Коллективные трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ современной сущности и процедуры разрешения коллективных трудовых споров.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
1) определить понятие, признаки и субъектов коллективного трудового спора;
2) проанализировать правовые нормы, регулирующие разрешение коллективного трудового спора на различных стадиях.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Коллективные трудовые споры: общая характеристика 4
1.1. Понятие и виды коллективных трудовых споров 4
1.2. Стороны коллективного трудового спора 7
Глава 2. Порядок разрешения коллективных трудовых споров 13
2.1. Разрешение спора примирительной комиссией 13
2.2. Разрешение спора с участием посредника 19
2.3. Разрешение спора в трудовом арбитраже 21
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются частью 4 той же статьи ТК РФ и федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»11, который определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, организации и ликвидации. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. Деятельность таких объединений осуществляется на основе принципа добровольного вступления в них и выхода из них работодателей и (или) их объединений.

Представителями работодателей – государственных, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (статья 34 ТК РФ).

Интересы работодателя – индивидуального предпринимателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров представляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные им лица.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель этого подразделения, уполномоченный работодателем, т.е. работодатель вправе уполномочить представлять его интересы иное лицо (отсутствие уточнений по этому поводу позволяет сделать вывод, что таким представителем может быть лицо, не состоящее в трудовых отношениях с работодателем).

Для применения вышеуказанных действий не имеет значения, кто выступает работодателем: государственное предприятие, хозяйственное товарищество, общество, производственный кооператив, некоммерческая организация или индивидуальный предприниматель.

Таким образом, анализ теоретических  положений, раскрывающих правовое положение сторон коллективного трудового спора, позволяет сделать следующие выводы:

1. Сторонами коллективного трудового спора следует называть работников, с одной стороны, и работодателя – с другой с предоставлением сторонам права наделять определёнными полномочиями своих представителей.

2. Представителями работников в коллективном трудовом споре являются профессиональные союзы и их объединения, получившие полномочия от коллектива работников. Непосредственно в организациях (особенно там, где нет профсоюзов или где они малочисленны) представителями работников в случаях, предусмотренных законом, могут выступать иные, избираемые работниками органы.

3. Будучи субъектом  трудового права, коллективы работников действуют на уровне организации в целом, а также на уровне структурных подразделений (цехов, отделов и т.д.). Типичной организационной формой деятельности этих коллективов является общее собрание (конференция работников).

4. Представителями работодателей  в коллективном трудовом споре  выступают руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица. Представительство работодателей на уровнях выше организации осуществляется объединениями работодателей.

5. Представителями работодателей  – федеральных государственных  учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, в коллективном трудовом споре являются государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или самими работодателями.

6. Современное законодательство  о порядке разрешения коллективных  трудовых споров распространяется  на объединения работников и работодателей, субъектами которых, учитывая особенности коллективных трудовых отношений, выступают представители сторон.

 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

 

2.1. Разрешение спора примирительной комиссией

 

Статьей 402 ТК РФ установлено  следующие этапы разрешения коллективного трудового спора: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Разрешение коллективного трудового спора начинается с примирительной комиссии. Это обязательная примирительная процедура, которую стороны в любом случае должны использовать. Порядок рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора примирительной комиссией определён статьёй 402 Трудового кодекса РФ, а также Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утверждёнными постановлением Министерством труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. № 5712 (далее – Рекомендации).

Помимо собственно Рекомендаций, указанным постановлением утверждены форма Протокола заседания комиссии и Протокола разногласий, а также Памятка членам примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора.

Основная задача примирительной комиссии – оказание помощи сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон.

Примирительная комиссия:

– во-первых, не должна оказывать  давления на стороны при принятии того или иного решения;

– во-вторых, её участие  в рассмотрении коллективного трудового спора должно предоставлять сторонам дополнительные возможности для его мирного разрешения;

– в-третьих, должна быть готова дать сторонам предложения и  альтернативу по процедуре и существу переговорного процесса, для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового спора. Она создаётся при возникновении любого спора. Формирование примирительной комиссии возможно в организации, на уровне отрасли, субъекта РФ и так далее.

Трудовой кодекс устанавливает  ограниченные сроки создания примирительной комиссии, исходя из того, что, с одной стороны, затягивание рассмотрения коллективного спора ведёт к эскалации конфликта, с другой – образование такой комиссии труда не составляет, так как кроме представителей сторон, в её работе никто не участвует.

Примирительная комиссия, согласно статье 402 ТК РФ, создается  в срок до двух рабочих дней со дня  начала коллективного трудового спора в случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнёрства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Такое оформление необходимо для определения момента создания комиссии, что важно при исчислении сроков, установленных законом, и предоставлении гарантий работникам.

Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнёрства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников. Комиссия должна формироваться и в случае возникновения спора при заключении отраслевого (межотраслевого) тарифного, регионального и других видов соглашений, поскольку она признана обязательным органом по разрешению коллективного трудового спора.

Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального  партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании (часть 6 статьи 402 ТК РФ).

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены данным решением.

Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя (работодателей) и работников. В её состав входят лишь представители сторон. В том случае, если спор возникает на стадии разработки и заключения соглашения, необходимо учитывать, что состав участников соглашения обычно шире и включает представителей органов государственной власти или органов местного самоуправления. Последние не должны быть членами примирительной комиссии и могут принимать участие в её работе лишь в качестве наблюдателей или консультантов.

Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон. В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров (пункт 15 Рекомендаций).

Урегулирование коллективного трудового спора в ходе примирительных процедур характеризуется тем, что количество разногласий может постепенно уменьшаться. Например, профком выдвинул четыре требования. Одно из них сразу было удовлетворено работодателем. Три явились предметом рассмотрения примирительной комиссией, которая не смогла прийти к соглашению по всем вопросам, но одно разногласие сняла. Затем стороны создали трудовой арбитраж, которому осталось рассмотреть ещё два спорных вопроса. Решения арбитража по этим вопросам были приняты сторонами. Таким образом, примирительная комиссия может и не урегулировать коллективный трудовой спор как таковой, но смягчит противостояния сторон, сблизит их позиции, сократит количество разногласий.

Представитель работников либо работодателя, получив предложение об образовании примирительной комиссии, подготавливает свои встречные предложения об её количественном и персональном составе. После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.

Работодатель как сторона  спора (его представители) не может  уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в её работе. В противном случае представители работодателя несут ответственность, предусмотренную трудовым законодательством (статья 195 ТК) и КоАП РФ (статья 5.32)13.

В литературе отмечено, что  в качестве уклонения от создания примирительной комиссии следует рассматривать, например, несообщение в установленный срок о своём решении относительно членов комиссии со стороны работодателя или отказ оформить создание комиссии приказом.

Так как уклонение  от участия в работе комиссии –  более широкое понятие, то в качестве такого нарушения должны рассматриваться, например, неявка на заседание комиссии без уважительных причин и невыполнение обязанности по созданию необходимых условий для работы примирительного органа. В связи с этим, исследователи предлагают дополнить статью 195 ТК РФ положением, устанавливающим перечень возможных действий представителя работодателя, определяемых в качестве уклонения от создания и участия в работе примирительной комиссии (несообщение работодателем в установленный срок о своём решении относительно членов примирительной комиссии; отказ оформить создание комиссии соответствующим приказом (распоряжением); невыполнение обязанности по созданию условий, необходимых для работы примирительной комиссии, неявку на её заседание без уважительных причин14.

Факт уклонения одной  из сторон от участия в работе примирительной комиссии, в соответствии со статьёй 406 ТК РФ, влечёт за собой возможность передачи спора в трудовой арбитраж, а в случае уклонения работодателя от участия работы в нём, считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.

Регламент работы комиссии устанавливается самой комиссией. В ходе рассмотрения спора её членам должна быть предоставлена возможность получения необходимых документов и материалов, свободного обсуждения всех возможных вариантов разрешения конфликта. Заседания, как правило, проводятся в рабочее время (для чего члены комиссии освобождаются от работы) и протоколируются.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон и оформляется протоколом, то есть, в письменной форме, в котором целесообразно указать дату, предмет спора представителей сторон, уполномоченных на разрешение коллективного трудового спора, состав примирительной комиссии. Необходимо также изложить содержание достигнутых соглашений и определить порядок, сроки и формы исполнения решения.  Если согласие достигнуто, то в протоколе разногласий необходимо чётко отразить существо разногласий и позиции сторон, их намерения в отношении дальнейших примирительных процедур. В решении могут быть указаны сроки исполнения каждого требования, а также, по каким из разногласий достигнуто соглашение. В решении комиссии также указывается порядок и сроки его исполнения15.

Информация о работе Коллективные трудовые споры