Причины межэтнических конфликтов в Африке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия за Африкой прочно утвердилась репутация самого конфликтоопасного региона нашей планеты. В настоящее время на Африканском континенте происходит гораздо больше конфликтов, чем на любом другом. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть которых - гражданское население.
На протяжении многих лет и даже десятилетий болевыми точками на континенте оставались Ангола, Сомали, Судан, Демократическая Республика Конго, Руанда, Бурунди, Либерия, Нигерия, Эфиопия, Мозамбик, Западная Сахара, Уганда, Чад, Мавритания, некоторые другие страны.

Содержание работы

Введение. 2
Геноцид в Руанде. 3
Дарфурский конфликт. 6
Деятельность Организации Объединенных Наций по урегулированию конфликтов в странах Западной Африки. 10
Роль региональных и субрегиональных организаций в разрешении конфликтов в странах Западной Африки. 17
Заключение. 25
Список завершённых операции ООН в Африке: 29
Текущие операции ООН в Африке: 30
Список сокращений : 30
Литература: 31

Файлы: 1 файл

Причины межэтнических конфликтов в Африке.docx

— 114.36 Кб (Скачать файл)

 

  • В-третьих, несмотря на отсутствие (пока) прямых доказательств, некоторые страны региона, судя по всему, оказали поддержку повстанцам.  
  • В-четвертых, не приходится сомневаться и в высокой боевой выучке повстанцев, которых готовили зарубежные инструктора, в частности, израильтяне. 

Все три недели боев за Фритаун в аэропорт Лунги непрерывным потоком из Нигерии поступали подкрепления. Какой стала в итоге численность ЭКОМОГ, сказать трудно. Известно только, что до середины января 1998 г. в Либерии находилось до 5 тысяч военнослужащих миротворческого контингента. После решения Абуджи о выводе этих войск, они, похоже, оказались в Сьерра-Леоне. Действия сухопутных сил поддерживали штурмовики Альфа-Джет ВВС Нигерии и французские вертолетчики, работавшие на ЭКОМОГ по контракту.

Повстанцы четко почувствовали переломный момент в обстановке. Они выступили с предложением о перемирии, обусловив его освобождением Ф. Санко. Однако, это предложение, причем уже не первое, было отвергнуто Фритауном и Абуджей. Несмотря на многочисленные предупреждения о неэффективности в перспективе военного решения конфликта, командование ЭКОМОГ взяло курс на силовое подавление повстанцев. Уже 20 января оно заявило, что полностью восстановило контроль над Фритауном.

Более того, министр иностранных дел Нигерии Тгнасиус Олисемека выступил с резкой критикой партнеров по ЭКОВАС, выступивших в роли примирителей противоборствующих в Сьерра-Леоне сторон. "Когда мы будем готовы к миру, мы подпишем его", - заявил глава МИД Нигерии.

Один из органов АC, созданных для разрешения конфликтов, - Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу. Если рассматривать его с точки зрения того, насколько эффективно он способствует поддержанию мира, то его можно назвать весьма действенным механизмом.

Комиссия была основана для разрешения конфликтов, между государствами - членами организации, исключительно мирными средствами. В статье 19 говорится: "Государства - члены обязуются разрешать споры между собой мирными путями. Для этой цели они создают комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу, состав и условия функционирования которой будут определены отдельным протоколом, подлежащим одобрению Ассамблей глав государств и правительств. Этот протокол рассматривается как основная часть настоящей хартии".

В данной статье говорится о юридической обязанности, налагаемой на все государства - члены организации, использовать только мирные средства для разрешения споров, которые могут возникнуть между ними. Таким образом, протокол должен был концентрировать указанный принцип и обеспечить механизм для его реализации

Когда создавалась АC, некоторые территориальные споры зашли уже достаточно далеко. Конфликты между государствами - членами, нерешенные мирным путем, могли привести к провалу в осуществлении целей, ради которых и была создана организация. Оценивая значение Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу, Т. Элиас утверждает, что в рамках АC ничто не является более важным для проблемы единства и солидарности, нежели поддержание хороших и добрососедских отношений между государствами - членами.

Можно сказать, что успехи комиссии смогли до некоторой степени отразить достижения самой ОАЕ тем более, что основной задачи комиссии регулируются Хартией ОАЕ, протоколом по посредничеству, примирений и арбитражу ОАЕ специальными соглашениями между спорящими государствами - членами, а также правилами процедуры Ассамблеи глав государств и правительств и Совета министров ОАЕ конвенцией по привилегиям и иммунитету ОАЕ. В последних трех документах имеется небольшая специальная часть, касающаяся комиссии.

Созданная комиссия в основном должна служить средством разрешения конфликтов, что само по себе является одной из главных целей АC. Но, как мы убедимся исходя из практики и опыта ОАЕ, государства - члены предпочитают использовать политические подходы нежели юридические нормы.

 

Следует отметить особую важность деятельности этой комиссии. Она содействует соблюдению главных принципов международного права, таких как неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение споров. Включение комиссии в организационную структуру ОАЕ явилось новым моментом..

Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу была сформирована согласно ст. 19 Хартии ОАЕ. Комиссия состоит из 21 члена, избираемого Ассамблеей глав государств и правительств. Никакие два члена не могут быть гражданами одного и того же государства. 

Одной из серьезных проблем, постоянно стоявших перед ОАЕ является вопрос о финансовых ресурсах. Он также может быть отнесен к числу причин неэффективности работы комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу. Поэтому важно, чтобы государства - члены ОАЕ, учитывая значение, роль и место, которое занимает эта комиссия в поддержанию мира и безопасности на континенте, создали специальный фонд, который способствовал бы работе этой комиссии.

 Члены комиссии должны  регулярно при участии генерального  секретаря встречаться и оценивать  работу комиссии. Из-за неэффективной  деятельности этой комиссии Африка  не только теряет своих высококвалифицированных  специалистов, но вследствие мобильности  беженцев, а также разрушения  жизненно важных экономических проектов в результате конфликтов Африканский континент находится перед лицом долгого кризиса и застоя в экономическом развитии.

Недемократичная и устаревшая международная система была неспособна обеспечить коллективную безопасность государствам "третьего мира". Следовательно, безопасность и стабильность этих государств должна была обеспечиваться на местном уровне. В Африке такие региональные организации как САДК ЭКОВАС, пытаются найти решение конфликтных ситуаций в региональном контексте. Параметры решения конфликтов и сама природа последних изменилась с наступлением глобализации и нового мирового порядка.

 
Африканский союз и другие африканские региональные организации продолжали предпринимать усилия по восстановлению мира на этом континенте. Создание Совета по вопросам мира и безопасности в рамках Африканского союза придало значительный импульс работе этой организации, чтобы она играла эффективную роль в регулировании и улаживании конфликтов в Африке.

После своего создания Совет следил за развитием событий и рассмотрел ситуацию в Бурунди, Гвинее-Бисау, Коморских Островах, Демократической Республике Конго, Кот-д'Ивуаре, Либерии, Сан Томе и Принсипи, Сомали, Судане, Центральноафриканской Республике, Экваториальной Гвинее, Эритрее и Эфиопии). Недавно Совет провел два заседания на уровне глав государств и правительств и решил уделять особое внимание некоторым конфликтам, в урегулировании которых был достигнут лишь незначительный прогресс, - это конфликты в Западном Судане (Дарфур), Кот-д'Ивуаре, Демократической Республике Конго и конфликт между Эфиопией и Эритреей. Таким образом, появились перспективы быстрого восстановления мира в этих странах.

После того как в 2002 году Африканский союз развернул Африканскую миссию в Бурунди (АМВБ), в этой стране был также достигнут значительный прогресс. АМВБ, численность которой составляет 2698 человек, помогла стабилизировать ситуацию в этой стране и существенно улучшить обстановку в плане безопасности. АМВБ передала свои функции силам Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, которые будут продолжать работать совместно с Африканским союзом и правительствами стран этого региона, чтобы убедить все стороны принять участие в работе переходных учреждений.

 
Африканский союз и МОВР предпринимают также активные усилия по обеспечению примирения сомалийцев, а ЭКОВАС и Африканский союз в тесном сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций работают над укреплением мира в Либерии и Кот?д'Ивуаре. Африканский союз и африканские региональные организации добились также существенного прогресса в создании африканских резервных сил после того, как страны "восьмерки" заявили о своей неизменной поддержке усилий по укреплению способности африканских стран проводить миротворческие операции.

В июне 2004 года Комиссия ЭКОВАС по вопросам обороны и безопасности одобрила создание резервного соединения, включающего 6500 хорошо обученных и снаряженных военнослужащих, которое можно немедленно развернуть в ответ на возникновение любого кризиса или любой угрозы миру в Западной Африке. Это соединение будет включать в себя компонент быстрого реагирования численностью 1500 человек, который будет известен как Оперативная группировка ЭКОВАС. Силы быстрого реагирования будут увеличены до размеров бригады, а остальные 1500 военнослужащих составят резерв

 
Однако следует отметить не только успехи, но и существующие проблемы. Так, в июне 2004 года на встрече глав государств - членов "восьмерки" некоторые страны "восьмерки" выступили с конкретными предложениями в отношении обучения и оснащения африканских резервных сил. Африканскому союзу и странам "восьмерки" надо будет договориться об условиях и критериях такой поддержки и о том, по каким каналам она будет оказываться.

 
Африканский союз и правительства африканских стран должны будут также рассмотреть вопрос о взаимоотношениях между Союзом и региональными организациями. Что касается экономики, то африканские лидеры уже решили, что региональные экономические сообщества должны быть основными механизмами осуществления НЕПАД и что все они должны участвовать в этом процессе, однако ситуация в плане безопасности совсем иная. Увеличение числа региональных организаций и параллельное членство в них затрудняют принятие решения о том, какая из этих организаций будет заниматься вопросами безопасности, особенно в Восточной Африке.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Занимаясь урегулированием конфликтов в Африке, и ООН, и Африканский Союз и субрегиональные организации, в частности ЭКОВАС, пришли к выводу, что конфликты по своей сложности и масштабам в значительной степени отличаются от других очагов напряженности в мире. В Западной Африке после получения странами региона независимости, возникло немало конфликтов, как внутри отдельных государств, так и за их пределами.

В основном - это территориальные конфликты, в которых важной составляющей является этнический фактор. Пример тому - конфликт на юге Сенегала, исторической подоплекой которого является политика португальских и пришедших им на смену французских колонизаторов, не учитывающих при делимитации своих владений границы ареала расселения и компактного проживания коренных местных народностей. Как абсолютное большинство внутренних конфликтов, имеющих очагом локализации приграничные области какого-либо государства, вооруженное сепаратистское движение в Казамансе имеет тенденцию к выходу за пределы национальной территории; конфликт в Казамансе способен по-прежнему негативно влиять как на ситуацию в самом Сенегале, так и обстановку в Западной Африке. Тяжелые уроки вооруженного конфликта 1998 г. в Гвинее-Биссау будут иметь логическим следствием более жестокую позицию руководства этой страны, а также Гвинеи Конакри, в отношении транзитных нелегальных поставок оружия сепаратистов.

 
Большое внимание конфликтным ситуациям на африканском континенте и, в частности, в Западной Африке, уделяла ООН как международная организация, однако сказать, что ей удалось добиться эффективных результатов в ликвидации очагов напряженности, вряд ли можно: решение конфликтных ситуаций требует огромных политических и финансовых усилий, тем более, что количество региональных конфликтов, где требуется международное вмешательство, вряд ли уменьшится в обозримой перспективе. В каждом случае необходимо при осуществлении миротворческой деятельности соблюдать баланс между глобальными, региональными и местными усилиями. 

В 1998 году, когда был впервые опубликован доклад Генерального секретаря ООН о причинах конфликтов и содействии обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке, в 14 странах этого региона происходили вооруженные конфликты или гражданские беспорядки, 11 стран были охвачены глубоким политическим кризисом и волнениями и только в остальных 15 странах были более или менее стабильные политические условия.12

За последние шесть лет эта мрачная картина радикальным и позитивным образом изменилась. В настоящее время только шесть африканских стран могут рассматриваться в качестве находящихся в состоянии вооруженного конфликта, и лишь немногие другие страны сталкиваются с глубокими политическими кризисными явлениями. Для большинства африканских стран в настоящее время характерны относительно стабильные политические условия и управление избранными на демократической основе правительствами.

 Их усилия нацелены  на экономическую реконструкцию, борьбу с нищетой и слаборазвитостью, в том числе с помощью НЕПАД. Все они подписали Алжирскую декларацию, принятую Ассамблеей глав государств и правительств Организации африканского единства в 1999 году, в которой, в частности, подчеркивается необходимость смены правительств только конституционным путем. Они продолжают предпринимать усилия по укреплению демократии путем проведения регулярных многопартийных выборов и установления конституционного порядка с помощью систем необходимых сдержек и противовесов.

 
Африканские страны и региональные организации континента предприняли серьезные усилия по устранению конфликтов путем поощрения мирных переговоров и достижения мирных соглашений в Бурунди, Демократической Республике Конго, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Судане, Эфиопии и Эритрее. Под эгидой Африканского союза они также учредили такие правовые рамки и структуры, которые позволят эффективно бороться с конфликтами. Имеются в виду, в частности, Совет по вопросам мира и безопасности и Протокол о его учреждении, а также Комитет старейшин, содействующий работе Совета. Они также развернули миротворческие силы и военных наблюдателей в ряде африканских стран и в настоящее время создают африканские резервные силы, которые позволят им принимать более активное участие в миротворческих операциях.

Информация о работе Причины межэтнических конфликтов в Африке