, если между  сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора возникли разногласия, то стороны в  течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров должны подписать  коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия  могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться  в соответствии с ТК РФ, иными  федеральными законами.

При составлении коллективного договора его содержание и структура определяются сторонами.

В коллективный договор  могут включаться взаимные обязательства  работников и работодателя по следующим  вопросам:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменении и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;
  • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
  • другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово — экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В том случае, если в законах  и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание о том, что в коллективном договоре должны содержаться определенные нормативные положения, последние включаются в коллективный договор в обязательном порядке.

Трудовой кодекс предусматривает  возможность заключения коллективного договора как в организации в целом, так и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Если коллективный договор заключается  в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении  организации, то представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

Коллективный договор в течение  семи дней со дня подписания направляются представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его  уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации  коллективного договора соответствующий  орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Коллективный договор заключается  на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами  либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства  и иного обособленного структурного подразделения.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При смене формы собственности  организации коллективный договор  сохраняет свое действие в течение  трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации  коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Помимо понятия коллективного  договора в настоящей главе дается понятие соглашения сторон.

В ст.45 ТК РФ закреплено, что под соглашением понимается правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально — трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Как и при составлении  коллективного договора содержание и структура соглашения определяются по согласованию сторон.

В текст соглашения могут  быть включены следующие условия:

  • оплата труда;
  • условия и охрана труда;
  • режимы труда и отдыха;
  • развитие социального партнерства;
  • иные вопросы, определенные сторонами.

В зависимости от договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть как двусторонними, так и трехсторонними.

Соглашения в зависимости  от сферы регулируемых социально — трудовых отношений, как и коллективные договоры, подразделяются на уровни:

  • генеральное;
  • региональное;
  • отраслевое (межотраслевое);
  • территориальное;
  • иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально — трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально — трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия  оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия  труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Под иным соглашением  понимаются соглашения, которые могут  заключаться сторонами на любом  уровне социального партнерства  по отдельным направлениям регулирования социально — трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В ст.47 ТК РФ прописан порядок  разработки проекта соглашения и  его заключения.

В данной статье говорится  о том, что проект соглашения разрабатывается  в ходе коллективных переговоров.

Если происходит заключение и изменение соглашений, которые  требуют бюджетного финансирования, то такое заключение и изменение  по общему правилу осуществляются сторонами  до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются  из федерального бюджета, по общему правилу  должны заключаться до внесения проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Информация о работе Социальное партнерство в сфере труда