Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 23:44, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе действующего порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров, возникших в процессе трудовых отношений.
Задачами данной курсовой работы являются:
- анализ причин возникновения индивидуальных трудовых споров;
- раскрытие понятия и сущности индивидуальных трудовых споров;
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
Понятие и классификация трудовых споров
6
1.1
Понятие трудовых споров
6
1.2
Классификация трудовых споров
8
ГЛАВА 2.
Понятие индивидуального трудового спора. Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров
12
2.1
Понятие индивидуальных трудовых споров, причины и условия их возникновения. Принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров
12
2.2
Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров. Подведомственность индивидуальных трудовых споров
20
ГЛАВА 3.
Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров
26
3.1
Разрешение индивидуальных трудовых споров путем переговоров с работодателем. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам
26
3.2
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебном порядке. Пересмотр решений по индивидуальным трудовым спорам
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Принципы трудового права (или его институтов) – это закрепленные в законодательстве основополагающие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда.
Трудовые споры рассматриваются при наличии следующих принципов:
1)Обеспечение защиты
трудовых прав сторон
2)Принцип равенства
сторон при рассмотрении
3)Принцип доступности обращения в органы, рассматривающие трудовые споры, означает, что упрощается процедура сбора доказательств и сокращаются сроки их рассмотрения.
4)Обеспечение законности
при разрешении споров
более общего принципа осуществления правосудия и органы, рассматривающие споры, должны руководствоваться только законами и иными нормативными правовыми актами и выносить решения по спорам только на их основе.
5)Принцип обеспечения
гласности при разрешении
6)Демократизм (участие представителей работников) - означает, во-первых, формирование органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в организациях (комиссии по трудовым спорам - КТС) трудовым
коллективом из его состава; во-вторых, участие профсоюзов как представителей работников на их стороне в процессе разрешения трудовых споров; в-третьих, участие представителей работников организации или профсоюза в органах по рассмотрению коллективных трудовых споров и их участие в выборе посредника;
7)Бесплатность - означает, что при обращении в суд с исковыми требованиями, вытекающими из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлины и судебных расходов.
8)Обеспечение объективности
и полноты - то есть дело
рассматривается только на
9)Быстрота рассмотрения - соблюдение органами, разрешающими трудовые споры, сроков, предусмотренных законодательством.
10)Обеспечение реального исполнения решений - реализуется при помощи закрепленного в законе специального механизма, принудительного воздействия на работодателя. Это происходит в случае добровольного невыполнения работодателем решения по трудовому спору, а также для привлечения виновных, в том числе руководителей, к ответственности. Принудительное исполнение решений юрисдикционных органов обеспечивается выдачей им специальных удостоверений и приведением этих решений в исполнение при помощи судебных приставов-исполнителей.
Основными нормативными
актами, регулирующими порядок
Конституцией РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В Конституции признается
право на индивидуальные и коллективные
трудовые споры с использованием
установленных федеральным
Вопросы, связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ и другими нормативными правовыми актами, не противоречащими ему (статья 423), в частности:
- Федеральным законом
"О государственной
- Федеральным законом "О профсоюзах, их правах и гарантиях" от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ;
- Федеральным законом "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ;
- Федеральным законом
"Об исполнительном
- Федеральным законом
"О мировых судьях в
- Федеральным законом "О прокуратуре в Российской Федерации" от 17
января 1992 г. № 2202-1;
- Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.
При этом следует учитывать
требования постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. №
63 о внесении изменений и дополнений
в постановление Пленума
Для разрешения и рассмотрения индивидуальных трудовых споров законодательством установлены уполномоченные органы:
При этом защитой прав работника в трудовых отношениях в первую очередь занимается КТС. Суд защищает само право по трудовому договору и рассматривает другие трудовые споры после (вместо) комиссии или в случае ее отсутствия.
Кроме упомянутых органов, Трудовой кодекс предполагает возможность обращения работника в государственную инспекцию труда субъекта федерации. Следовательно, можно утверждать, что государственная инспекция труда наделена полномочиями по решению трудовых споров между работниками и работодателем. Помимо этого, работник может обратиться в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора в административном порядке.
Таким образом, рассмотрением индивидуальных споров занимаются специально на это уполномоченные органы и суды общей юрисдикции – районные (городские) и вышестоящие суды. Для осуществления своих функций такие органы наделены определенными властными (юридическими) полномочиями. Поэтому органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются юрисдикционными. Они обладают определенной компетенцией, т.е. совокупностью определенных полномочий (прав и обязанностей) в сфере своей деятельности.
Подведомственность
Понятие подведомственности существенно отличается от понятия компетенции, которое означает круг правомочий правоприменительного органа, в том числе комиссии по трудовым спорам и суда, при разрешении индивидуальных трудовых споров.
Подведомственность исковых дел разделяют на единичную, в силу которой разбирать дело вправе только один суд, и множественную, когда разрешение дела могут проводить различные органы.
Наряду с понятием «подведомственность» трудовых споров в гражданско-процессуальном праве существует понятие «подсудность».
Под подсудностью в гражданском процессуальном праве понимается институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел к ведению конкретных судов судебной системы Российской Федерации для рассмотрения по первой инстанции.
Необходимо отметить, что судебная подведомственность определенным образом классифицируется в зависимости от наличия или отсутствия специальных обязательных (или возможных) процедур в связи с передачей дела в суд. В случае отсутствия необходимости проведения таких процедур и дело должно быть направленно непосредственно в суд и никуда более, подведомственность именуется исключительной.
Если спор рассматривается первоначально в КТС, а затем его рассмотрение может быть перенесено в суд (т.е. решение КТС обжалуется в суде), такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров.
Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд.
Но есть ряд споров,
рассматриваемых непосредственн
Вопрос о том, какими именно судами должны рассматриваться трудовые дела, урегулирован Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, который и разграничивает компетенцию между мировыми судьями и районными судами.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. за № 63 о внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного суда «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» вопрос о подсудности трудовых споров разрешен в зависимости от наличия или отсутствия правовой связи спорящих сторон. Решая вопрос о подсудности дела, следует иметь в виду, что исходя из содержания пункта 6 части 1 статьи 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции все дела, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров. При этом необходимо учитывать, что трудовой спор, возникший в связи с отказом в приеме на работу, не является спором о восстановлении на работе, так как он возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор), а не между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях. Мировому судье подсудны также дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку в указанном случае трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. Все дела о восстановлении на работе, независимо от основания прекращения трудового договора, включая и расторжение трудового договора с работником в связи с неудовлетворительным результатом испытания, подсудны районному суду. Дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку, по существу, предметом проверки в этом случае является законность увольнения.
В случае невозможности рассмотрения дела в том суде или тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом, председатель вышестоящего суда передает его по ходатайству сторон в близлежащий суд такого же уровня.
Следует обратить внимание на то, что действующий ГПК исключает возможность по усмотрению суда первой инстанции изменять подсудность находящегося в его производстве дела.
Передача дела из одного суда в другой производится на основании определения суда по истечении срока на обжалование, а если оно было обжаловано, то дело передается в другой суд после вынесения кассационной инстанцией определения об оставлении жалобы без удовлетворения.
Подводя итог вышесказанному
можно сделать следующий вывод
– индивидуальный трудовой спор есть
неурегулированные разногласия
между работодателем и
Глава 3. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров
3.1 Разрешение индивидуальных
трудовых споров путём
Любой трудовой спор может
разрешиться путём переговоров
работника с работодателем. Свои
требования работник может изложить
в заявлении и передать его
работодателю в установленном порядке.
Но лучше встретиться с