Коллективный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретико-правовом осмыслении коллективного договора как важнейшего правового института трудового права, в изучении его генезиса и последующей эволюции, а также в выявлении перспектив его развития в современном трудовом законодательстве.
Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:
-исследовать историю развития коллективного договора и его место в системе социального партнерства;
-проанализировать правовую природу коллективного договора;

Файлы: 1 файл

ТП.docx

— 55.46 Кб (Скачать файл)

На практике в организациях, как правило, принимаются положения  о порядке разработки и принятия коллективного договора. Либо эти  вопросы включаются в единое Положение  о порядке ведения коллективных переговоров, разработки и принятия коллективного договора.

Разработкой проекта коллективного  договора занимается комиссия по коллективным переговорам на основе материалов (вариантов  проекта), представленных профкомом  и работодателем с учетом предложений  и замечаний работников. Для выработки  предложений и замечаний проект необходимо вынести на обсуждение работников.

Проект должен быть обсужден в подразделениях организации. Во многих организациях после доработки с  учетом замечаний проект выносится  на обсуждение и одобрение (утверждение) общего собрания (конференции) работников. Одобренный (утвержденный) коллективный договор подписывается полномочными представителями работодателя и  работников.

Такой порядок позволяет  работникам непосредственно участвовать  в принятии коллективного договора, призванного регулировать социально-трудовые отношения у данного работодателя. Он предпочтительнее принятия коллективного  договора только в результате соглашения между представителями работников и работодателя.

Что касается срока, на который  заключается коллективный договор, то он не превышает трех лет, но может быть продлен сторонами на новый срок, который также не превышает трех лет.

Дата вступления коллективного  договора в силу определяется днем его подписания или указывается  в тексте договора.

В связи с тем, что в  организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении  организации заключается единый коллективный договор, а при его  заключении участвуют представители  всех работников, действие коллективного  договора распространяется на всех работников организации, филиала, представительства  или иного обособленного структурного подразделения.

В случае изменения наименования организации, ее реорганизации в  форме преобразования, а также  расторжения трудового договора с руководителем организации  коллективный договор сохраняет  свое действие.

При реорганизации организации  в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, коллективный договор  сохраняет свое действие в течение  всего срока реорганизации.

При смене формы собственности  организации коллективный договор  сохраняет свое действие в течение  трех месяцев со дня перехода прав собственности.

Реорганизация или смена  формы собственности организации  могут привести к заключению нового коллективного договора или продлению  Действия прежнего на срок до трех лет  по предложению любой стороны. При  ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

ТК РФ не отвечает на вопрос о судьбе коллективного договора при смене собственника.

В случае если организация, являющаяся частной собственностью, переходит к другому собственнику (например, по договору купли-продажи), то, представляется, в этих случаях  судьба коллективного договора должна быть аналогична судьбе коллективного  договора в случае изменения формы  собственности организации.

Социально-трудовые отношения, регулируемые коллективным договором, не являются краткосрочными. Соответственно установление конкретного срока  действия коллективного договора со стороны государства носит отрицательный  характер и ограничивает права сторон в области договорного правотворчества. Любые экономические и социальные изменения в организации могут  быть учтены в коллективном договоре с помощью процедуры внесения изменений и дополнений (ст. 44 ТК РФ).

Сфера действия коллективного  договора во времени может быть сформулирована аналогично сфере действия других правовых актов.

 

ГЛАВА 3. Актуальные проблемы коллективно-договорных правоотношений

3.1 Проблема представительства  сторон коллективного договора

 

Любой коллективный договор - продукт коллективных переговоров, проведенных представителями работников и работодателя. Следовательно, для  того чтобы приступать к переговорам, стороне-инициатору вначале необходимо выбрать представителя.

Представителями работников при проведении коллективных переговоров  согласно ст. 29 ТК РФ могут быть:

- первичная профсоюзная  организация;

- иные представители,  избираемые работниками.

Первичная профсоюзная организация  обычно работает только в больших  организациях. При ее отсутствии работники  собираются на общее собрание (конференцию) и выбирают своего представителя (ст. 31 ТК РФ). Законодательство не определяет, кто это может быть. Таким образом, это может быть как работник организации, так и иное лицо.

Общее собрание (конференция) необходимо и в случаях, если первичная  профсоюзная организаций существует, но объединяет менее половины работников предприятия. На таком собрании представление  интересов всех работников может  быть поручено либо данной профсоюзной  организации, либо иному представителю (представителям).

ТК РФ предусматривает  и ситуацию, когда профсоюзов много (ст. 37 ТК РФ). В этих случаях следует  создать единый представительный орган  для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного  договора и его заключения. Формирование такого органа осуществляется пропорционально  численности членов профсоюза. При  этом представитель должен быть определен  от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не будет создан в течение  пяти календарных дней с момента  начала коллективных переговоров, то представительство  интересов всех работников организации  будет осуществлять первичная профсоюзная  организация, объединяющая более половины работников. Если таковой нет, то собирается общее собрание (конференция) работников. На нем тайным голосованием определяется "первичка", которая и будет  формировать представительный орган.

У работодателя (т. е. у организации) все проще. Его представителем при  проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного  договора обычно является руководитель организации.

Руководитель также может  уполномочить на такие действия иных лиц, если это предусмотрено ТК РФ, иными законами или нормативными правовыми актами, учредительными документами  организации и локальными нормативными актами (ст. 33 ТК РФ). В частности, при  заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении  организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это  работодателем (ст. 40 ТК РФ).

Рассмотрим вопрос о порядке  заключения коллективного договора в организации, где наряду с уже  существующим профсоюзом сформирован  еще один - независимый. И хотя законодательство такого понятия не содержит, очевидно, что под ним понимается независимость  профсоюза как от работодателя, так  и от существующего профсоюза. При  этом получается несколько представительных органов работников.

Кто в таком случае будет  подписывать коллективный договор  от имени работников? Каким образом  будут проходить переговоры по его  заключению, если возникнут разногласия  между двумя представительными  органами работников?

На первый взгляд все можно  решить по принципу большинства - перевес  в этом случае получил бы тот профсоюз, который представляет большинство работников. Однако законодатель не совсем поддерживает такое решение, так как данный подход может ущемить интересы членов независимого профсоюза.

И все же принцип большинства  нашел свое выражение в ч. 3 ст. 37 ТК РФ, которая признает большие  полномочия за первичной профсоюзной  организацией, объединяющей более половины работников. Альтернативным решением вопроса было бы представление интересов  работников лицом (лицами), избранным  на общей конференции трудового  коллектива в качестве делегата для  ведения переговоров с работодателем  по заключению коллективного договора.

Ст. 40 ТК РФ установлено: коллективный договор может заключаться в  организации в целом, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Так, например, коллективный договор «БетЭлТранс» указывает, что: «Договор является основой для заключения коллективных договоров филиалов Общества (далее – коллективные договоры) в пределах предоставленных для  этих целей полномочий. Коллективные договоры предусматривают социальные гарантии сверх гарантий, предоставляемых  Договором, и в пределах бюджетов филиалов».

Ст. 43 ТК РФ распространяет действие коллективного договора на всех работников данной организации, ее филиала, представительства  и иного обособленного структурного подразделения. Таким образом, деление  работников в соответствии с делением самой организации на обособленные структурные подразделения - это  не всегда деление по профессиональному  признаку.

Анализ норм ТК РФ позволяет  сделать вывод о существенных отличиях института представительства  в гражданском и трудовом праве.

Можно сделать вывод, что  представлять интересы работников могут  любые субъекты, уполномоченные работниками  в законном порядке выступать  в качестве их представителей при  заключении коллективного договора, но только после того, как работники реализуют свое право на объединение, создадут некоммерческую общественную организацию и сформируют ее органы.

3.2 Проблемы контроля  и ответственности сторон коллективного  договора

 

В 2006 г. ч. 2 ст. 51 ТК РФ была дополнена  указанием на предоставление необходимой  информации для контроля за выполнением  коллективного договора соответствующим  органом по труду. Здесь же предусмотрен срок предоставления этой информации сторонами — не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Часть 2 ст. 51 ТК РФ в ее соотношении  с ч. 1 этой же статьи можно истолковать  как предоставление органами по труду  права контролировать выполнение коллективных договоров.

В связи с тем, что органы по труду выявляют условия регистрируемых коллективных договоров, ухудшение  положения работников по сравнению  с трудовым законодательством и  иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового  права (см. ст. 49 ТК РФ) (т. е. проверяют  законность содержания коллективных договоров  и соглашений), именно с этой целью  таким органам должна предоставляться  сторонами необходимая информация. Успешной реализации коллективных договоров  способствует контроль за исполнением  содержащихся в них обязательств и норм.

Контроль за выполнением  коллективных договоров осуществляется по двум направлениям:

на основе принципов социального  партнерства;

уполномоченными государственными органами.

Принципы социального  партнерства проявляются при  осуществлении контроля за исполнением  коллективных договоров сторонами  социального партнерства, их представителями.

В соответствии с Федеральным  законом «О профсоюзах, их правах и  гарантиях деятельности» первичные  профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением  коллективных договоров (п. 3 ст. 13).

Контроль за выполнением  коллективных договоров со стороны  уполномоченных на то государственных  органов поручен соответствующим  органам по труду.

На практике проводятся совместные проверки выполнения коллективных договоров, в которых участвуют представители  сторон, заключивших коллективный договор, соглашение, а также профсоюзов, государственной инспекции труда, прокуратуры.

Выявление противоречий действующему законодательству фиксируется в  совместном документе, на основе которого коллективный договор приводится в  соответствие в установленном порядке: либо путем непосредственного признания  в силу закона противоречащих ему  положений недействующими (см. ст. 50), либо путем внесения в коллективный договор, соглашение необходимых изменений).

Для осуществления контроля стороны (их представители) и проверяющие  органы должны иметь всю необходимую  информацию.

В условиях реформирования политической и экономической системы  в России, когда существенно расширяются  полномочия хозяйствующих субъектов, коллективный договор становится оптимальной  формой учета реальных интересов  собственников организаций и  их представителей и работников и  их представителей. При этом стороны  должны руководствоваться как принципами социального партнерства, предусмотренными ст. 24 ТК РФ (равноправие сторон и  их представителей, добровольность принятия обязательств и др.), так и другими  основными положениями, имеющими распространение  на практике. Приведем некоторые в  качестве примера:

- сотрудничество и доверие  сторон при выполнении обязательств;

- предоставление сторонами  друг другу полной и достоверной  информации о выполнении договора, социально-трудовом положении, о  принимаемых решениях, затрагивающих  профессиональные и социально-экономические  права и интересы работников;

Информация о работе Коллективный договор