Контрольная работа по «Международное частное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Тема 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
23. Что такое правовой режим?
ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА
6.Что такое ПНБ (РНБ)?

Файлы: 1 файл

международ.docx

— 72.57 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский государственный  экономический университет

 

 

 

 

Контрольная работа.

 

По дисциплине   «Международное частное право»

 

 

 

Студентки гр. ЭПБ-10АРМ

Голодовой (Биргер) Эльвиры Валентиновны

                                                                                                        

 

 

 

 

Артемовский

2013 г.

Тема 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ПРАВО И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

23. Что такое правовой  режим?

      В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей.

 

      Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

 

      Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

-они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

-имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

-представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

-создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

 

       В рамках общего правового режима могут устанавливаться детализирующие его относительно различных субъектов и объектов режимы правового регулирования.

 

      Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.

 

      Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

 

     Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

-по предмету правового регулирования - конституционный, административный, земельный и т. д.;

-по их юридической природе - материальный и процессуальный;

-по содержанию — валютный, таможенный, пошлинный и т. п.;

-по субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, гражданства, граждан и т. д.;

-по функциям права — режим особого регулирования и особой охраны;

-по формам выражения - законный и договорный;

-по уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный.;

-по сфере использования - внутригосударственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.). Так, на границах между государствами существует специальный режим государственной границы и пограничный режим,  которым определены порядок и условия пересечения границы физическими лицами, транспортными средствами, животными, товарами, а также пребывания и деятельности (хозяйственной, промысловой и иной) в приграничной полосе (до 5 км).

 

Таможенный режим  представляет собой совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. По Таможенному кодексу РФ, существуют 15 разновидностей таможенного режима: выпуск для свободного обращения, транзит, свободная таможенная зона, экспорт, реэкспорт, переработка на таможенной территории и др.

 

Санитарный режим —  это совокупность правил, препятствующих распространению болезней, а также  предусматривающих меры по проведению карантинных мероприятий на всех видах транспорта в случае опасности  распространения таких болезней, как холера, оспа, чума, тиф и др.

 

Ветеринарный режим —  это совокупность правил, препятствующих трансграничному распространению  болезней животных.

 

Взаимодействие МЭП и  внутреннего права можно представить  как взаимодействие двух режимов,  каждый из которых состоит из бесчисленного  множества менее сложных режимов.

 

Так, когда говорят о  «национальном режиме», «режиме  импорта/экспорта», об «инвестиционном  режиме» и т.д., — ясно, что речь идет о внутреннем праве.

 

Государство может заложить во внутренний правовой режим политику протекционизма или открытой экономики  в сфере торговли, инвестиций; может  предусмотреть определенные льготы и преференции в импортном  или инвестиционном режиме для тех  или иных видов товаров, сфер инвестиционной деятельности или для той или  иной группы государств (развивающихся  стран, государств-участников совместного  интеграционного процесса).

 

В то же время международное  экономическое право, если можно  так выразиться, «отслеживает», каков  же внутренний правовой режим в той  или иной стране, и соответствующим  образом строит свои правовые нормы  относительно того, в каких пределах допустимы протекционистские меры при импорте товаров/капитала, при  каких условиях возможно предоставление льгот и преференций для товаров  отдельных государств. Другими словами, речь идет о международно-правовом РЕЖИМЕ  применения внутреннего  права.

 

Так, в международных договорах  о взаимной защите инвестиций часто  предусматривается «принцип национального  режима». Это означает, что договором  установлен международно-правовой режим,  в соответствии с которым уравниваются правовые возможности иностранного частного инвестора на территории государства-партнера.

 

Соответственно, государства-партнеры отстраивают свою национальную правовую систему с учетом требования международно-правовых договорных норм: внутренний правовой инвестиционный режим  закрепляет равенство  внутреннего и внешнего частного инвестора.

 

Если во внутреннем праве  используется термин «национальный  режим», то применительно к МЭП  правильнее бы до бы говорить о «международно-правовом режиме предоставления национального  режима» (и, следовательно, о принципе  предоставления  национального режима).

 

Эти нюансы важны и с  прикладной, и с научной точки  зрения, потому что разграничивают понятия, относящиеся к разным сферам и отраслям права, акцентируют внимание фактически на «стыке» внутреннего  и международного экономического права.

 

Аналогичный подход должен быть и к «принципу наиболее благоприятствуемой нации» и к некоторым другим.

 

В России внешнеторговый правовой режим функционирует на базе целого ряда нормативных актов: Таможенный кодекс РФ 1993 года (готовится новая  редакция кодекса), Закон «О таможенном тарифе» 1993 года, Закон «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 года, Гражданский кодекс РФ (первая часть ГК введена в действие с 1.01.95 г.; вторая—с 1.03.96 г.), Закон «О мерах  по защите экономических интересов  Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами» 1998 года и др.

 

В США, например, внутренний внешнеторговый правовой режим действует  на основе следующих, в основном, правовых актов: Закон о тарифах 1930 г. (закон  Смута-Холи), Закон о закупке американских товаров 1933 г., Единообразный торговый кодекс США 1952 г. (на основе которого штаты  принимают свои законы), Закон о  торговле 1974 года, Закон о торговых соглашениях 1979 г., Закон об управлении экспортом 1979 г., Закон о торговле и тарифах 1984 г. Закон о торговле и конкуренции 1988 г., Закон об осуществлении  американо-канадской свободной торговли 1988 г., Закон о таможне и торговле 1990 г. и др.

 

Международно-правовой режим  МЭО функционирует на базе договорных, обычно-правовых и рекомендательных норм, содержащихся, в частности, в  Уставе ООН (девятой главе «Международное экономическое и социальное сотрудничество»), Генеральном соглашении по тарифам  и торговле, Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), Соглашении о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИП), Соглашении по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМ), Уставе ВТО, Уставе МВФ, Римском договоре о  создании ЕЭС, в соглашениях государств-членов СНГ, Конвенции ООН о договорах  международной купли-продажи товаров, в конвенциях МОТ, в решениях ВТО, МВФ, ОПЕК, в резолюциях международных  организаций, в «Принципах, определяющих международные торговые отношения  и торговую политику, способствующих развитию» ЮНКТАД, в резолюциях ГА ООН «Хартия экономических прав и обязанностей государств», «Комплекс  согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной  деловой практикой», «О протекционизме», «О мерах укрепления доверия в  МЭО», «О международной экономической  безопасности»; в торговых, платежных, кредитных, налоговых международных соглашениях, соглашениях о защите инвестиций, об экономическом, научно-техническом сотрудничестве и многих других источниках права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

6.Что такое ПНБ (РНБ)?

 

Данный принцип вытекает из системы двусторонних торговых договоров, существующих между государствами, текста ГАТТ, последующих решений, соглашении системы ВТО. Он подтвержден в  «Принципах» ЮНКТАД 1964 года, Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года.

 

Рекомендации о взаимном предоставлении РНБ содержались  в резолюциях международных экономических  конференций 1922 года и 1927 года (Женева), проходивших под эгидой Лиги Наций.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ  ПОНЯТИЙ:

Содержащаяся в международных  договорах формулировка о предоставлении РНБ называется КЛАУЗУЛОЙ о наиболее благоприятствуемой нации.

 

Клаузула - это форма договорной конкретизации ПРИН-ЦИПА наибольшего благоприятствования. Существует множество «клаузул», но только один «принцип». Этот принцип объединяет группу международно-правовых норм, регулирующих тесно связанные друг с другом вопросы, в том числе нормы международно-правового обычая.

 

В этом смысле данный целостный  комплекс норм представляет собой ИНСТИТУТ международного экономического права. Существо ПНБ заключается в специфическом  МЕТОДЕ достижения равноправия -приравнивании  к режиму, распространенному на третье государство.

 

Государство, которое согласилось  предоставить РНБ, называется БЕНЕФИЦИРУЮЩИМ государством. Государство, в отношении  которого принято это обязательство, является БЕНЕФИЦИАРОМ. Как правило, государства выступают одновременно в двух качествах - бенефицирующего  государства и бенефициара.

 

Односторонние клаузулы о  РНБ встречаются крайне редко -например, в договорах, на основании которых  РНБ предоставляется судам государства, не имеющего морского берега, в портах бенефицирующего морского государства.

 

Что касается понятия РЕЖИМа, то возможно двоякое понимание этого термина применительно к институту наибольшего благоприятствования:

 

1. РЕЖИМ как комплекс  правоотношении, складывающихся во  внутригосударственном праве в  целях реализации клаузулы (режим  наиболее благоприятствуемой нации);

 

2. РЕЖИМ как комплекс  правоотношений, складывающихся в межгосударственных отношениях на основе ПНБ и заложенного в нем МЕТОДА (режим предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации).

 

Сфера применения ПНБ достаточно широка, хотя метод, заложенный в данном принципе, позволяет в потенциале применять ПНБ и в тех областях взаимоотношений, где государства предпочитают пока метод материальной взаимности.

 

На практике наиболее распространенной областью применения ПНБ является сфера таможеннотарифного регулирования доступа товаров на национальные рынки. Именно в этой сфере предоставление РНБ является универсальной нормой МЭП, содержащей элементы когентности - от jus cogens (при соблюдении законных исключений).

 

С уменьшением роли таможенных тарифов в качестве инструмента торговой политики, возрастанием доли вывоза не товаров, а капиталов соответственно видоизменяется и сфера применения ПНБ.

Информация о работе Контрольная работа по «Международное частное право»