Локальное регулирование условий труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется тремя способами.
Во-первых, имеется централизованное государственное и региональное регулирование, основу которого составляют федеральные законы о занятости, профсоюзах, коллективных договорах и соглашениях, забастовках, охране труда и некоторые другие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие локальных нормативных актов, их функции и виды………………4
2. Предмет локального нормативного регулирования………………………...11
3. Порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права………………………………………………………………….13
4. Соотношение локальных нормативных актов с трудовым законодательством……………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 37.12 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие  локальных нормативных актов,  их функции и виды………………4

2. Предмет  локального нормативного регулирования………………………...11

3. Порядок  принятия локальных нормативных  актов, содержащих нормы трудового  права………………………………………………………………….13

4. Соотношение  локальных нормативных актов  с трудовым законодательством……………………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список  использованной литературы…………………………………………...21

 

Введение

     Правовое  регулирование трудовых отношений  осуществляется тремя способами.

     Во-первых, имеется централизованное государственное  и региональное регулирование, основу которого составляют федеральные законы о занятости, профсоюзах, коллективных договорах и соглашениях, забастовках, охране труда и некоторые другие. Эти законы решают отдельные вопросы  социальной защиты работников. Этот способ не обеспечивает в должной мере выполнение защитной функции трудового законодательства. В итоге наблюдается снижение трудовых гарантий работников при бесспорном диктате работодателей.

     Во-вторых, существует индивидуально-договорное регулирование условий труда. Работник и работодатель свободны в определении  содержания трудового договора. Но свобода работника, т.е. его возможность  действовать по своему усмотрению, очень ограничена: он может или  согласиться с условиями работодателя, а значит получить работу, или отвергнуть их и соответственно остаться без  места. Свобода работодателя, несомненно, несравнимо шире.

     В-третьих, допускается локальное регулирование  трудовых отношений, которое предоставляет  работникам наиболее действенные возможности  для защиты своих интересов. Данная сфера нормотворчества ограничена рамками организации и распространяется на работников, заключивших с этой организацией трудовые договоры. Суть локального регулирования сводится к обеспечению самоорганизации  сторон трудового правоотношения. Разрабатывая и принимая локальные нормы права, работодатель и работники реализуют  принцип «самопомощи» в форме  локальных стандартов труда. 
 

1. ПОНЯТИЕ  ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,  ИХ ФУНКЦИИ И ВИДЫ 

     Легальное определение локальных нормативных  актов впервые было сформулировано в ТК РФ.1 Согласно ст. 8 это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

     Локальным нормативным актам присущи все  признаки, характерные для нормативного правового акта:

1. Волевое  содержание. В локальном нормативном  акте воплощается воля разработчиков  данного акта, а также субъектов  и участников нормотворчества,  которые на разных этапах разработки, обсуждения и принятия документа  выражали свое отношение к  нему.

Государственная воля непосредственно выражается в  тех локальных нормативных актах, принятие которых разрешено законодателем  посредством прямого указания или  их санкционирования. В иных случаях  принятия локальных норм государственная  воля проявляется опосредованно. Государство  всегда остается органом, которое гарантирует реальное осуществление локальных норм права.

2. Официальный  характер. Этот признак связан  с первым, так как официальный  характер локальные нормативные  акты получают благодаря нормотворческим  органам. Для централизованных  правовых актов установлены повышенные  требования, включающие процедуры  их принятия, опубликования и  доведения до сведения правоприменителей. Отсутствие официального опубликования означает, что, во-первых, нормотворческий орган не полностью выполняет свои обязанности, во-вторых, создаются основания для нарушения прав и свобод граждан.

3. Множественность  и иерархическое построение. Иерархия  источников права, т.е. установление  субординационных связей между  различными формами права, имеет  существенное значение и для  формирования системы локальных  нормативных актов. Основу иерархии  локальных источников составляет  коллективный договор, входящий  в систему социального партнерства  и представляющий собой соглашение  работодателя и работников о  регулировании трудовых и иных  непосредственно связанных с  ними отношений. Именно коллективный  договор предопределяет иные  уровни локальных нормативных  актов.

Множественность локальных источников трудового  права обусловлена тем, что нормотворческими функциями закон наделил не только работодателя и его представителей, но и работников и их представительные органы.

4. Всеобщий  характер локальных нормативных  актов проявляется в том, что  они касаются неопределенного  круга лиц данной организации  и рассчитаны на неоднократное  применение. Как отметили А.В. Гребенщиков и С.П. Маврин, «общим качеством, объединяющим все локальные акты, регулирующие отношения в области определения требований к содержанию труда, его режиму, рабочему времени и времени отдыха, заработной плате и проч., в один вид источников трудового права, является их внутрикорпоративный характер, который наделяет их чертами обязательности только применительно к членам одной производственно-трудовой корпорации» [1]. Иными словами, локальные нормы рассчитаны на персонально неопределенный круг лиц, состоящих с данной организацией в трудовых правоотношениях.

5. Компетенция  субъектов, уполномоченных создать  нормативный акт, и процедура  его принятия установлены ТК  РФ, иными законами и правовыми  актами. В отдельных случаях законодатель  предоставляет субъектам нормотворчества  право самим ввести процедуры  принятия нормативного акта. Так,  порядок разработки проекта коллективного  договора и его заключения  определяется сторонами в соответствии  с ТК РФ и другими федеральными законами. При принятии локальных нормативных актов в случаях, не предусмотренных законодательством о труде, порядок разработки проекта локального документа, возможности его обсуждения с представительными органами работников определяются работодателем.

6. Документальное  оформление. Локальный нормативный  акт - это всегда письменный  документ. Требования к его форме, языку, стилю изложения, структуре и содержанию, наличию соответствующих реквизитов (дата принятия, номер, наименование, регистрация и др.) регулируются в централизованном порядке, формируются учеными. Так, А.Ф. Шебанов подчеркивает, что «законодатель стремится дать предельно ясное и четкое словесное выражение каждой правовой нормы, чтобы наиболее полно, определенно и вместе с тем просто и доступно передать ее содержание... обеспечить единообразное понимание и исполнение правовых норм»[2]. ТК РФ устанавливает требования как к форме акта (положения, инструкции, графики и т.д.), так и к структуре и содержанию некоторых локальных актов (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка).

7. Предназначенность  для регулирования социально  значимых общественных отношений.  Не все общественные отношения  должны подвергаться правовому  регулированию. Так, технические  нормы возводить в ранг локального  акта представляется нецелесообразным.

     Наряду  с общими чертами, характерными для  всех нормативных актов, локальным  источникам права присущи следующие специфические особенности:

1. Они  имеют подзаконный характер.

2. Основным, доминирующим субъектом локального  нормотворчества является работодатель, который может (а в отдельных  случаях обязан) принимать локальные  нормативные акты в пределах  своей компетенции. 

3. Локальные  нормативные акты предназначены  только для внутреннего использования  в рамках конкретной организации.[3]

4. Локальные  нормы отличает быстрота реагирования  на изменения в общественной  организации труда. 

5. Гибкость  в применении трудового законодательства  к конкретным условиям производства  и разнообразие локальных норм  позволяют установить преимущества  одних организаций перед другими. Н.Г. Александров отмечал: «Назначение таких локальных нормативных актов состоит в том, чтобы в установлении условий труда и его оплаты (в особенности дополнительной оплаты - премирования и т.п.) отразить специфику данного предприятия и общие итоги деятельности его коллектива и отдельных работников»[4].

6. Нельзя  не отметить социальную направленность  локальных норм, поскольку их  принятие нередко связано со  смягчением негативных последствий  рыночных отношений. В локальных  актах (чаще всего в коллективных  договорах) определяются обязанности  работодателя, связанные с предоставлением  работникам материальных пособий,  ссуд на жилищное строительство,  санаторно-профилактическое лечение  и т.д.

7. Еще  одно существенное назначение  локальных норм - гармонизация интересов  работников и работодателя посредством  внедрения системы «сдержек»  и «противовесов» сторон, раскрываемой во внутренних актах.

     По  способу создания можно выделить следующие локальные нормативные  акты:

а) единоначальные - принимаемые непосредственно работодателем без участия представительных органов работников (как правило, это акты, не предусмотренные ТК РФ и иными правовыми актами);

б) совместные - принимаемые работодателем и  представительными органами работников (например, коллективный договор, положения  о порядке разработки и принятия коллективного договора или о  комиссиях по трудовым спорам);

в) согласительно-договорные - принимаемые работодателем по согласованию с представительным органом работников (перечень таких актов устанавливается работодателем);

г) создаваемые  работодателем с учетом мнения представительного  органа работников (к ним относятся  все документы, предусмотренные  ТК РФ и иными правовыми актами);

д) утверждаемые коллегиальными органами управления юридического лица (например, положения о совете директоров, правлении и генеральном директоре);

е) принимаемые  представительными органами работников (например, положения о забастовочных  комитетах, советах ветеранов и  иных органах общественной самодеятельности). [5]

     Исходя  из их юридической природы, локальные  акты делят на следующие группы:

а) единоначальные;

б) социально-партнерские (локальные акты, принимаемые с  участием представительных органов  работников);

в) корпоративные (в широком смысле это все локальные  правила поведения, которые разработаны  в организации, основанной на объединении  лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные  стороны деятельности организации.

     В зависимости от сферы действия локальные  нормативные акты можно распределить в группы общего и специального действия. Большинство из них, например, коллективный договор, правила внутреннего трудового  распорядка, инструкции по охране труда, положение об оплате труда распространяют свое действие на всех работников организации. Другие - на определенные категории  работников (например, положения о  структурных подразделениях, бригадах, премировании) или регулируют отдельные  аспекты трудовых правоотношений (положения  о выборах, об избрании по конкурсу, об аттестации и др.).

Такой критерий, как санкционирование локальных  нормативных актов государством, позволяет назвать три типа локальных  источников:

а) локальные  акты, предусмотренные ТК РФ, т.е. акты, делегированные государством, которое  определяет их основное содержание, сферу  и сроки действия, порядок разработки и принятия;

Информация о работе Локальное регулирование условий труда