Контрольная работа по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

2. Соотношение международного и внутригосударственного права. Российская доктрина и практика по поводу соотношения международного и внутригосударственного права.


Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного (национального) права является одним из центральных в теории международного права.

Файлы: 1 файл

ПКЗ Международное право.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра ____________Теории и истории государства и права_______

 

Международное право

(дисциплина)

 

 

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

 

 

 

Студент

 

Группа 14446

 

Дата 21.08.15

   
 

Преподаватель канд. юрид. наук, доцент 
       Савченко Д. А.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 


Новосибирск 2015 г.

 

2. Соотношение международного  и внутригосударственного права. Российская доктрина и практика  по поводу соотношения международного  и внутригосударственного права.

 

 

Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного (национального) права является одним из центральных в теории международного права.

Уже более века проблема соотношения международного и внутригосударственного права периодически вызывает у исследователей живой интерес. Он стимулируется переделом мира в результате колониальных захватов, Первой и Второй мировых войн, распадом колониальной системы, возникновением новых государств и т.д. Фактором актуальности этой темы стал также распад СССР и связанные с ним процессы в Восточной Европе и на постсоветском пространстве1.

Международная доктрина в этом вопросе выработала три основных направления: одно дуалистическое и два монистических.

В основе дуалистического подхода лежит тезис о том, что международное право и право национальное представляют собой два различных правопорядка. Отмечая это, основоположник этого направления немецкий ученый XIX века Г. Трипель писал: «Международное и внутригосударственное право суть не только различные отрасли права, но и различные правопорядки. Это два круга, которые не более чем соприкасаются и никогда не пересекаются».

Суть монистических концепций состоит в признании единства обеих правовых систем. Международное и национальное право рассматриваются как части единой системы права. При этом сторонники этих концепций расходятся только в вопросе примата (первенства, верховенства) этих правовых систем. Одни из них исходят из примата внутригосударственного права над международным (немецкая юридическая литература второй половины XIX - начала ХХ в.) Так, один из видных представителей этого направления немецкий ученый А. Цорн писал: «Международное право юридически является правом лишь тогда, когда оно является государственным правом». А его коллега А. Лассон утверждал, что «государство оставляет за собой свободу решать, соблюдать международное право или нет, в зависимости от того, диктуется ли это его интересами».

Обоснование позиции сторонников другой разновидности монистической концепции - примата международного права над внутригосударственным, получившей широкое распространение, содержится в трудах австрийского юриста ХХ в. Г. Кельзена, в послевоенные годы, профессора Калифорнийского университета (США). Отождествляя государство с корпорацией, Кельзен писал: «Государство рассматривается только как правовое явление, как юридическое лицо, т.е. корпорацию». Поэтому соотношение между международным правопорядком и национальными правопорядками «напоминает соотношение национального правопорядка и внутренних норм корпорации».

Советская концепция по этому вопросу основывалась на следующих посылках:

- международное и внутригосударственное  право, будучи самостоятельными  правовыми системами, находятся  в постоянном взаимодействии, которое  опосредуется волей государств - участников международного общения;

- оценивая обе монистические  теории как несоответствующие  объективной реальности существования  суверенных государств, нельзя отрицать  возможного преимущественного значения  той или иной системы права  в процессе их тесного взаимодействия;

- если влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным, так как каждое государство, участвующее в создании международного права, исходит из характера и возможностей своего внутреннего права, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил четкое выражение в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора»2.

В соответствии с обозначенной позицией в Конституции Российской Федерации уделено должное внимание международному праву. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, наличие в Конституции РФ указанного пункта сделало возможным применение норм международного права на территории Российской Федерации путем общей имплементации. Как отмечает профессор О.И. Тиунов, бывший судья Конституционного суда РФ, «посредством этой статьи общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ введены, т.е. …стали частью ее правовой системы». Необходимо также подчеркнуть, что включение общепризнанных принципов и норм международного права в правовую систему страны означает, что все органы государства, включая законодательные, должны руководствоваться ими при осуществлении своей деятельности. Это положение подчеркивается и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. (№ 10-П), где говорится: «В соответствии с принципами правового государства, закрепленными Конституцией Российской Федерации, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры… должны добросовестно соблюдаться, в том числе путем их учета внутренним законодательством» (пункт 5). Из этого также следует, что орган власти обязан не только соблюдать нормы международного права, но и принимать в пределах своей компетенции меры, необходимые для реализации этих норм3.

 

 

 

3. Юридическая природа  международных организаций, их компетенция. Классификация международных организаций.

 

 

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Международные организации создаются государствами. Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов.

Первый шаг предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора. Его наименование может быть различным, например, статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС).

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др.

Созыв главных органов завершает мероприятия по созданию международной организации. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. Участники Варшавского Договора подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе от 14 марта 1955 г. Таким же образом был ликвидирован СЭВ.

Юридическая природа международных организаций.

В основе правовой природы лежит наличие общих целей и интересов государств-членов, причем существенным является то, что ее цели имеют согласованную договорную основу. В настоящее время широко признается положение, что государства, создавая международные организации, наделяют их определенной право - и дееспособностью. Этим признанием государства создают новый субъект международного права. Однако это не означает их приравнивание к государствам.

15 июня 1993 г. Было заключено Соглашение  между Правительством РФ и  ООН об учреждении в Российской  Федерации Объединенного представительства ООН и ее органов

Международные организации пользуются привилегиями и иммунитетами.

Они несут ответственность за правонарушения и нанесения ущерба своей деятельностью. Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Как отмечено в ст. 100 Устава ООН, Генеральный секретарь и персонал Секретариата «не должны получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для организации».

Каждая международная организация имеет финансовые средства, которые расходуются в ее интересах.

Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств.

Компетенция, полномочия и функции международной организации.

Компетенция международной организации – это объект или сфера ее предметной деятельности, а также представляемые ей для этого полномочия.

Международная межправительственная организация обладает производной и функциональной правосубъектностью и характеризуется следующими признаками.

Во-первых, она создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте — Уставе — как специальной разновидности международного договора.

Во-вторых, она существует и действует в рамках учредительного акта, определяющего ее статус и полномочия, что придает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональный характер.

В-третьих, она является постоянно действующим объединением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.

В-четвертых, она основана на принципе суверенного равенства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство государств при организации.

В-пятых, государства связаны резолюциями органов организации в пределах их компетенции и в соответствии с установленной юридической силой этих резолюций.

В-шестых, каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого организация выполняет свои функции. В качестве юридического лица она компетентна вступать в гражданско-правовые сделки (заключать договоры), приобретать имущество, владеть и распоряжаться им, возбуждать дела в суде и арбитраже и быть стороной в судебном процессе.

В-седьмых, международной организации принадлежат привилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную деятельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.

Внутреннее право международных организаций. Этот термин используется для обозначения норм, создаваемых в каждой организации для регулирования внутриорганизационного механизма и тех отношений, которые складываются между органами, должностными лицами и иными сотрудниками организации. Важнейший компонент этого права составляют правила процедуры органов.

Существенное с правовой точки зрения значение имеют нормы о статусе лиц, входящих в состав персонала организации. Избранные или назначенные высокие должностные лица, а также заключившие контракт сотрудники принадлежат к международной гражданской службе и в течение срока полномочий не должны получать указаний от своих правительств и подвергаться их влиянию при исполнении своих обязанностей. Они ответственны только перед организацией и ее высшим должностным лицом — генеральным секретарем или директором. По окончании срока службы им обеспечивается выплата пенсий из фонда организации.

Понятие и классификация международных организаций.

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями.

Для современных международных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенции и усложнение структуры.

Информация о работе Контрольная работа по "Международное право"