Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования выступает комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения об охране труда;
проанализировать правовое регулирование института охраны труда в РФ;
исследовать государственную политику в области охраны труда;

Файлы: 1 файл

Диплом- охрана труда 2011.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

9) видов работ,  на которых предоставляются специальные  перерывы для обогревания и  отдыха с указанием продолжительности  и порядка их предоставления (ст. 109 ТК РФ) и др.

Представляется, что комплект перечней, посвященных  охране труда и являющихся обязательными  для разработки и принятия каждым работодателем, необходимо закрепить  специальном правовом акте федерального органа исполнительной власти.

Как видим, проблемы, связанные с сохранением жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, весьма многочисленны. Для их устранения необходимо искать современные правовые решения на всех уровнях правового регулирования охраны труда: законодательном, коллективно-договорном и локальном.

 

Заключение

 

На основании  проведенного в дипломной работе комплексного исследования института  охраны труда можно сделать ряд  выводов и предложений теоретического и практического характера, содержание которых сводится к следующему:

  1. Система трудового права обусловлена динамикой развития и значением ее институтов. В связи с этим несколько неоправданно включение раздела "Охрана труда" в раздел X ТК РФ. Нормы об обеспечении жизни и здоровья работников (с таким наиболее точным названием) необходимо предусмотреть в ТК РФ в разделе IV, т.е. сразу после института трудового договора - центрального института трудового права России.

2. В ТК РФ отсутствуют нормы о расследовании и учете профессиональных заболеваний вопреки тому, что статья 210 ТК РФ признает одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. В ТК РФ отсутствует специальная статья, регулирующая отношения по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Кроме того, полагаем, целесообразным включение в ТК РФ и статьи, регламентирующей вопросы прогнозирования производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

4. Необходимо привести положения раздела X ТК РФ в соответствие со статьей 37 Конституции РФ и статьей 2 ТК РФ. Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В статье 2 ТК РФ закрепляется норма об обеспечении права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Однако в  статье 209 ТК РФ нет определения понятия "гигиена труда". В статье 210 в перечне основных направлений государственной политики в области охраны труда гигиена труда также не упоминается. Вместе с тем существеннее и важнее было бы в разделе X ТК РФ предусмотреть отдельную статью либо статьи, регламентирующие гигиену труда.

5. Разнообразие актов по охране труда по своей юридической силе, по содержанию норм, по органам, разрабатывающим и принимающим эти акты, создают сложность в восприятии норм права, что, в свою очередь, выступает в качестве одного из факторов неблагоприятной ситуации в области охраны труда, зачастую правоприменители просто путаются в обширном массиве нормативных актов. В этой связи представляется целесообразным упростить, обновить и усилить существующие нормативные правовые акты, провести их кодификацию.

6. В рамках существующей системы законодательства следует более четко и жестко определить степень согласованности правовых предписаний международного, федерального, регионального и локального значения, поскольку от решения этой задачи во многом зависит и степень согласованности правового регулирования охраны труда и деятельности соответствующих органов государственного управления.

7. Большее внимание следует уделять совершенствованию локального и корпоративного уровней регулирования охраны труда, которые должны идти в направлении усиления роли социального партнерства. В условиях затянувшегося мирового финансового кризиса решение данной задачи является крайне важным, потому что федеральное законодательство устанавливает лишь необходимый минимум прав и гарантий, предоставляя сторонам социального партнерства возможность самостоятельно повышать уровень защищенности своих прав и свобод.

К сожалению, в  настоящее время, когда работодатель все больше стремится к увеличению собственной прибыли и экономии на жизни и здоровье работников, механизмы социального партнерства зачастую не получают должного применения.

Представляется, что именно совершенствование законодательства, а также устранение вышеперечисленных  недостатков должны стать центральными направлениями деятельности российского государства в ближайшее время.

 

1 Собрание законодательства РФ. -  2008. - N 8. - Ст. 771.

2 Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001г. N 197-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2010г.). Принят ГД ФС РФ 21.12.2001г. // Собрание законодательства РФ. – 2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 3.

3 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 октября 2008 г. N 586 "Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 годы" // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. – 2009. - N 1.

4 Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст) // Система ГАРАНТ Эксперт 2010: акты органов власти.

5 Крапивин О.М. Комментарий к законодательству об охране труда / О.М. Крапивин, В.И. Власов// Система ГАРАНТ Эксперт , 2010.

6 Серегина Л.В. Охрана труда. Комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации (Серия "Полный постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Комментарий, разъяснение, практика") / отв. ред. профессор Ю.П. Орловский. – М.:Юридическая фирма "Контракт", 2011. –С. 19-22.

7 Собрание законодательства РФ. – 1999. - N 29. - Ст. 3702.

8 Орловский Ю.П. 502 актуальных вопроса по Трудовому кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения. Практич. Пособие / Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова. - 3-е изд., перераб. и доп. - "Издательство Юрайт", 2010. – С. 362.

9 Петров А.Я. Охрана труда - институт современного трудового права России и его совершенствование / А.Я. Петров // Законодательство и экономика. – 2008. -  N 9. – С. 49-53.

10 Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1998. - 10 декабря.

11 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1978 г. - Вып. XXXII. - С. 36.

12 Ведомости РФ. - 1993. - N 33. - Ст. 1318.

13 Российская газета. - 1993. - N 168.

14 Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 29. - Ст. 3702.

15 Собрание законодательства РФ. - 2006. - N 27. - Ст. 2878.

16 Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 31.  -Ст. 3803.

17 Собрание законодательства  РФ. -1997. -  N 30. - Ст. 3588.

18 Собрание законодательства  РФ. – 1996.- N 3.- Ст. 141.

19 Собрание законодательства  РФ. – 1999.- N 14.- Ст. 1650.

20 Собрание законодательства  РФ. – 2000.- N 46.- Ст. 4538.

21 Собрание законодательства  РФ. – 2000.- N 15.- Ст. 1538.

22 Собрание законодательства  РФ. – 1999.- N 18.- Ст. 2218.

23 Собрание законодательства  РФ. – 1996.-  N 3.- Ст. 148.

24 Собрание законодательства  РФ. – 2000. - N 22. - Ст. 2314.

25 Бюллетень Минтруда РФ. – 2003.- N 5.

26 Шептулина Н.Н. Новое законодательство об охране труда / Н.Н. Шептулина. – М.:"Юстицинформ", 2007. –С. 309.

27 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 октября 2008 г. N 586 "Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 годы" // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. – 2009.- N 1.

28 Российская газета. - 2009. -N 92.

29 Конвенция Международной Организации Труда N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Женева, 22 июня 1981 г.)// Собрание законодательства РФ. – 2001.- N 50.- Ст. 4652.

30 Рекомендация Международной Организации Труда от 22 июня 1981 г. N 164 о безопасности и гигиене труда и производственной среде // Конвенция и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. - 1957 - 1990. - Т. II". Женева, Международное бюро труда, 1991.

31 Конвенция Международной организации труда N 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Женева, 15 июня 2006 г.) [электронный ресурс] //http://www.ilo.ru.

32 Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" //  Собрание  законодательства РФ.- 2007.- N 42.- Ст. 5009.

33 Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2009 г. N 138-ст) // Система ГАРАНТ Эксперт 2010: акты органов власти.

34 Кузнецова Т. Концепция охраны труда в организации / Т. Кузнецова // Юрисконсульт в строительстве. – 2010. - N 9. – С. 142.

35 Гудов А. Становление законодательства об охране труда в современной России  / А.  Гудов // Вопросы трудового права.- 2010.-  N 9.- С. 19.

36 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.Л.  Гейхман, Е.Н. Сидоренко. - 6-е изд., испр. и доп. – М.:"Юрайт", 2010. –С. 127.

37 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (в ред. от 09.12.2010г.) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Принят ГД ФС РФ 02.07.1998г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. - N 31. - Ст. 3803.

38 Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" // Российская  газета. – 2002. - 18 декабря.

39 См.: Плыкина О. Вопросы и ответы  / О. Плыкина // Адвокат. - 2005. - N 8. - С. 42.

40 Селиванова Н. Когда беда стучится в дверь / Н. Селиванова // Кадровое дело. - 2004. - N 1. - С. 24.

41 Собрание законодательства РФ.- 2002. - N 36. - Ст. 3497.

42 См.: Смык О. Нарушение правил охраны труда / О. смык // ЭЖ-Юрист. - 2004. - N 27. - С. 37.

43 Коршунов Ю.Н. Новые изменения и дополнения в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве  / Ю.Н. Коршунов // Гражданин и право. - 2000. - N 4. - С. 22.

44 Приказ Минздрава РФ от 28 мая 2001 г. N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации" // Российская газета. - 2001. - 10 августа.

45 Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (в ред. от 6 февраля 2001 г.) // Новая аптека.  - 2002. - N 4.

46 Молодцов М.В. Трудовое право России: Учебник для вузов / М.В. Молодцов, С.Ю. Головина. - М.: НОРМА, 2003. - С. 421.

47 Комсомольская правда. - 1979. - 17 мая.

48 См.: Яворчук Н.Н. Правовые гарантии, предоставляемые молодежи, и их роль в регулировании отношений в сфере труда / Под ред. Е.Б. Хохлова. - СПб., 2007. - С. 335-336.

49 Имеются в виду, в частности, Правила об охране труда работников цирка, утвержденные постановлением НКТ СССР от 5 июля 1929 г. // Известия НКТ. - 1929. - N 31, и постановление НКТ РСФСР от 12 июля 1933 г. "Об условиях труда малолетних и подростков, занятых на киносъемках"  // Бюллетень финансового и хозяйственного законодательства. - 1933. - N 14.

50 См.: Терещенко Н. На кисельных берегах / Н. Терещенко // Московские новости. - 1989. - N 11. - С. 10.

51 Постановление официально опубликовано не было // Система ГАРАНТ Эксперт 2010: акты органов власти.

52 Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утверждена постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. N 56  // Бюллетень Минтруда России. - 2001. - N 9.

53 Собрание законодательства РФ.- 1995. - N 48. - Ст. 4563.

54 Бюллетень Минтруда России. - 2000. - N 3.

55 Работодатели заполняют декларации о качестве труда // Московский комсомолец. - 2010. - 23 ноября.

56 Постановление Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации"// Бюллетень Минтруда России. - 2000. - N 2.

57 Бюллетень Минтруда России. - 2002. - N 5.


Информация о работе Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда