Понятие, классификация международных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы показать значимость международных организаций как средства взаимодействия различных стран и народов.
Задачи исследования определяется целью исследования, и состоят в определении механизмов образования, существования и деятельности международных организаций, характеристике этапов их развития, а также оценке их места в системе международных отношений.

Файлы: 1 файл

мэо.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Координирующие Международные  экономические организации – это организации, обладающие собственными полномочиями и финансовыми средствами, на основе которых координируют международное, региональное, национальное, финансовое и социально-экономическое развитие.

Оперативные Международные экономические организации существуют в виде различных форумов, где высказывается точка зрения (требование) правительств стран мира и вырабатываются подходы и рекомендации по проведению экономической политики в отдельных странах и регионах.

Консультативные Международные экономические организации занимаются исследовательской работой, на основе сбора и анализа статистической информации предоставляют отчеты и прогнозы развития стран, регионов и всей мировой экономики в целом.

По форме  Международные экономические организации  могут быть неправительственными и  межправительственными, по периоду  деятельности – временными и постоянными, по масштабу деятельности – региональными и всемирными, по характеру рассматриваемых проблем – глобальными, универсальными, специализированными.

Взаимные связи и  сотрудничество между существующими  в настоящее время международными организациями (а их насчитывается  более 4 тыс., из них более 300 – межправительственные) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т.п.)6.

Главным признаком неправительственных  международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например. Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).

Для классификации международных  организаций могут быть применены  различные критерии. По характеру  членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства. Организация американских государств).

Межгосударственные организации  подразделяются также на организации  общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей  компетенции затрагивает все  сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

Организации специальной  компетенции ограничиваются сотрудничеством  в одной специальной области (например. Всемирный почтовый союз. Международная  организация труда и др.) и могут  подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

Классификация по характеру  полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится  подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества, и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

С точки зрения порядка  вступления в них организации  подразделяются на открытые (любое  государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.

Международные организации  как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН – Программа развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия7.

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров можно сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.

Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции. Деятельность такого органа направлена на подготовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня, и др.

Государства, не являющиеся членами международных организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это установлено правилами организации. В некоторых организациях государствам-нечленам разрешается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей. Так, например, при ООН такие миссии имеют Ватикан, Швейцария; при ОАГ – 30 государств, в том числе Россия.

Созыв главных органов  и начало их функционирования завершают  мероприятия по созданию международной  организации.

 

 

2. Юридическая  природа международных организаций

Одной из особенностей современных международных организаций, их отличие от государственных военных союзов (имевших место в средние века) является уважение равенства и суверенитета государств-участников. Этот принцип реализуется через договорную основу международных организаций, добровольность и межгосударственный характер членства. Это также находит свое выражение в рекомендательном статусе решений.

В основе правовой природы международных организаций лежит соотношение общих целей и интересов государств, которое отражается в учредительном акте.

Учредительный (или основополагающий) акт – это международный договор, фиксирующий статус, структуру и миссию организации. Он может иметь различные названия: устав, хартия, конституция, статут, конвенция, пакт. Разная терминология применяется и в отношении названия самих организаций. Это  может быть федерация, конфедерация, ассоциация, союз, альянс, лига, содружество, сообщество. Различие названий не влияет на статус. Некоторые организации, не обладающие основополагающим актом, по мере развития постепенно кодифицировали рамки своей деятельности и структуру институциональной базы, создав, таким образом, основу для функционирования международной организации. Таким примером служит ОБСЕ. Возникновение  данной организации сопровождалось не подписанием учредительного акта, а развитием ряда международных инициатив.

Основополагающий  акт международной организации  выражает общие взгляды множества государств, которые желают действовать совместно для достижения определенных целей. В теории международных отношений принято считать, что эти межправительственные соглашения должны связывать как минимум три государства, и поэтому структуры, созданные на основе двусторонних соглашений, как международные организации не рассматриваются.

Устав организации закрепляет ее полномочия, но не всегда может это сделать  с достаточной полнотой. Для этого  появилась концепция «подразумеваемых полномочий (implied powers)», под которыми понимаются дополнительные полномочия, необходимые для достижения установленных уставом целей организации. [13, с.93]

Правовой  основой организации являются «правила организации». В статье 2 Венской  конвенции о праве договоров  с участием организаций 1986 года говорится, что «они включают учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации». Учредительные акты являются договорами, но договорами особого рода. В них указывается особый порядок участия и прекращения страны в организации. Стать членом можно только в результате процедуры приема. По решению организации членство может быть приостановлено.

Международные организации не являются субъектами международного права в полном смысле слова, хотя и бывают носителями некоторых международных прав и обязанностей. Обычно это называют вторичной правосубъектностью.

В настоящее  время в науке широко признается положение, что государства, создавая организацию, образуют новый субъект  международного права и наделяют его определенной право- и дееспособностью, а значит объем правосубъектности организаций значительно ниже государственной, которая носит целевой и функциональный характер.

Международная организация, создаваемая государствами  для выполнения конкретных целей и задач, наделяется зафиксированной в учредительном акте компетенцией. С точки зрения международного права, компетенция международной организации – это объект или сфера ее предметной деятельности. В большинстве западных теорий международного права распространено расширительное толкование компетенции международных организаций. Сторонники «имманентной компетенции» (норвежский юрист   Ф. Сейдерстед)  и «подразумеваемой компетенции» (английский юрист

В. Боуэт) исходят из того, что любая международная организация может предпринять действия, необходимые для достижения целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений либо в силу имманентных, внутренне присущих международным организациям свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации. Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международных организаций из ее целей и задач, что противоречит договорной природе современных международных организаций.[16, с.16]

Международные организации обладают договорной правоспособностью. Как устанавливает статья 6 Венской  конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями1986 года, «правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации».[6]

Такие договоры могут касаться как статуса  международной организации (например, договор об открытии представительства), так и исполнения своей миссии. К праву заключать договоры можно отнести право на пассивные миссии – создание постоянных миссий организации в странах участницах, а также право на активные миссии, которое позволяет международным организациям иметь представительства в странах участницах или других организациях.

Юридический статус международных организаций  имеет двойственный характер. Внутреннее право, осуществляемое на территории договаривающихся государств, позволяет действовать на основе различных контрактов или быть субъектом разбирательств в суде. Юридический статус предусматривается основополагающим актом организации. Статья 104 Устава ООН уточняет: «Организация пользуется на территории каждого из ее членов юридической способностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения своих целей». [1]

Международный юридический статус, в отличие  от статуса государств, обладающего полнотой компетенции, обусловливается целями, компетенциями и полномочиями, данными международной организации и указанными в основополагающем акте.

Международные организации обладают правом участвовать  в дипломатических сношениях. Их представители пользуются в полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами, которые гарантированы  в Конвенции о привилегиях и иммунитете специальных учреждений от 21 ноября 1947 г.: «Специальные учреждения, в том числе и имущество, пользуются иммунитетом данной юрисдикции, их здания не могут быть объектом посягательства, их имущество не может быть объектом обыска или конфискации или любой другой формы исполнительного принуждения: административного, юридического либо законодательного».[ 2]

Запрещено проверять их официальную переписку, отправку или доставку почты в запечатанных чемоданах, в дипломатических чемоданах, задержание и арест багажа. Международные служащие пользуются относительным иммунитетом и привилегиями, в частности иммунитетом юрисдикции, гарантирующим свободу мнения и полную независимость в выполнении их функций. Персонал набирается на контрактной основе из международных должностных лиц, подчиняющиеся исключительно международной организации и действующие от ее имени и в ее интересах.

Финансовая  независимость - еще одно следствие  юридического статуса международных организаций, бюджет которых пополняется из трех источников. Во-первых,  это деятельность самой организации. Во-вторых, это периодические взносы государств-участников, которые определяются установленной шкалой. В-третьих, это полное использование собственных ресурсов стран-учредительниц международной организации.

Информация о работе Понятие, классификация международных организаций