Коллективные трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ современной сущности и процедуры разрешения коллективных трудовых споров.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
1) определить понятие, признаки и субъектов коллективного трудового спора;
2) проанализировать правовые нормы, регулирующие разрешение коллективного трудового спора на различных стадиях.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Коллективные трудовые споры: общая характеристика 4
1.1. Понятие и виды коллективных трудовых споров 4
1.2. Стороны коллективного трудового спора 7
Глава 2. Порядок разрешения коллективных трудовых споров 13
2.1. Разрешение спора примирительной комиссией 13
2.2. Разрешение спора с участием посредника 19
2.3. Разрешение спора в трудовом арбитраже 21
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

При недостижении согласия в примирительной комиссии в протоколе отражается существо разногласий, фиксируются позиции сторон, их намерение продолжить примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом  арбитраже.

Далее стороны продолжают примирительные процедуры на втором их этапе: с участием посредника или  в трудовом арбитраже, что также отмечается в протоколе комиссии.

Следует отметить, что  в ТК регламентируются лишь самые  общие моменты функционирования примирительной комиссии, что связано со стремлением законодателя предоставить сторонам социального партнёрства как можно больше свободы для регулирования их отношений. Более детально процедуру деятельности примирительной комиссии сторонам целесообразно излагать в коллективных договорах и соглашениях.

Когда деятельность примирительной комиссии завершена принятием согласованного решения, то спор считается разрешённым.

Решение примирительной комиссии обязательно для сторон. За невыполнение соглашений представители работодателя и работников несут ответственность в соответствии со статьёй 416 ТК РФ и статьёй 5.32 КоАП РФ.

2.2. Разрешение спора с участием посредника

 

Посредничество является одной из примирительных процедур. Её особенность заключается в том, что к разрешению спора привлекается независимое лицо – посредник, который предлагает участникам конфликта один или несколько вариантов разрешения спора. Эти варианты обсуждаются на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой для заключения соглашения о разрешении коллективного трудового спора.

Как подчёркивается в  Рекомендациях Минтруда России , главной  функцией посредника является оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого  решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Анализ литературных источников позволяет предположить, что обязательным в указанной  процедуре должно быть следующее: лицо, привлекаемое для содействия в разрешения коллективного трудового спора, в одинаковой мере устраивало обе стороны, независимо от того, назначено ли оно государственным органом, либо найдено сторонами самостоятельно, так как успешное рассмотрение коллективного трудового спора на указанном этапе в большей мере зависит от данной кандидатуры посредника.

В этом смысле следует  указать на позицию И.Я. Киселёва, заметившего, что успех посредничества в огромной мере зависит от личности посредника, который должен завоевать  авторитет сторон, их полное доверие, создать у них твёрдое убеждение в том, что он порядочен, независим, беспристрастен16.

Согласно ч.1 ст.403 ТК РФ стороны коллективного трудового спора не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника не установлен: законодательство не предусматривает каких-либо обязательных этапов и действий. Согласно ч.3 ст.403 ТК РФ их определяют стороны и сам посредник.

Трудовой кодекс РФ (часть 3 статьи 403) закрепляет право посредника запрашивать и получать у сторон коллективного трудового спора необходимые документы и сведения, касающиеся данного трудового спора. Посредник в соответствии с Рекомендациями обладает также правом: проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон; предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора; подписывать решения, принятые сторонами спора при его участии.

Срок деятельности посредника ограничивается локальном уровне социального  партнерства тремя рабочими днями  со дня его приглашения (назначения), а на иных уровнях социального  партнерства – в срок до пяти рабочих дней и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Результаты работы посредника могут выражаться в достижении согласованного решения в письменной форме и  заключении сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае в протоколе фиксируются конкретные договорённости с указанием, что спор считается урегулированным (разрешённым).

Но если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны найти отражение все оставшиеся разногласия и намерения сторон (например, создание трудового арбитража).

В нашей стране посредником  может выступать как работник органов по труду, являющийся представителем государственного органа, например, сотрудник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения), так и негосударственного органа, например учреждение «Трудовой арбитражный суд по разрешению коллективных трудовых споров», а также любой независимый специалист.

Таким образом, посредничество можно определить как необходимый  и позитивный этап примирительных процедур, который способствует качественным изменениям в отношении сторон.

Деятельность посредника позволяет объединить стороны спора через фигуру посредника, задача которого, ознакомившись с историей возникновения спора, его причинами, материалами работы примирительной комиссии, взаимными требованиями сторон, предложить пути вывода для разрешения спора с наименьшими потерями для сторон, не допустить забастовки.

 

2.3. Разрешение спора в трудовом арбитраже

 

Трудовой арбитраж –  последняя мирная стадия разрешения коллективного трудового спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника. В соответствии со статьей 404 Трудового кодекса РФ трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

В настоящее время  создание трудового арбитража является добровольным и происходит только в том случае, если стороны подписывают соглашение о подчинении его решению (ч.3 ст.404 ТК РФ). Трудовой арбитраж создаётся при непосредственном участии сторон: они избирают трудовых арбитров. Трудовой кодекс РФ рассматривает трудовой арбитраж как одну из примирительных процедур, хотя традиционно арбитраж и арбитражное рассмотрение споров относят к третейскому разбирательству, а также определяет порядок и сроки создания трудового арбитража. В его образовании участвуют представители работников и работодателя (работодателей), заинтересованные в разрешении спора, и государственный орган. Сформировать трудовой арбитраж без участия работодателя (если он уклоняется от продолжения примирительных процедур) невозможно17.

Для его создания необходимо обратиться в государственный орган, поскольку он специально назван в качестве одного из участников формирования трудового арбитража, являющийся при этом субъектом, а не стороной коллективного трудового спора. В данном случае – государство в лице органа по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров, каким является Федеральная служба труда и занятости.

Состав трудового арбитража для рассмотрения конкретного спора формируется по соглашению сторон, поскольку примирительный орган должен быть авторитетным и пользоваться доверием участников спора. Только в этом случае его деятельность может оказаться эффективной.

Создание трудового арбитража, а также его состав с указанием председателя подтверждаются в письменной форме. Рекомендации Минтруда России советуют оформить эти действия протоколом, подписанным представителями работодателя (работодателей), работников, государственного органа по урегулированию таких споров.

В решении (протоколе) рекомендуется  отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении спора, согласовав эти условия с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.

Одновременно с созданием трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров определяют регламент работы и уточняют его полномочия. Эти сведения также отражаются в письменном решении. Дата подписания решения считается днём создания трудового арбитража. С этого дня исчисляется срок, установленный для рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (три дня – на локальном уровне социального партнерства, пять дней – на иных уровнях)18.

В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража).

Для реализации возложенных  на него задач трудовой арбитраж наделён соответствующими полномочиями. Он может запрашивать и получать документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, заслушивать объяснения и обращения сторон, принимать рекомендации по существу спора, а также реализовать право работников государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров беспрепятственно посещать организации, филиалы, представительства.

В решении о создании трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров могут указать конкретные полномочия, которыми наделяются трудовые арбитры для разрешения данного спора. Например, право опросить работников организации, привлечь эксперта или консультанта.

Представляется, что в  качестве трудовых арбитров, в первую очередь, должны приглашаться специалисты, имеющие соответствующую подготовку и профессиональный авторитет в области трудовых отношений.

Поэтому при формировании состава трудового арбитража необходимо учитывать следующие условия:

а) членами трудового арбитража могут быть только независимые от сторон, не вовлечённые в конфликт арбитры, имеющие опыт в разрешении коллективных трудовых споров;

б) председатель трудового арбитража должен иметь соответствующую подготовку и профессиональный авторитет в области трудовых отношений19.

Соблюдение данных условий  при формировании трудового арбитража должно способствовать более объективному рассмотрению и разрешению спора, а также скорейшему принятию решения.

Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие решений по урегулированию спора. Они составляются в письменной форме, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам коллективного трудового спора. Решения принимаются с учётом всех обстоятельств дела в строгом соответствии с действующими законами и иными нормативными правовыми актами в сфере труда, оформляются протоколом, в котором указываются присутствующие на заседании арбитры, представители сторон спора, перечень мер, которые желательно осуществить для разрешения разногласий20.

В случаях, когда в  целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. Если же стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Проведённый анализ процедуры  разрешения и правового регулирования коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, позволяет сделать следующие выводы: передача спора в трудовой арбитраж обеспечивает продолжение примирительных процедур, поиск разумного компромисса. В отличие от примирительной комиссии или разрешения спора с участием посредника, трудовой арбитраж представляет собой третейский орган и не предполагает активного участия сторон спора в его разрешении.

Трудовой арбитраж – добровольное временное общественное образование, призванное на законных основаниях содействовать работнику и работодателю в урегулировании коллективного трудового спора. Это образование не является судом как таковым – он не вправе принимать на себя осуществление правосудия, его решения не обеспечены государственным принуждением, что, в свою очередь, не исключает и неисполнения сторонами решения, вынесенного трудовым арбитражем.

Информация о работе Коллективные трудовые споры