Причины межэтнических конфликтов в Африке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия за Африкой прочно утвердилась репутация самого конфликтоопасного региона нашей планеты. В настоящее время на Африканском континенте происходит гораздо больше конфликтов, чем на любом другом. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть которых - гражданское население.
На протяжении многих лет и даже десятилетий болевыми точками на континенте оставались Ангола, Сомали, Судан, Демократическая Республика Конго, Руанда, Бурунди, Либерия, Нигерия, Эфиопия, Мозамбик, Западная Сахара, Уганда, Чад, Мавритания, некоторые другие страны.

Содержание работы

Введение. 2
Геноцид в Руанде. 3
Дарфурский конфликт. 6
Деятельность Организации Объединенных Наций по урегулированию конфликтов в странах Западной Африки. 10
Роль региональных и субрегиональных организаций в разрешении конфликтов в странах Западной Африки. 17
Заключение. 25
Список завершённых операции ООН в Африке: 29
Текущие операции ООН в Африке: 30
Список сокращений : 30
Литература: 31

Файлы: 1 файл

Причины межэтнических конфликтов в Африке.docx

— 114.36 Кб (Скачать файл)

Важный шаг к миру был сделан в Сьерра-Леоне в ноябре 1986 г. Было подписано мирное соглашение между правительством страны и объединенным революционным фронтом (СОРФ), которое было призвано подвести черту под многолетним внутренним конфликтом, унесшим жизни более 10 тыс. человек и превратившие в беженцев и вынужденных переселенцев свыше 20% населения. Однако, после государственного переворота в 1997 г. мирный процесс полностью застопорился. В 1997 г. ООН объявила возобновление урегулирования, которое представляется возможным только при условии скорейшего восстановления в стране конституционной законности.

 
В связи с событиями 1997 г. ООН объявила эмбарго на поставки нефти и оружия, правительство майора Джонни Корома под международным давлением пошел на переговоры и, в конце концов, обязался к концу апреля 1998 года вернуть власть законному президенту.

 
В 1999 г. началась новая стадия конфликта в Сьерра-Леоне. Миротворческие силы ООН оказались не в состоянии противостоять отрядам Объединенного Революционного Фронта (ОРФ). Поводом к обострению стала попытка ООНовского контингента окружить и разоружить один из отрядов ОРФ. Боевики не только оказали ожесточенное сопротивление, но и сами окружили ООНовскую группировку, разоружили ее и на захваченной технике двинулись к Фритауну. 

 
В докладе по совершенствованию методов и приемов предотвращения конфликтов и поддерживанию мира в Африке Генеральный секретарь ООН дал понять, что ключ к этому "находится прежде всего у самих стран континента". Бутрос  Гали в тоже время с долей иронии подчеркнул, что любые меры сотрудничества между ООН и Африканским Союзом (АС) в подобных делах должны предприниматься "с учетом приоритета Объединенных Наций". Он, в частности, предложил, чтобы ООН назначила специального представителя в штаб-квартиру АС для обеспечения эффективной координации действий; направила техническую группу с краткосрочной миссией для оказания помощи АС в организации этих мероприятии; создала программу обмена кадрами и обеспечила регулярное поступление текущей информации по подготовке миротворцев от стран-членов ООН.

Другое новаторское предложение заключалось в том, чтобы ООН способствовала "партнерству" между странами, которые могли бы действовать, дополняя друг друга, - предположительно между развитыми и развивающимися государствами, например, в ситуациях когда одна страна может предоставить свои войска, а другая - обеспечить для них необходимые специализированные и тяжелые вооружения и технику. 
Трудно не согласиться с Генеральным секретарем ООН Бутросом Гали, не раз заявлявшим, что борьба за власть превратилась для либерийского народа в бесконечный кошмар. За шесть лет гражданской войны погибло около 150 тыс.человек, белее 1,5 млн. либерийцев стали, по терминологии ООН, перемещенными лицами в собственной стране и более 890 тыс. бежали за границу, в соседние государства. 

Еще в 1992 г. Совет Безопасности ООН ввел эмбарго на поставки оружия в Либерию. В 1996 г., казалось, мирный процесс стал набирать силу. В августе 1996 г. в нигерийской столице Абуджа был подписан мирный договор, согласно которому представители враждующих группировок образовали государственный совет и должны были приехать в Монровию для разоружения сторон, а затем должны были состояться всеобщие выборы.

Важный шаг к миру в Либерии был сделан в 1994 г.

Совет Безопасности ООН 21 октября принял очередную резолюцию по Либерии, предусматривающую, в частности, продление присутствия миссии наблюдателей ООН в этой стране (МНООНЛ) до января 1999 года с одновременным ее численным сокращением. 
При разработке этой резолюции члены СБ исходили из глубокой озабоченности сложной ситуацией в Либерии, непрекращающимися боевыми действиями, нападениями на персонал ООН, ЭКОВАС и других международных организаций. Мирный процесс там оказался заблокированным, враждующие группировки не выполняли достигнутых договоренностей. Все это оказывало дестабилизирующее влияние на ситуацию в субрегионе.

Как заявил на заседании СБ постоянный представитель РФ при ООН С.В.Лавров , российская делегация проголосовала за данную резолюцию, прежде всего имея в виду то, что этот документ является прямым сигналом - предупреждением всем многочисленным либерийским фракциям о недопустимости застоя в мирном урегулировании. Он декларирует намерение Совета Безопасности учитывать развитие обстановки при принятии окончательного решения в отношении дальнейшего присутствия миссии наблюдателей ООН в Либерии.

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, выступая на встрече в верхах в июле 2000 г., подчеркнул, что Африка стала единственным регионом мира, где конфликты не утихают, где сосредоточенно более половины всех беженцев и перемещенных лиц и где находятся 33 из самых бедных стран мира.

В своем докладе о работе ООН за 2000 год К. А. Аннан отметил: "Ни в одном регионе мира необходимость предотвращения конфликтов и издержки, связанные с неспособностью добиться этого, не проявляются с такой остротой, как в Африке, в частности, в Демократической Республике Конго, Эритреи/Эфиопии, Сьерра-Леоне, Судане и других странах, очевидны. К глубокому прискорбию, несмотря на совместные усилия международного сообщества, направленные на то, чтобы не допустить возобновления военных действий между Эритреей и Эфиопией, в том числе посещение делегацией Совета Безопасности обеих стран, в мае 2000 года вновь начались ожесточенные военные столкновения, которые повлекли за собой многочисленные жертвы и значительный материальный ущерб".

 
Глава VI Устава ООН акцентирует внимание на решении международных конфликтов мирными средствами: с помощью переговоров, консультаций, посредничества, арбитража, юридических услуг или других мирных средств (ст. 33). Глава VII, тем не менее, содержит одновременно рекомендации по принуждению к миру, которые имеют политическую, военную и экономическую окраску, а также процедуры, которые страны - члены ООН обязаны предпринимать для разрешения конфликтов.

 
В своем докладе 2 марта 2005 года Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан отметил, что "международное сообщество преисполнено решимости оказать помощь западноафриканским странам в преодолении существующих конфликтов и укреплении мира в регионе. Организация Объединенных Наций внесла соответствующий существенный вклад путем учреждения крупных операций по поддержанию мира в Кот-д'Ивуаре, Либерии, Сьерра-Леоне и ЮНОГБИС и ЮНОВА. В настоящее время в соответствии с обязательствами Организации Объединенных Наций в регионе развернуто свыше 24 000 военнослужащих, 1400 гражданских полицейских и 3000 гражданских служащих.

 
Такие огромные людские и материальные инвестиции можно использовать с гораздо большей выгодой, если они будут применяться в рамках широкой региональной стратегии под руководством международного сообщества. В этой связи я прошу моих специальных представителей по Кот-д'Ивуару, Либерии и Сьерра-Леоне, моего Специального представителя по Западной Африке, а также моего представителя по Кот-д'Ивуару и отделения и страновые группы Организации Объединенных Наций в этом субрегионе продолжать расширять свое взаимодействие, с тем чтобы обеспечить достижение прогресса в осуществлении своих мандатов и установлении прочного мира в регионе."

 
Также в этом докладе К. Аннан подчеркивал, что "можно сделать гораздо больше для обеспечения дополнительной синергии между присутствием миссий и другими средствами Организации Объединенных Наций и для улучшения их потенциала по осуществлению их соответствующих мандатов, гарантировав при этом как можно большую эффективность с точки зрения затрат всех операций. Наряду с приданием официального статуса ряду текущих мероприятий в области сотрудничества между миссиями, отделениями и другими подразделениями можно предпринять несколько практических шагов, с тем чтобы еще больше усилить сотрудничество между миссиями и отделениями Организации Объединенных Наций в Африке, включая, в частности:

  • создание субрегиональных резервных сил оперативного уровня;

 

  • обмен региональными воздушными средствами, разработка субрегионального плана

 

  • использования воздушных средств и рационализация функций воздушной безопасности;

 

  • осуществление текущих предварительно спланированных операций в пограничных районах, включая координацию деятельности на трансграничных пунктах.

Также следует рассмотреть вопрос о возможности совместного воздушного патрулирования; 

  • создание в рамках МООНЛ и МООНСЛ полностью интегрированных объединенных комитетов по распределению боеприпасов. Необходимо серьезным образом рассмотреть вопрос о создании совместного комитета по распределению боеприпасов в рамках ОООНКИ и субрегионального объединенного комитета по распределению боеприпасов, который включал бы ЮНОВА и ЮНОГБИС; 

 

  • согласование программ в области разоружения, демобилизации и реинтеграции и достижение соглашения между учреждениями, фондами и программами Организации Объединенных Наций и между страновыми группами относительно общей всеобъемлющей концепции разоружения, демобилизации и интеграции; 

 

  • создание района передового базирования для оказания поддержки трем миссиям по поддержанию мира, ЮНОВА и ЮНОГБИС, обеспечения общей координации деятельности по вопросам материально-технического снабжения и функционирования в качестве основного субрегионального места хранения средств".

ООН как всемирный орган по подержанию международного мира и безопасности часто критикуется за неспособность предотвратить конфликты между странами. Когда происходит эскалация этих конфликтов и они перерастают в военную фазу, ООН вновь подвергается серьезной критике за неспособность остановить и прекратить их. Международное сообщество старалось реагировать на кризисы и конфликты, чтобы избежать серьезных гуманитарных потрясений в больших масштабах.

Надежды, что ООН может предложить кардинальные решения в быстро разрастающихся местных конфликтах в недавний период "холодной войны", не всегда оправдывались. Таким образом, международная организация нередко оказывается перегруженной такими ожиданиями: усилия для достижения эффективного и справедливого решения конфликтов требуют чрезвычайно больших политических и финансовых ресурсов.

Уже сейчас ясно, что количество локальных конфликтов, значительно усугубляющих международную обстановку, вероятно, не уменьшится. В каждом конкретном случае должен быть достигнут соответствующий баланс между местными и глобальными усилиями, направленными на ликвидацию конфликтов.

В ответ на возникновение комплексных конфликтных ситуаций в Африке Совет Безопасности более последовательно поддерживал принятие мандатов, которые имеют многосторонний характер и могут тем самым заложить прочную основу для укрепления мира.

Сегодня многогранные миссии по поддержанию мира предусматривают, где это необходимо, укрепление местных органов власти и систем демократического управления, осуществление всеобъемлющих программ разоружения, демобилизации и реинтеграции, реформу в сфере безопасности и восстановление законности.

Эти мероприятия все более тесно координировались между Департаментом операций по поддержанию мира и учреждениями по вопросам развития через комплексные целевые группы поддержки миссий в Центральных учреждениях и путем назначения заместителей специальных представителей из ПРООН на должности координаторов гуманитарной деятельности и других мероприятий в постконфликтный период.

Организация поняла, что построение прочного мира в постконфликтных условиях, особенно после гражданской войны, требует устранения коренных причин конфликтов и поощрения устойчивого развития, в том числе путем укрепления демократического плюрализма, транспарентных и подотчетных систем управления, законности и процесса экономического восстановления.

 
Во многих случаях возможности африканских государств обеспечивать управление в постконфликтный период очень ограниченные. Это объясняется не только нехваткой ресурсов и оттоком старших гражданских служащих во время конфликтов, но и сомнительной законностью правительств и слабым доверием к ним со стороны населения. Поэтому для оказания правительствам помощи в укреплении мира требуются политичекие, технические и финансовые ресурсы.

Санкционируя проведение многогранных миссий в Бурунди, Кот д'Ивуаре, Либерии, Судане и Сьерра-Леоне, Совет Безопасности стремится улучшить положение в области прав человека и в укрепить местные органы власти.

Цель этих мандатов заключается в создании необходимых условий для предотвращения возобновления конфликтов не только путем осуществления операций по установлению и поддержанию мер, но и путем создания прочной основы для постконфликтного миростроительства. Международное сообщество приступило в этой связи к разработке более согласованной стратегии, предусматривающей обеспечение как краткосрочной стабильности, так и прочного мира и долгосрочной стабильности. 

Миссия Организации Объединенных Наций в Котд'Ивуаре оказывает сторонам помощь в осуществлении Соглашения Лина-Маркуси, предусматривающего решение вопросов, касающихся, в частности, гражданства, статуса иностранных граждан, избирательного законодательства, прав землевладения и экономического восстановления, а в Бурунди и Либерии Миссии Организации Объединенных Наций успешно оказывают помощь в примирении их глубоко расколотого общества и решении гуманитарных и экономических задач. 11

Что касается Судана, то в ожидании подписания всеобъемлющего соглашения о мире между правительством Судана и Народно-освободительной армией Судана/движением я назначил Специального представителя, который будет содействовать преодолению политического, экономического и гуманитарного кризиса в Дарфуре и займется планированием миссии Организации Объединенных Наций для оказания сторонам помощи в осуществлении этого всеобъемлющего соглашения о мире

Роль региональных и субрегиональных организаций в разрешении конфликтов в странах Западной Африки.

 
Важнейшую роль в мирном урегулировании конфликтов в Африке играла Организация Африканского Единства (ОАЕ) (ныне Африканский Союз). Устав ОАЕ предусматривал уважение суверенитета и территориальной целостности каждого государства и его неотъемлемого права на независимое существование и указывал, что спорные вопросы должны находить мирное разрешение путем переговоров, посредничества, примирения и арбитража (ст.3)

Информация о работе Причины межэтнических конфликтов в Африке