Предмет МЧП и его соотношение с международным публичным правом и внутригосударственным правом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Это право является международным, поскольку им регулируются отношения, выходящие за рамки юрисдикции одного государства.
Это право является частным, поскольку им регулируются лишь гражданские, семейные и трудовые отношения международного характера.
Другим названием данной дисциплины является «коллизионное (конфликтное) право», поскольку основной вопрос данной дисциплины состоит в разрешении коллизий (конфликтов), существующих между разнонациональными законами.

Файлы: 1 файл

МЧП.doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

Организационная структура ИКСИД включает в себя административный совет и секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, который избирается Ген. советом. ИКСИД ведет списки примирителей и арбитров, а также обеспечивает организационную сторону примирительных и арбитражных процедур. Каждое гос-во - участник конвенции может назначить в списке примирителей и арбитров по 4 человека. Под юрисдикцию ИКСИД подпадают инвестиционные споры между гос-вами -членами конвенции и инвесторами другого гос-ва. В силу государственных иммунитетов для передачи спора на рассмотрение ИКСИД требуется письменное согласие сторон. Спор мб также передан на рассмотрение ИКСИД в том случае, если такая возможность предусмотрена двусторонними международными соглашениями. Для разрешения споров конвенция предусматривает 2 вида процедур:

- примирительная процедура (для её проведения формируется примирительная комиссия, состоящая из любого нечетного числа примирителей, которые назначаются по соглашению сторон.

Комиссия осуществляет примирительные процедуры, суть которых состоит в том, чтобы выяснить предмет спора между сторонами и добиться соглашения между ними на взаимоприемлемых условиях. В этих целях комиссия вправе рекомендовать сторонам условия урегулирования спора. Стороны обязаны сотрудничать с комиссией и максимально учитывать её рекомендации. Результат работы комиссии отражается в протоколе и носит рекомендательный характер.

- арбитражная процедура: для её проведения формируется арбитражный суд, состоящий из любого нечетного кол-ва арбитров, назначаемых по соглашению сторон. Если стороны не пришли к согласию, то суд формируется в составе 3-х арбитров, при этом каждая из сторон назначает по одному арбитру, а третьего арбитра назначает Ген. Секретарь ИКСИД. При этом данный третий арбитр признается председательствующим. Арбитражный суд разрешает инвестиционный спор в соотв-вии с такими нормами права, которые мб согласованы сторонами. При отсутствии соглашения о применимом праве суд применяет право гос-ва, являющегося стороной спора. Кроме того, суд вправе применить соответствующие нормы международного права, суд принимает решение простым большинством голосов, решение составляется в письменной форме и подписывается голосовавшими за него членами суда. Арбитражное решение мб пересмотрено только в случае выявления ранее не известного факта, который существенно влияет на решение суда. Факт должен быть неизвестен суду и заявителю. Каждое гос-во - участник должно признавать арбитражное решение, вынесенное согласно конвенции в кач-ве обязательного. Также такое гос-во обязано выполнять финансовые обязательства, предусмотренные таким решением как если бы это было окончательное решение суда данного гос-ва. В целом в настоящее время ИКСИД - наиболее авторитетный орган по рассмотрению инвестиционных споров.

 

27. Правовой режим особых экономических зон.

 

Обычно под свободной экономической зоной понимается территория государства, на которой действует льготный режим хозяйственной деятельности для отечественных и иностранных инвесторов.

Льготы, которые предоставляются иностранным инвесторам, обычно включают в себя:

1) пониженные ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин либо полное освобождение от уплаты таможенных платежей

2) упрощённый порядок регистрации компаний с иностранными инвестициями

3) упрощённый порядок въезда и выезда иностранных граждан.

Свободная экономическая зона создаётся, как правило, на основе национального закона. Такие законы приняты в США, Великобритании, странах Европейского Союза, Южной Корее. Особое распространение свободные экономические зоны получили в практике Китая.

В России создание свободных экономических зон началось примерно с начала 90-х годов (после принятия закона СССР «Об иностранных инвестициях»).

Первоначально статус свободной экономической зоны предоставлялся целым административно-территориальным образованиям (т.е. отдельный край или область объявлялись территориями со свободными экономическими зонами).

Но такая практика претерпела изменения с 1993 года, когда был принят закон «О таможенном тарифе» и был взят курс на создание небольших, компактных свободных экономических зон.  

Свободная экономическая зона требует больших затрат на обустройство соответствующей территории.

В РФ отсутствует ФЗ, который бы регламентировал статус свободной экономической зоны. Поэтому одни свободные экономические зоны учреждаются отдельными федеральными законами (например: ФЗ «О свободной экономической зоне в Калининградской области» 1996 года), другие – постановлениями Правительства РФ (например: постановление Правительства РФ «О создании свободной экономической зоны в городе Находка (Приморский край)»).

С начала 90-х гг. было принято более 50 нормативных актов о создании более чем 50 свободных экономических зон в России. Однако реально к свободным экономическим зонам можно отнести только две:

1) свободная экономическая зона «Янтарь» (Калининградская область)

2) свободная экономическая зона в городе Находка (Приморский край).

В процессе функционирования свободных экономических зон допускались большие злоупотребления (предприятия лишь регистрировались в свободной экономической зоне, но реально свою деятельность там не осуществляли, а лишь пользовались льготным налогообложением).

Смысл существования предприятия в свободной экономической зоне – это не только регистрация, но и реальное осуществление там своей деятельности.

По существу большинство свободных экономических зон в РФ являлись и являются внутренними оффшорными зонами.

В соответствии с классической моделью оффшорной зоны предприятия, которые там регистрируются, не имеют права осуществлять в этой зоне хозяйственную деятельность, а могут лишь содержать свой офис.

Смысл существования оффшорной зоны заключается в том, чтобы регистрировать как можно больше предприятий, т.к. оффшорная зона живёт в основном за счёт доходов от регистрационных платежей.

Иностранные лица, регистрируя свои предприятия в оффшорной зоне, получают подконтрольные им компании, которые имеют иностранный статус. С такой иностранной компанией можно заключать различные договоры (как правило, с целью ухода от местного налогообложения).

Например: юридическое лицо создаёт в оффшорной зоне страховую компанию, а затем страхует в ней своё имущество (включая и то, которое не нуждается в страховании). Затем в качестве страховых платежей за границу переводятся суммы денежных средств, которые изымаются из-под местного налогообложения. Затем можно со страховой компанией заключить кредитный договор, по которому получить обратно переведённые средства. При этом суммы процента за полученный кредит также переводятся за границу и изымаются из-под местного налогообложения.

Выгоды от регистрации компании в оффшорной зоне заключаются в следующем:

1)  регистрация осуществляется в короткий срок за относительно небольшую плату (50 – 70 $)

2) в соответствии с законами оффшорных территорий их власти не предоставляют информацию о деятельности зарегистрированных в них компаний (т.е. имеет место режим полной конфиденциальности)

3) оффшорные компании не облагаются налогами в месте их регистрации, т.к. они не ведут хозяйственной деятельности (это им запрещено).

В России попытка создания классических оффшорных зон была предпринята ФЗ «О центре международного бизнеса «Ингушетия» 1996 года (в редакции 2004 года).

Согласно закону нерезиденты могут регистрировать в этом центре компании международного бизнеса в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Данные компании не могут осуществлять свою деятельность на территории России. При этом российские лица, резиденты не вправе выступать участниками (учредителями) этих компаний.

В РФ отсутствует специальное законодательство, регулирующее оффшорный бизнес. Косвенно данные вопросы регулируются ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 года.

Согласно данному закону приобретение резидентами у нерезидентов долей, паёв, вкладов в имуществе юридического лица осуществляется только через специальные счета, открытые уполномоченными банками.

При этом необходимо обязательное резервирование суммы валютной операции (резервирование – это внесение суммы валютной операции в свой уполномоченный банк, который зачисляет указанную сумму на счёт в Центральном Банке РФ).

 

 

28. Понятие и форма внешнеэкономических сделок.

 

Законодательство РФ не содержит легального определения внешнеэкономической сделки. ГК РФ упоминает данное понятие лишь в связи с формой сделки (ст.162, 1209 ГК РФ). Поэтому понятие «внешнеэкономическая сделка» разработано в основном в доктрине МЧП.

Выделяют обязательные и факультативные признаки внешнеэкономической сделки.

Обязательные признаки:

1) нахождение коммерческих  предприятий сторон сделки на  территории различных государств

Термин «коммерческое предприятие» берётся из международных конвенций, регулирующих международные коммерческие операции. Например: Венская конвенция купли-продажи товаров 1880 года, Конвенция о международном финансовом лизинге  1888 года и другие документы. Коммерческое предприятие – это постоянное место осуществления деловых операций. Т.о., национальность (государственная принадлежность сторон сделки) не имеет решающего значения.

Если российская фирма постоянно осуществляет свою деятельность за границей (т.е. имеет там своё коммерческое предприятие), то договор между такой российской организацией и другой российской организацией будет признаваться внешнеэкономической сделкой, хотя обе стороны (организации) являются российскими юридическими лицами.

2) связь сделки с предпринимательской  деятельностью 

Коммерческие предприятия могут иметь только те субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность. К внешнеэкономическим сделкам не могут быть отнесены договоры, которые направлены на удовлетворение личные, семейных или бытовых потребностей.

Внешнеэкономическая сделка – это совершаемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности договоры между лицами, коммерческие предприятия которых находятся на территории различных государств.

Факультативные признаки:

1) перемещение товаров  через государственную границу (этот признак является факультативным, т.к. присутствует не во всех сделках)

Например: толлинговые операции – иностранная фирма закупает товары у российской организации, но не вывозит их с территории РФ, а передаёт другой российской организации на переработку. Вывоза товара за территорию РФ не происходит, но сделка является внешнеэкономической.

2) нерезидентность одного  из контрагентов

В большинстве случаев внешнеэкономическая сделка заключается с иностранным партнёром => государственная принадлежность сторон совпадает с местом нахождения их коммерческих предприятий

Исключение: зарегистрированная в одном государстве фирма может осуществлять свою деятельность в другом государстве

3) использование при  расчётах с контрагентом иностранной  валюты

В большинстве случаев при расчётах используется валюта, которая как минимум для одной из сторон договора является иностранной.

Этот признак является факультативным, т.к. страны иногда используют международные расчетные единицы. Например: в странах Европейского Союза страны рассчитываются в евро.

4) специфика рассмотрения  споров, вытекающих из внешнеэкономических  сделок

Все споры

можно разделить на 2 категории

 

1) частноправовые споры – это споры с контрагентом по договору

Эти споры могут быть предметом рассмотрения как в государственных судах, так и в международном коммерческом арбитраже.

Споры могут рассматриваться как в РФ, так и за рубежом

2) публично-правовые споры – это споры с контролирующими органами, связанные с нарушением или предполагаемым нарушением валютного, таможенного или налогового законодательства

Эти споры могут быть предметом рассмотрения только в государственных судах.   

 

5) специфический круг  источников, регулирующих сделку

  • Т.к. внешнеэкономическая сделка выходит за рамки юрисдикции одного государства, то на её регулирование претендуют как минимум 2 правопорядка => возникает коллизионный вопрос – правопорядком какого государства должна регулироваться сделка?
  • Также на регулирование внешнеэкономических сделок претендуют и международные соглашения, которые должны применяться в приоритетном порядке перед национальным законодательством.
  • Также содержание внешнеэкономических сделок во многом определяется применяемыми к сделке международными торговыми обычаями.
  • Кроме того, на содержание внешнеэкономических сделок и их исполнение активно влияет публичное право (валютное, таможенное, налоговое).

Однако к сфере МЧП не относится анализ публично-правовых актов (например: закон «О валютном регулировании»).

 

 

29. Коллизионно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок. Обязательственный статут. Пределы автономии воли сторон.

Информация о работе Предмет МЧП и его соотношение с международным публичным правом и внутригосударственным правом