Предмет МЧП и его соотношение с международным публичным правом и внутригосударственным правом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Это право является международным, поскольку им регулируются отношения, выходящие за рамки юрисдикции одного государства.
Это право является частным, поскольку им регулируются лишь гражданские, семейные и трудовые отношения международного характера.
Другим названием данной дисциплины является «коллизионное (конфликтное) право», поскольку основной вопрос данной дисциплины состоит в разрешении коллизий (конфликтов), существующих между разнонациональными законами.

Файлы: 1 файл

МЧП.doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

Специальные коллизионные правила установлены в отношении института объявления безвестно отсутствующим и признания лица умершим. В данном случае следует иметь в виду, что подобные материальные нормы существуют не во всех странах. Коллизионные аспекты безвестного отсутствия и объявления умершим решаются на основании привязки отношения к личному закону. Однако в силу специфических обстоятельств данных дел, в нац-ых законодательствах закрепляется привязка к закону страны суда, такое правило закреплено в ст. 1200 ГК РФ. Специальные правила м. также содержаться в отдельных двухсторонних договорах, в частности, в соответствии с положениями Российско-Кубинского договора 1984 г. объявить лицо безвестно отсутствующим или умершим вправе только судебные учреждения страны, гражданином которой являлось это лицо в то время, когда по последним данным оно б. живым. Подобные предписания зафиксированы и в др. договорах (Монголия, Чехия, КНДР), а также в многосторонней Конвенции о правовой помощи 1993г., заключенной в рамках СНГ.

 

15. Общая характеристика и виды юридических лиц в МЧП.

 

Деятельность юридических лиц зачастую не ограничивается территорией одного государства и может осуществляться во многих странах.

Международными юридическими лицами современная западная правовая доктрина признает те юридические лица, которые созданы, во-первых, либо непосредственно в силу международного договора, либо, во-вторых, на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором. К первым относятся, например. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейское общество химической обработки облученных горючих материалов ("Еврохемик"). Ко вторым относятся Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования ("Еврофирма"), Банк международных расчетов (БМР).

В современной экономической литературе монополии, деятельность которых охватывает многие страны, делятся на несколько групп. Во-первых, это национальные общества, тресты, компании и т. п., имеющие за рубежом многочисленные филиалы и дочерние фирмы. Такие монополии являются международными по сфере своей деятельности, но национальными по капиталу, поэтому в качестве международных юридических лиц они рассматриваться не могут. К числу корпораций такого рода относятся "Дженерал моторз" (США), "Фольксваген" (ФРГ), "Филипс" (Нидерланды).

Вторую группу монополий составляют транснациональные объединения, которые являются международными не только по сфере деятельности, но и по капиталу. Однако, несмотря на то, что в них функционирует капитал нескольких государств, созданы эти монополии как юридические лица одного государства. Поэтому международными юридическими лицами они также не считаются.

Не являются международными юридическими лицами и так называемые "смешанные общества". Под "смешанными обществами" в международном частном праве обычно понимаются торговые общества или производственные предприятия, капитал которых принадлежит юридическим лицам или гражданам различных государств.

От национальных юридических лиц, созданных на основе права одного государства, следует отличать международные юридические лица, которые создаются на основе международного договора. Личным законом таких компаний не может быть право одного государства. Личный статут таких международных организаций определяется международным соглашением. К международным юридическим лицам относятся, прежде всего, международные межправительственные организации системы ООН.

Помимо указанных выше, существует и еще одна категория — транснациональные корпорации, многонациональные предприятия и т.д. Существует ряд сложностей при определении личного закона таких образований. С одной стороны, они созданы по праву какого-либо конкретного государства, а с другой — имеют несколько дочерних компаний, которые в свою очередь создаются по праву государства, на территории которого осуществляют деятельность.

Транснациональные корпорации (ТНК) имеют интернациональный характер не только по сфере деятельности, но и по капиталу. ТНК представляют собой сложнейшую многоступенчатую вертикаль:

- головная корпорация (национальное юридическое лицо),

- дочерние холдинговые (акционерные) компании (юридические лица того же или других государств), - производственные компании (юридические лица третьих стран),

- холдинговые компании (юридические лица «четвертых» стран) и т.д.

Национальность каждой «дочки» — самостоятельного юридического лица — определяется в соответствии с законодательством того государства, на чьей территории такое подразделение действует. Характерная особенность ТНК — юридическая множественность при экономическом единстве. На международном уровне разработан «Кодекс поведения ТНК».

 

В современном мире деятельность ТНК имеет глобальный характер (например, корпорация «Microsoft»). Установить единый личный закон подобного объединения можно только при использовании теории контроля (которая закреплена в законодательстве далеко не всех государств): по личному закону головной компании.

Специфическим видом транснациональных компаний являются оффшорные компании, в массовом масштабе создаваемые в специальных оффшорных зонах. Оффшорная зона — это ст

оффшорных центров их национальными компаниями. В целях ужесточения контроля за движением капиталов через границы и ограничения количества оффшорных компаний во многих странах принято антиоффшорное законодательство (США, Великобритания, Франция). В рамках Европейского Союза в обязательном порядке проверяются все сделки с компаниями из оффшорных зон и все отчисления в адрес оффшорных компаний облагаются дополнительным налогом «у источника». Процесс борьбы с оффшорами начался в середине 80-х  гг. XX в. В России принят Федеральный закон от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Большинство оффшорных зон — это развивающиеся и островные государства. Однако, несмотря на мировую борьбу с оффшорами, выгоды от них для «принимающего» государства очевидны. Именно поэтому на территории многих развитых европейских стран (Швейцария, Португалия, Испания, Великобритания, Мальта, Люксембург) и на территории США (Делавэр, Невада, Вайоминг) существуют оффшорные центры. С середины 90-х гг. XX в. предпринимаются попытки создания оффшорных зон на территории РФ (свободные экономические зоны или зоны экономического благоприятствования — Ингушетия, Калмыкия, Бурятия и др.).

 

16. Понятие и критерии национальности (государственной принадлежности) юридических лиц. Личный закон юридического лица.

 

 

 

 

17. Правовое положение международных юридических лиц. Транснациональные корпорации. Правовой статус «оффшорных компаний».

 

  1. Хозяйственная деятельность  иностранных предприятий в России  может осуществляться в следующих организационно-правовых формах:

- участие в предприятиях, а также создание дочерних предприятий;

- создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным юридическим и физическим лицам, а также их дочерних предприятий и филиалов;

- приобретение предприятий и долей участия;

- создание филиалов иностранных юридических лиц;

- создание представительств иностранных юридических лиц.

       Основными законодательными  актами, регулирующими положение  предприятий с иностранными инвестициями в России, являются ГК РФ, Закон об иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г., а также акты о приватизации. Как отмечалось выше, согласно российскому законодательству, под предприятиями с иностранными инвестициями понимаются предприятия с долевым участием иностранных инвесторов (совместные предприятия -- СП) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. Все они могут создавать дочерние предприятия и филиалы. Кроме того, на территории России могут создаваться филиалы иностранных юридических лиц.

       Юридические лица  подразделяются в России, исходя  из цели их основной деятельности, на коммерческие и некоммерческие  организации. В ГК РФ дается  исчерпывающий перечень форм  коммерческих организаций. Это хозяйственные  общества и товарищества. Кодекс четко разделил товарищества как объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности, и общества как объединения капиталов, не требующие такого участия, но предполагающие наличие специальных органов управления.

       Хозяйственные  общества, согласно ст. 66 ГК РФ, могут  создаваться в форме акционерного  общества, общества с ограниченной  или с дополнительной ответственностью. Акционерные общества, в свою  очередь, подразделяются на открытые  и закрытые. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым, а общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, -- закрытым.

       Обществом с  ограниченной ответственностью  признается учрежденное одним  или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен  на доли определенных учредительными  документами размеров. Участники  такого общества не отвечают  по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 87 ГК).

       Иностранные инвесторы  при создании предприятий с  иностранными инвестициями обычно  используют форму закрытого акционерного  общества или общества с ограниченной ответственностью, хотя в ходе проводившейся в 1992--1993 годах приватизации иностранные фирмы приобретали акции и вновь образованных акционерных обществ.

 

Формы ведения бизнеса иностранными гражданами и юридическими лицами в РФ

Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны. Привлечение иностранных инвестиций является объективной необходимостью.

Понятие иностранной инвестиции:

Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

Иностранных предпринимателей, участвующих на российском рынке, законодательство определяет понятием «иностранный инвестор» и закрепляет, что иностранными инвесторами могут быть:

иностранные юридические лица;

иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами;

иностранные граждане;

лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ;

международные организации; и иностранные государства.

Иностранные юридические лица могут осуществлять на территории России следующую хозяйственную деятельность при условии соблюдения ими правил ведения такой деятельности, установленных внутренним российским законодательством:

- заключать внешнеэкономические  сделки без каких-либо специальных  разрешений (купля-продажа, подряд, лизинговые  операции и др.).

- арендовать земельные участки, здания и помещения для офисов, осуществлять производственную деятельность, а также приобретать право собственности на недвижимое имущество (с учетом установленных ограничений);

- совершать связанные со сделками  расчеты, кредитно-финансовые, транспортные и иные операции;

- быть учредителями и участниками  создаваемых в РФ обществ и  товариществ

- заключать инвестиционные соглашения, концессионные соглашения, соглашения  о разделе продукции и в  иных формах участвовать в  разработке недр и природных ресурсов;

- учреждать на территории России  свои представительства, филиалы;

- регистрировать товарные знаки  и наименования мест происхождения (на началах взаимности);

- быть учредителями и участниками  некоммерческих и благотворительных  организаций и др.

Законом РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» закреплено, что правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ.

Ограничения в деятельности иностранных инвесторов на территории РФ могут быть установлены только федеральными законами. На сегодняшний день к ним относятся:

- виды деятельности, связанные  с обороной страны, а именно деятельность, связанная с ядерными установками и материалами, радиоактивными веществами, шифровальными средствами, вооружением и боеприпасами, военной и авиационной техникой, авиационной безопасностью, космическими разработками.

- деятельность СМИ, а именно телевизионное и радиовещание на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более численности населения субъекта РФ, деятельность редакции и (или) издателя периодического печатного издания, продукция которого выпускается тиражом отдельного номера не менее 1 млн. экземпляров, а также полиграфическая деятельность, осуществляемая субъектом, способным обеспечить печать не менее 200 млн. листов оттисков в месяц.

- деятельность хозяйствующего  субъекта, занимающего доминирующее положение в географических границах РФ на рынке услуг связи (за исключением предоставления доступа к сети "Интернет") и включенным в реестр, предусмотренный Федеральным законом "О защите конкуренции", на рынке услуг фиксированной телефонной связи на территории 5 и более субъектов РФ, в области производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, а также оказание услуг хозяйствующим субъектом, внесенным в реестр субъектов естественных монополий, и некоторые другие.

- деятельность, связанную с полезными ископаемыми и природными ресурсами: геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения, добычу (вылов) водных биоресурсов, выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и др. (ст. 6 Закона).

Информация о работе Предмет МЧП и его соотношение с международным публичным правом и внутригосударственным правом