Контрольная работа по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Как закреплено ограничение прав и свобод в действующей Конституции Российской Федерации? Вопрос 2. В чем состоят различия «права человека» и «права гражданина»? Вопрос 3. Какие права относятся к категории личных прав?

Файлы: 1 файл

KONTROL_NAYa_RABOTA_PO_MEZhDUNARODNOMU_PRAVU.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ  ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

         по дисциплине:   «МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО,

                                                                ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

(название  дисциплины)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студент(ка):_____Кривошеина______Елена_____

__________________Викторовна________________

                                        (ФИО полностью)

Специальность:___юриспруденция________________

Регистрационный номер ________15280/В________________

(номер договора на  обучение)

 

Подпись студента______________________________

 

 

 

Проверил_____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011 г.

 

Вопрос 1. Как закреплено ограничение прав и свобод в действующей Конституции Российской Федерации?

Ответ: В Российской Федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. 4.2 ст. 55 гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод  при наличии определенных оснований. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Права могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо. Возможны только общие ограничения и свобод для всего населения путем принятия закона.

Вопрос 2. В чем состоят различия «права человека» и «права гражданина»?

Ответ: Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина - из Позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут,  или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории человека, а право частной собственности на землю - только граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство пределами страны только своим гражданам). В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право...», «может быть лишен...», «все», «личность». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать»,  «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право».

Вопрос 3. Какие права относятся к категории личных прав?

Ответ: К личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения.

Вопрос 4.  Назовите принципы правосудия и дайте им характеристику.

Ответ: Суд действует на общих для всех судов, да и всей системы правосудия конституционных принципах: законности, гласности, состязательности, равноправия сторон, уважения чести и достоинства личности, недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона.

Вопрос 5. Международный Билль о правах человека.

Ответ: В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительно Международного Билля по правам человека (резолюция 5(1) от 16 февраля 1946 г.). В настоящее время Билль о правах человека включает следующие международные соглашения:

- Всеобщую декларацию прав человека;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

- Международный пакт о гражданских и политических правах;

- Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;

- второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Вопрос 6. Какие права, свободы и обязанности не распространяются на иностранных граждан?

Ответ: На иностранных граждан не распространяются:

- не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, работать в ОВД;

- не допускаются к  деятельности, связанной с государственной  тайной;

-на них не распространяется воинская обязанность;

- за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства;

- только к ним может  быть применена такая мера  взыскания - как выдворение; 
- при въезде на территорию РФ должны иметь визу (исключение составляют граждане СНГ);

- им может быть установлено  ограничение в передвижении и выборе места жительства (например, в закрытые города);

- при наличии определенных  обстоятельств выезд им из  России может быть не разрешен (совершение ими уголовного преступления).

Иностранные граждане и  лица без гражданства, проживая на территории РФ, обязаны подчиняться ее законам. За нарушение этих законов они  несут ответственность наравне  с гражданами РФ. Они не могут, например, занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, не пользуются избирательным правом, не участвуют во всенародном голосовании, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью.

Вопрос 7. Российская Федерация - правовое государство.

Ответ: Действующая Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1). Права и свободы человека и гражданина, их признание, защита и гарантии утверждаются как основной и определяющий критерий правового характера законодательства и практики его применения. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, адресован всем ветвям государственной власти, связывает и обязывает их. Принцип связанности государства правами и свободами установлен ст. 2: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Чрезвычайно важным представляется и введение прямого запрета антиправового (право нарушающего) закона: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55).

Вопрос 8. Международные  документы о правах человека.

Ответ: За время своего существования ООН приняла свыше 100 международных документов в области прав человека; пактов, конвенций, протоколов, деклараций, рекомендаций, правил, кодексов, принципов. Каждый из   таких видов международных документов имеет свои особенности в смысле их юридического значения и возможности реализации. Декларации (заявления, объявления) - международно-правовые документы, в которых провозглашаются какие-либо принципы. Декларации в строгом смысле слова не носят обязательного характера. Они являются лишь рекомендациями, пожеланиями. Однако эти документы обладают большой морально-политической силой и по отношению с ним судят о позициях государств. Декларации вступают в силу сразу после их принятия и не предусматривают как отказа государств, голосовавших «за» данную декларацию, от своей позиции, так и присоединения воздержавшихся или голосовавших «против». Пакт о правах человека - это международный договор, участники которого, - то есть, государства,   которые официально согласились придерживаться его положений, - заключили с тем,   чтобы уважать, гарантировать и принимать меры для полного осуществления широкого спектра (группы) прав человека. Конвенция - международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу. Пакты и конвенции вступают в силу не после их принятия и подписания, а лишь после ратификации (утверждения) оговоренным количеством государств. Государства,  участники пактов и конвенций, берут на себя содержащиеся в этих международных документах обязательства и должны их строго выполнять. Для наблюдения за реализацией соответствующих договоров   и соглашений в рамках соответствующих международных организаций создаются, как правило,  соответствующие комитеты или комиссии.  Комитеты и комиссии обычно создаются в соответствии с протоколами, являющимися приложениями к пактам и конвенциям, или согласно положениям самого пакта или конвенции. 
К открытым конвенциям и пактам могут присоединиться государства, не участвовавшие в их подготовке и принятии. Государства могут отказаться от своих обязательств и выйти из данного международного договора, то есть денонсировать (уведомить о выходе) его. В частности,   Международные пакты и протоколы к ним имеют обязательную юридическую силу для ратифицировавших их государств, то есть предполагается, что признаваемые этими государствами права, закрепленные в ратифицированных пактах, являются для них законом. 
Среди всех этих международно-правовых документов существует ряд основополагающих международных договоров и соглашений, которые сами стали источником международного права, опираясь на которые мировое сообщество разработало другие нормы в области прав человека. В первую очередь, к ним относится Международный билль о правах человека. Он включает в себя Всеобщую декларацию прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года). Международный пакт о гражданских и политических правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года) и Факультативные протоколы к нему (приняты Генеральной Ассамблеей 16 декабря 1966 года и 15 декабря 1989 года). В число основных международных документов по правам человека документов входят:

1. Документы, принятые Организацией Объединенных Наций и ее учреждениями. Эти документы разделены на несколько ряд групп:

а) Международный билль  о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, пакты и протоколы к ним); б) Право на самоопределение (декларация и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН); в) Предупреждение  дискриминации  (декларации,  конвенции  и протоколы); г) Права женщин (декларации и конвенции); д) Права ребенка (декларации и конвенция); е) Защита от рабства, подневольного состояния, принудительного труда и сходных с рабством обычаев и институтов (конвенции и протоколы); ж) Права человека в области отправления правосудия: защита лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению (декларации, конвенции, принципы, правила, кодексы поведения, меры, гарантирующие защиту прав); з) Свобода информации (конвенции);                    и) Право на труд (конвенции);  к) Право на брак и создание семьи (конвенции); л) Право   на социальное благосостояние,   прогресс и развитие (декларации, конвенции, принципы и правила); м) Право на культурное развитие (декларации и рекомендации); н) Право на гражданство, убежище и защита беженцев (декларации, конвенции и протоколы); о) Право на защиту от геноцида (конвенции и протоколы); п) Гуманитарные права (конвенции и протоколы).

2.Региональные документы, принятые в рамках Совета Европы, региональных межгосударственных организаций Азии, Африки, Америки, а также в результате деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ранее - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) и проводимых ею конференций по правам человека и человеческому измерению.

Вопрос 9. Совет Европы и Европейский Суд: механизм защиты прав человека.

Ответ: Старейшей региональной организацией на Европейском континенте является Совет Европы. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции  были образованы два органа — Европейская  комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб, как государств, так и отдельных лиц.

2 мая 1994 г. члены  Совета Европы приняли протокол  11 к Европейской конвенции о  защите прав человека и основных  свобод, который предоставил индивиду, неправительственным организациям  и группам лиц возможность  направлять петиции непосредственно  в Суд. Этот протокол вступил в силу в октябре 1997 г. после того, как все государства-участники подписали и ратифицировали его. Согласно протоколу Европейская комиссия по правам человека упраздняется и единственным органом становится Суд.

 Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как правило, он заседает в течение недели в каждом месяце. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу государств - членов Совета Европы, и не может иметь в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена. Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста. Суд может рассматривать дела только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или согласившихся на передачу конкретного дела в Суд. Дела могут передавать в Суд Комиссия или государство. После 1 октября 1994 г., когда вступил в силу Протокол № 9 к Конвенции, дело могут передавать в Суд также лицо, группа лиц или неправительственная организация после подачи жалобы в Комиссию и при наличии двух условий: Комиссия признала жалобу приемлемой, а попытка достичь дружественного урегулирования оказалась безрезультатной. Дело должно быть передано в Суд в трехмесячный срок после передачи доклада Комиссии в Комитет министров Совета Европы.

Вопрос 10. ООН: история, цели, принципы.

Ответ: Система Организации Объединенных Наций (далее ООН)  в  ее  современном виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное  понимание причины появления всех ее элементов. Система ООН зародилась более 100 лет  назад как механизм  управления мировым сообществом. Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими  армиями, дала мощный толчок  правительственной  и  общественной инициативе по организации мира и безопасности. На правительственном уровне вопрос создания организации  международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком  документе  первым  предложил  создание  Организации  Объединенных Наций.  Западные  ученые  таким  документом  назвали  Атлантическую   хартию Рузвельта и Черчилля  от  14  августа  1941  года.  Советские  исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от  04  декабря 1941 года. Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт  и премьер-министр   Соединенного   Королевства   Уинстон   Черчилль подписали документ, где обязались «работать вместе с другими свободными народами,  как в войне, так и в мире».  Свод  принципов международного  сотрудничества  в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название  Атлантической хартии.  Первые контуры ООН были начерчены на конференции  в  Вашингтоне  на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944  г.,  где  США,  Соединенное Королевство, СССР  и  Китай  договорились  о  целях,  структуре  и  функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран  собрались  в  Сан - Франциско на  Совещание  Объединенных  Наций  (название  впервые  предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей.  24  октября  Устав  был  ратифицирован  5-ю постоянными членами Совета   Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил  в  силу.  С  тех  пор  24 октября  в международном календаре называется  Днем ООН. Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав  в Москве в 1943 году. В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили,  что  «они  признают необходимость учреждения  в возможно короткий  срок  всеобщей  международной организации для поддержания международного мира и  безопасности,  основанной на принципе  суверенного  равенства  всех  миролюбивых  государств,  членами которой могут быть все такие государства - большие и малые». Особенностями  этой  организации  следует  назвать   ярко   выраженный политический  характер,  проявляющийся  в  ориентации   на   вопросы   мира, безопасности,   и   предельно   широкую   компетенцию   во    всех    сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не  были  свойственны прежним межправительственным организациям. Дальнейший ход  подготовки  новой  международной  межправительственной структуры хорошо известен и  подробно  описан  во  многих  историко-правовых исследованиях.  Важнейшими  этапами  в  создании  ООН  обоснованно  называют конференцию  в  Думбартон-Оксе  (1944  г.),  на  которой  были   согласованы основные принципы и параметры механизма  деятельности  будущей  организации. Крымская конференция в Ялте в  феврале  1945  года,  с  участием  глав  трех правительств  -  советского,  британского   и   американского   -   обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его  в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции  Объединенных  Наций  в США в апреле 1945 года. Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско,  проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года  и  завершившейся  принятием  учредительных документов Организации  Объединенных  Наций.  24  октября  1945  года  после передачи  на  хранение  пятью  постоянными  членами  Совета  Безопасности  и большинством других государств ратификационных  грамот  Устав  ООН  вошел  в силу. Появление  новой  международной  организации,  с   созданием   которой связывались  ожидания  прочного  мира,  давало   надежду   и   на   развитие сотрудничества всех  государств  в  вопросах  экономического  и  социального развития. Следует  отметить,   что   первоначально   представления   об   объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников  в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН  в первую  очередь  как  организацию  по  поддержанию  международного  мира   и безопасности, призванную уберечь  человечество от  новой  мировой  войны.  И союзными  государствами  такая  ориентация  рассматривалась  как   одна   из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно  договориться  о  создании совета  Безопасности  -  органа  широкой  компетенции  в  вопросах  мира   и безопасности. В то же  время советский проект  Устава  ООН,  предложенный  в Думбартон-Оксе,  предусматривал,  что  «организация   должна   быть   именно организацией безопасности и к ее компетенции  не  следует  относить  вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для  этих  вопросов  должны быть созданы специальные, особые организации». Представители западных государств с самого  начала  рассматривали  ООН как   организацию   широкой   компетенцией,   содействующую   сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры. Иначе говоря,  согласно  предложениям  союзных  государств  ООН  должна совместить контроль за интеграцией  государств-членов  как  в  политических, так и в социально-экономических вопросах. При  этом  предусматривалось,  что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой. Данное предложение встретило отпор ряда государств.  Мотивация  отказа от наделения ООН широкими функциями  в  сфере  экономики  была  различной  и наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании. Советские   представители  высказывали  мнение,   что    регулирование экономических  отношений   является  вопросом  сугубо  внутригосударственной компетенции.    Предложения    о     международно-правовом     регулировании экономических  отношений  входят  в  противоречие  с   принципами   уважения государственного  суверенитета  и   невмешательства   во   внутренние   дела государств. Великобритания выразила позицию тех государств, которые  считали,  что создание межправительственной организации в сфере экономики  несовместимо  с принципами  рыночного  либерализма.  В  первую  очередь   неприкосновенности частной   собственности   и   ограничения   вмешательства   во    внутренние экономические связи государств. Таким образом, по вопросу компетенции  ООН  в  социально-экономической сфере  у  государств-учредителей  единства  не   было.   Высказывались   два диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции  Организации  в этом вопросе и о неправомерности  ее  полномочий  сфере  межгосударственного социально-экономического развития.  В  конечном  итоге  после  использования дипломатических мер было  принято  компромиссное  решение  о  наделении  ООН функцией    координации     межгосударственного     социально-экономического сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на Экономический и Социальный  Совет.  В отличие от  Совета Безопасности ЭКОСОС изначально  обладал  в  своей  сфере  весьма  урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство  не  позволяло  ООН  стать  серьезным центром  сотрудничества  государств  в   социально-экономических   вопросах. Данная область международных отношений   отличалась  сложностью  и  включала поистине необъятное  количество  межгосударственных  взаимосвязей.  По  этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества    из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным  был  назван подход с позиции функциональной децентрализации поддержания мира и  международной  безопасности  и  развития  сотрудничества между государствами.  

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"