Типы и причины конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:41, контрольная работа

Описание работы

В жизни любой организации или предприятия деловое общение занимает важное место. Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого - вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода. Соответственно, и конфликты в той или иной степени своего проявления имеют место в организациях, почти в каждой деловой встрече или беседе, но особенно часто создаются конфликтные ситуации во время ведения переговоров.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 3
1. Определение понятия "конфлит" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 4
1.1 Структура и анализ конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 6
2. Типология конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 11
2.1 Способы разрешения конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 14
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 21
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 23

Файлы: 1 файл

упр. персоналом.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  управлению персоналом на тему:

Типы  и причины конфликтов.

 

Выполнила: Студентка III  курса

                                                                                              Заочного факультета 

                                                              Специальности «Налоги и                                   налогообложение»

Зачетная  книжка № 10178

Срок  обучения 6 лет

Мирхалилова Лилиана Рустамовна

Проверила доцент: Черемных

Лариса  Георгиевна

Тюмень 2012

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   - 3

1. Определение понятия  "конфлит" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   - 4

1.1 Структура  и анализ конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  - 6

2. Типология  конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 11

2.1 Способы разрешения  конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    - 14

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 21

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В жизни любой организации или предприятия деловое общение занимает важное место. Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого - вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода. Соответственно, и конфликты в той или иной степени своего проявления имеют место в организациях, почти в каждой деловой встрече или беседе, но особенно часто создаются конфликтные ситуации во время ведения переговоров.

В данной работе, на основе изученной литературы по управлению персоналом, психологии делового общения, конфликтологии, будут рассмотрены  понятие конфликта и типичные конфликтные ситуации в организации в целом.

Цель работы – проанализировать конфликты, их типологию  и методы преодоления конфликтных  ситуаций.

Задачами данной работы являются:

- дать определение  понятия "конфликт";

- рассмотреть  структуру конфликта;

- проанализировать типы конфликтов и типичные конфликтные ситуации.

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что для эффективного управленческого  взаимодействия любой организации, в том числе государственных  органов, сотрудникам необходимо уметь  находить компромиссы, решения и пути выхода из конфликтной ситуации, уметь "погасить" конфликт и уметь предотвратить его с помощью знаний психологии.

1. Определение  понятия "конфликт"

 

Представители ранних школ управления, в том числе  сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Конфликты возникают  практически во всех сферах человеческой жизни. Рассмотрим подробнее те, которые  происходят в организациях.

Что же такое  конфликт? В научной литературе существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Единого общего определения понятия "конфликт" нет.

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Американский  социолог Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, скрывают дорогу инновациям.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому, определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.

Наблюдения  показывают, что 80 % конфликтов возникает  помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в  возникновении конфликтов играют так  называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непосредственно.

Конфликт –  это такое отношение между  субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством  на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для уяснения сути конфликта  важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и  достаточные условия его возникновения. Можно выделить два таких признака:

1. Конфликт всегда  возникает на основе противоположно  направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются  необходимым условием возникновения  конфликта.

2. Конфликт – это  всегда противоборство субъектов  социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у  субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

 

1.1 Структура  и анализ конфликта

Основными структурными элементами конфликта  являются:

- стороны конфликта  – это субъекты социального  взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих;

- предмет конфликта  – это то, из-за чего возникает  конфликт;

- образ конфликтной  ситуации – это отображение  предмета конфликта в сознании  субъектов конфликтного взаимодействия;

- мотивы конфликта  – это внутренние побудительные  силы, подталкивающие субъектов  социального взаимодействия к  конфликту (мотивы выступают в  форме потребностей, интересов, целей,  идеалов, убеждений);

-позиции конфликтующих  сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое  явление, весьма многообразны и их можно  классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

Приводимая в табл.1 классификация является самой общей, и в ней приводятся виды конфликтов по различным признакам:

 

 

Таблица 1. Классификация  конфликтов

 

Причины конфликта –  это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту  и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Среди огромного множества причин конфликтов, прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.

Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

Социально-демографические  причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и другие

Социально-психологические  причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

Индивидуально-психологические  причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

• неудовлетворенность  условиями деятельности;

• нарушение служебной  этики;

• нарушение трудового  законодательства;

• ограниченность ресурсов;

• различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

• неудовлетворительные коммуникации.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация –  это накопившиеся противоречия, связанные  с деятельностью субъектов социального  взаимодействия и создающие почву  для реального противоборства между  ними.

Соотношение причины  конфликта, конфликтной ситуации и  конфликта можно выразить в виде следующей схемы (рис. 2).

 

Рис. 2. Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта

 

При этом важно  отметить, что особое место среди  факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.

Инцидент –  это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Для решения практических задач, связанных  с анализом конфликтов и их разрешением, важное значение имеет классификация  конфликтных ситуаций.

Наиболее часто встречающиеся  типы конфликтных ситуаций представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Типы конфликтных ситуаций

 

Рассмотрим основные этапы конфликта:

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба "противнику". Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Таким образом,  как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований.

 

 

2. Типология  конфликтов

К сожалению, общепринятой теории конфликтов, которая  бы однозначно разъясняла природу их возникновения и влияния их на развитие общества не существует, как, впрочем, не существует и единой классификации, тем не менее, большинство авторов (Гришина Г.В. Почебут Л.Г., Чикер В.А. и ряд иностранных авторов) выделяют следующие типы конфликтов: конфликт межличностный внутригрупповой

Информация о работе Типы и причины конфликтов