Причины межэтнических конфликтов в Африке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия за Африкой прочно утвердилась репутация самого конфликтоопасного региона нашей планеты. В настоящее время на Африканском континенте происходит гораздо больше конфликтов, чем на любом другом. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть которых - гражданское население.
На протяжении многих лет и даже десятилетий болевыми точками на континенте оставались Ангола, Сомали, Судан, Демократическая Республика Конго, Руанда, Бурунди, Либерия, Нигерия, Эфиопия, Мозамбик, Западная Сахара, Уганда, Чад, Мавритания, некоторые другие страны.

Содержание работы

Введение. 2
Геноцид в Руанде. 3
Дарфурский конфликт. 6
Деятельность Организации Объединенных Наций по урегулированию конфликтов в странах Западной Африки. 10
Роль региональных и субрегиональных организаций в разрешении конфликтов в странах Западной Африки. 17
Заключение. 25
Список завершённых операции ООН в Африке: 29
Текущие операции ООН в Африке: 30
Список сокращений : 30
Литература: 31

Файлы: 1 файл

Причины межэтнических конфликтов в Африке.docx

— 114.36 Кб (Скачать файл)

Деятельность АС по урегулированию конфликтов следует рассматривать в контексте ее содержания и формы, а также результатов практической деятельности ОАЕ в этом направлении.

Учитывая особую важность предотвращения и урегулирования пограничных и других территориальных споров в Африке, Ассамблея глав государств и правительств на очередной сессии (1994 г.) приняла Резолюцию о пограничных спорах между африканскими государствами, в которой говорится, что главный орган ОАЕ, полагая, что территориальные проблемы представляют серьезный и постоянный фактор разногласий, осознавая существование маневров, предпринимаемых за пределами Африки и направленных на раскол африканских государств, считая, далее, что границы африканских государств при достижении независимости являются вполне определенными, … признает настоятельную необходимость разрешения споров между африканскими государствами мирными средствами и строго в рамках Африки.

Что касается международных средств урегулирования конфликтов, то африканские государства пользовались ими крайне редко, предпочитая собственными силами находить пути выхода из кризиса. В 90-е годы ХХ века отмечается рост числа различного рода инициатив по укреплению мира и безопасности на Африканском континенте. Это направление работы постепенно становилось приоритетным в деятельности ОАЕ (АС).

Один из наиболее исчерпывающих документов, касающихся проблем безопасности и стабильности на континенте, стал коллективный документ "На пути к конференции по безопасности, стабильности, развитию и сотрудничеству в Африке", принятый в мае 1991 года на форуме африканских лидеров и представленный на обсуждение Ассамблее глав государств и правительств в 1991 г.

 
В этом документе подчеркивалась необходимость предотвращения конфликтов и укрепления механизмов их разрешения на правительственном, политическом и дипломатическом уровнях. Он отражал комплексный подход африканских лидеров к проблемам безопасности на континенте.

В нем предлагалось рассмотреть на специальной конференции вопрос создания действенного механизма миротворчества, а именно:

  • образовать орган, который бы давал мандат на проведение, продление или завершение миротворческих операций;

 

  • создать соответствующие структуры командования и управления;

 

  • сформировать органы тылового и административного обеспечения миротворческих операций; 
    обеспечить систему финансирования;

 

  • установить процедуру предоставления контингентов для межафриканских сил;

 

  • четко определить условия, требующие быстрого развертывания миротворческих сил в случае агрессии против государства-участника.

 

Кроме того, предлагалось разработать меры доверия и заключить договоры о ненападении (по модели ЭКОВАС). ЭКОВАС создано в 1975 г. согласно Договору об экономическом сообществе государств Западной Африки, вступившему в силу в 1976 г. В Договоре отражено также сотрудничество в политической сфере. Договором и последующим Лагосским заключительным актом, подписанным в 1980 г., предусматривается создание к 2000 г. Африканского экономического сообщества на базе существующего и будущих региональных сообществ.

Африканские государства также должны были бы взять на себя обязательства защищать друг друга в случае внешней военной агрессии. В документе говорилось о необходимости сократить военные расходы, содержался призыв обсудить возможности самообеспечения континента в военной области. Предлагалось регулярно сообщать Секретариату ОАЕ (АС) об экспорте и импорте вооружений.

Много внимания уделяет АС и мерам превентивной дипломатии и раннего предупреждения конфликтов.1 Важным шагом явилось создание в рамках АС центрального органа - механизма по предупреждению, регулированию и разрешению конфликтов. Наличие данного органа - главная особенность, отличающая АС от других региональных международных организаций.

В деятельности этого органа, к сожалению, не было случая, когда он бы предотвратил конфликт. Тем не менее, он принимает все меры, направленные на то, чтобы предотвратить повторение конфликтов, которые в свое время были урегулированы.

17 декабря 1998 года состоялась  четвертая очередная сессия центрального  органа, по окончании которой  было принято коммюнике, в котором  были даны соответствующие оценки  всем имеющимся конфликтам и  приняты по ним соответствующие  решения.

Центральный орган выражает свое удовлетворение позитивными сдвигами в Гвинее-Биссау, в частности, подписанием 26 августа 1998 года в Праге соглашения о прекращении огня, подписанием Абужийского соглашения от 1 ноября 1998 года и назначением премьер-министра, а также предложениями сформировать правительство национального единства, структура и состав которого были определены на состоявшейся 15декабря 1998 года встрече в Ломе.

Центральный орган призывает государства - члены ЭКОВАС, обязавшиеся предоставить войска для контингентов в Гвинее-Биссау, выполнить это обязательство в кратчайшие сроки.

Кроме того, он призвал государства - члены ОАЕ (АС) и Организацию Объединенных Наций оказать необходимое материально-техническое содействие в целях скорейшего развертывания группы ЭКОВАС по наблюдению за соблюдением условий прекращения огня (ЭКОМОГ) в Гвинее-Биссау.

Он призвал государства-члены ОАЕ (АС) и других членов международного сообщества поддержать оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате боевых действий на Анжуане.

Финансовые средства, представленные Соединенными Штатами, согласно акту о разрешении конфликтов в Африке, принятому Конгрессом в 1994 году, помогли создать центр по управлению конфликтами в штаб-квартире ОАЕ в Аддис-Абебе, где группа гражданских и военных специалистов будет круглосуточно вести наблюдение за развитием кризисных ситуаций в Африке.

 Создание этого центра - вторая особенность превентивной  дипломатии, существующей на Африканском  континенте. В июне 1995 года на  саммите ОАЕ было принято решение  о создании сети раннего предупреждения  в рамках этого центра. США  также финансировали "пакет возможности" (радиооборудование, джинсы и т.д.) для сил наблюдения ОАЕ численностью  в 100 человек, которые должны были  сформироваться к январю 1996 года. Великобритания организовала серию  успешных семинаров по раннему  предупреждению, привинтивной дипломатии и поддержанию мира в Египте, Гане, Зимбабве и Ботсване.

АС поддерживает и региональные инициативы по созданию органов предотвращения конфликтов и их урегулированию. Упор на регионализацию сделан организацией не только в экономической области, но и в определенной степени в области урегулирования конфликтов. Речь идет о деятельности ЭКОВАС в Западной Африке.

Главную роль в мирном урегулировании межгосударственных конфликтов в рамках АС играют ее руководящие органы - Ассамблея и Совет министров, которым стороны в споре, третьи стороны, а также представители органов АС излагают свои позиции в отношении спора. Как правило, первым шагом к урегулированию спора является призыв к странам не допускать действий, обостряющих конфликт, и решать его исключительно мирными средствами. С помощью ОАЕ были урегулированы конфликты между Гвинеей и Либерией, Гвинеей и Сенегалом, Кот Д'Ивуаром и Тунисом и т.д.

ЭКОВАС играет важную роль в разрешении конфликтов в субрегионе. В июне 1997 года Генеральный секретарь ОАЕ передал 200 тыс. долларов ЭКОВАС для содействия миротворческим усилиям в субрегионе (Западная Африка).

Экономическое сообщество государств Западной Африки ЭКОВАС (англ. соответствие - ECOWAS) возникло в Лагосе 28 мая 1975 года с целью ускорения экономического развития в странах Западной Африки посредством создания общего рынка, основанного на постепенной ликвидации всех видов дискриминации при совершении экономических сделок между государствами и направленного на гармонизацию различных экономических стратегий, включая стратегию развития сельского хозяйства, промышленности и совершенствования денежной системы, а также сотрудничества в сфере производства энергии, добычи ископаемых и создания совместных инфраструктур.

В 1993 году среди целей сообщества было обозначено "сотрудничество в политической сфере" и обязательство создавать миротворческие силы в регионе в рамках протокола о взаимопомощи и обороне, принятого в 1981 году. Для этой цели организацией была создана наблюдательная группа ЭКОВА

Международное сообщество предпринимает активные усилия по прекращению кровопролития в Либерии. Важная роль при этом принадлежит ЭКОВАС и созданным под его эгидой межафриканским силам по поддержанию мира в Либерии - ЭКОМОГ "белые каски", костяк которых составляют служащие нигерийской армии. Результатом этих усилий стало, в частности, подписание лидерами противоборствующих фракций в июле 1996 года соглашения, предусматривавшего полное разоружение боевиков и проведение в стране всеобщих демократических выборов до 30 мая 1997 года.

Военные перевороты последних лет в Нигерии, Гамбии, Нигере, Сьерра-Леоне не только дестабилизировали ситуацию в Западной Африке в целом, но и поставили под сомнение вопрос о сохранении государственности в названных странах. К чему это приводит, наглядно показывает пример Либерии.

Еще в августе 1990 года западноафриканское сообщество (ЗАС) ввело в раздираемую этническими противоречиями Либерию межафриканские вооруженные силы (ЭКОМОГ), куда вошли контингенты из Ганы, Нигерии, Сьерра-Леоне, Гамбии и Гвинеи, к которым позже присоединилось военное подразделение из Сенегала (наиболее благополучная страна Западной Африки не торопилась втягивать своих граждан в вооруженный спор местного характера). Военные действия сопровождались обострением межплеменных противоречий, развалом экономики, голодом и тотальным обнищанием либерийцев. Совместно с ЭКОВАС в урегулировании конфликта в Либерии участвовали ООН и Организация Африканского Единства.

 В 1993 году ими был  сформирован государственный совет, представляющий противоборствующие  стороны. Однако, обстановка продолжала  оставаться очень сложной, а в 1996 году госсовет фактически распался: из пяти его членов двое скрылись за границей, а председатель бесследно исчез.

Тем не менее, применив максимум дипломатичности в сочетании с линией на жесткое наведение порядка, представителям ОАЕ и ЭКОВАС удалось добиться умиротворения и даже выработать график работы по восстановлению государственной власти в стране.

Поначалу даже казалось, что Либерия еще не потеряна для демократии западного типа. Под наблюдением миротворцев политические партии Либерии начали готовиться к президентским и всеобщим выборам - первым за последние 12 лет. Наиболее серьезные шансы победить имели два Объединенных освободительных движения за демократию и одноименные партии народностей мандинго и кран, Национально-патриотический фронт, Партия либерийского народа и Независимый патриотический фронт. Выборы намечались на 30 мая, дата была выбрана по решению ЭКОВАС, добившегося подписания мирного соглашения между конфликтующими сторонами. Однако, ситуация неожиданно изменилась.

Одна из "горячих точек" в Западной Африке является Сьерра-Леоне. Президент Ахмад Теджан Каба, пришедший к власти в марте 1996 г. в результате победы на демократических выборах, пользовался поддержкой Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС), и чтобы помочь ему сохранить власть, ЭКОВАС по инициативе Нигерии направило в Сьерра-Леоне миротворческие силы.

Парадоксально, что в роли главного защитника демократии в Сьерра-Леоне выступил президент Нигерии Сани Абача.

В феврале 1998 года контингент ЭКОМОГ, основу которого составляют нигерийские части, штурмом взяли Фритаун, свергли правящую в Сьерра-Леоне военную хунту и возвратил и к власти в этой стране президента Ахмада Теджена Каббу. Последний лишился власти в результате военного преворота в мае 1997 года. 

Несмотря на одержанную победу над хунтой и ее союзниками, в течение последующего года в восточных и северных районах страны не прекращались бои между силами ЭКОМОГ и противниками Каббы.

Первые стремились во что бы то ни стало овладеть находившимися в тех районах алмазными копями, вторые - удержать их. Им было ради чего сражаться - алмазы из Сьерра-Леоне пользуются репутацией одних из самых чистых в мире. Судя по всему, противники Каббы больше преуспели в "алмазной войне".

На протяжении почти пяти лет страны ЭКОВАС принимали активное участие в урегулировании конфликта. При их посредничестве 18 мая 1999 года были заключены так называемые Ломейские соглашения, подписанные президентом Сьерра-Леоне Ахмадом Тенджаном Каббой и лидером ОРФ Фоде Санко. В соответствии с этими соглашениями, военный контингент ЭКОВАС был введен в страну, где и находился до апреля 2000 г.

В конце 1998 года формирования ОРФ развернули общее наступление и 6 января вошли в столицу страны, началась битва за Фритаун.

Сразу же у многочисленных наблюдателей возник вопрос: почему пользующиеся в Западной Африке репутацией достаточно безопасного континента ЭКОМОГ, имевший также поддержку с моря и воздуха, не смог воспрепятствовать повстанцам? Видится в этом несколько причин психологического и политического свойства.

 

  • Во-первых, боевому духу военнослужащих ЭКОМОГ никак не способствовало то, что им в течение достаточно длительного времени не платили жалования. Миротворцы понесли тяжелые потери в предшествовавших боях и не пользовались не малейшей поддержкой со стороны местных вооруженных сил, ранее составлявших основу военной хунты.  
  • Во-вторых, ряд государств Западной Африки весьма негативно смотрит на все возрастающую роль Нигерии как регионального жандарма. Эти настроения существуют даже среди личного состава ЭКОМОГ. 

Информация о работе Причины межэтнических конфликтов в Африке