Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования выступает комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения об охране труда;
проанализировать правовое регулирование института охраны труда в РФ;
исследовать государственную политику в области охраны труда;

Файлы: 1 файл

Диплом- охрана труда 2011.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Государственное управление охраной труда на территориях  субъектов Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области  охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации.

К административному  праву относятся также нормы  частей 4 и 5 ст. 225 ТК РФ: государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных  учреждениях среднего профессионального  и высшего профессионального  образования.

Статья 226 ТК РФ предусматривает некоторые положения о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда, которые по отраслевой принадлежности относятся к финансовому праву. Например, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В отраслях экономики, субъектах Федерации, на территориях  могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления8.

В связи с  этим представляется логичным и обоснованным сохранить в статье 226 ТК РФ лишь ныне действующую третью часть в качестве первой, а именно:

"Финансирование  мероприятий по улучшению условий  и охраны труда работодателями (за исключением государственных  унитарных предприятий и федеральных  учреждений) осуществляется в размере  не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)".

Четвертую часть  данной статьи в качестве второй сформулировать следующим образом: "У работодателей  могут создаваться фонды охраны труда.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда".

Нельзя не отметить существенные пробелы в разделе X ТК РФ. Так, по необъяснимым причинам отсутствуют нормы о расследовании и учете профессиональных заболеваний вопреки тому, что статья 210 ТК РФ признает одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Усиливает этот аргумент и другое основное направление государственной политики в области охраны труда - защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В ТК РФ нет специальной статьи (не говоря уже о главе), регулирующей отношения по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Кроме того, компетентным законодательным органам целесообразно было бы подумать и о статье Кодекса, регламентирующей вопросы прогнозирования производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В близкой связи с этим стоит актуальная проблема профессиональных рисков и опасностей, а ТК РФ даже не упоминает об этом.

Без сомнения есть смысл  привести положения раздела X ТК РФ в соответствие со статьей 37 Конституции РФ и статьей 2 ТК РФ. Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В статье 2 ТК РФ закрепляется норма об обеспечении права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Однако в  статье 209 ТК РФ нет определения понятия "гигиена труда". В статье 210 в перечне основных направлений  государственной политики в области  охраны труда гигиена труда также  не упоминается. Вместе с тем существеннее и важнее было бы в разделе X ТК РФ предусмотреть отдельную статью либо статьи, регламентирующие гигиену труда.

И напротив, наряду с пробелами  раздела X ТК РФ в последнем закреплены отдельные положения, непосредственно  не относящиеся к охране труда. Например, в соответствии со статьей 209 ТК РФ рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Но известно, что категория "рабочее место" является значимой в теории трудового права, особенно на практике при решении вопроса о переводе и (или) перемещении работников9.

Близко к этому и  определение понятия производственной деятельности (ст. 209 ТК РФ). Под ней  понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающую в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Это определение не только научно несостоятельно (непонятно, как можно включать в экономическую категорию "превращение ресурсов в готовую продукцию" - "оказание различных видов услуг"), но, главное, не относится непосредственно к охране труда.

В основных понятиях (ст. 209 ТК РФ) есть и не совсем правильные термины. К таким следовало бы отнести "требования охраны труда". Под ними понимаются государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

    1. Правовое регулирование института охраны труда в РФ

 

Важнейшая роль в построении новой системы законодательства об охране труда принадлежит принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, установившей в ст. 7, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также что в Российской Федерации равно охраняются труд и здоровье людей. Принципиальное значение получили положения ст. 37 Конституции РФ, которые закрепили право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены в качестве важнейшего элемента правового статуса личности. Признаны права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (ст. 41). Таким образом, в Конституции РФ получили отражение общепризнанные права и принципы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.10, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.11 и ряде других международных актов, касающихся права каждого человека на благоприятные условия труда, охрану здоровья и медицинскую помощь, что, в свою очередь, подчеркнуло направленность нового российского государства на приверженность международным идеалам

22 июля 1993 г. принимаются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан12 (ныне действующие с изменениями по состоянию на 28.09.2010 г.). Данный акт, объединяющий двенадцать разделов и 69 статей, признал основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемое условие жизни общества и ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации; а также предусмотрел права граждан в области охраны здоровья и оказании медико-социальной помощи, гарантии осуществления медико-социальной помощи, ответственность за причинение вреда здоровью граждан и т.д. Основы законодательства об охране здоровья граждан конкретизировали права граждан и предусмотрели правовые механизмы реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.

6 августа 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ об охране труда13, ставшие своего рода комплексной базой совершенствования законодательства, поставленного на защиту здоровья людей на производстве. Однако более широкую сферу действия имел ныне утративший силу Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г.14. Его принятие было продиктовано необходимостью обновления Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, а также приведения законодательства в соответствие с ратифицированными Россией Конвенциями Международной организации труда (МОТ).

Значение нового закона заключалась  в том, что он решил ряд уже  назревших к тому моменту острых вопросов. В частности, он определил  основные направления государственной  политики в области охраны труда, раскрыл содержание понятия "государственные нормативные требования охраны труда", конкретизировал систему законодательства об охране труда, уточнил содержание права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда и механизм их реализации, разграничил полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов в области охраны труда, разрешил вопросы финансирования охраны труда и др.

Принятие указанного акта сыграло серьезную роль в развитии института охраны труда, поскольку, таким образом, были заложены правовые предпосылки для дальнейшего совершенствования и развития законодательства об охране труда. Федеральный закон "Об основах охраны труда" утратил силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ15.

Годом ранее принимается Федеральный закон от 2 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"16, который определил экономический механизм управления риском, установил правовые, экономические и социальные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Он определил порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при выполнении им трудовых обязанностей. Согласно этому закону обязательства по возмещению вреда работнику (застрахованному) берет на себя ФСС (страховщик), который гарантирует их выполнение даже при ликвидации или банкротстве предприятия (страхователя).

Знаковым стало введение с 1 февраля 2002 г. четвертого по счету ТК РФ, который в настоящее время занимает основную роль в системе законодательства об охране труда. Трудовой кодекс - базовый акт отрасли трудового права, который в соответствии с ч. 2 ст. 5 ТК РФ имеет приоритетное значение по сравнению с другими федеральными законами.

Помимо Трудового кодекса РФ нормы об охране труда находят свою конкретизацию и в ряде других федеральных законов: "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"17; "О радиационной безопасности населения"18; "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"19; "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"20; "О ратификации Конвенции 1986 г. "Об охране труда при использовании асбеста"21. В опосредованной форме отдельные вопросы создания надлежащих условий и охраны труда регулируются федеральными законами: "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"22; "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"23.

Подзаконный уровень  законодательства, состоящий из актов  Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительств РФ, актов министерств  и ведомств, законов субъектов РФ, является наиболее многочисленным и в настоящее время насчитывает около 3 тыс. нормативных актов по охране и гигиене труда. Следует отметить наиболее важные из них.

Так, постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"24 установлена система правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден перечень видов таких актов и определен порядок разработки их федеральными органами исполнительной власти. На основе этого постановления были подготовлены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. N 8025. Таким образом, в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов об охране труда, включающая:

1) межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИРМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;

2) отраслевые правила  по охране труда (ПОТ РО), типовые  инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти;

3) правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной  эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по  безопасности;

Информация о работе Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда