Конституции современных зарубежных стран: классификация и основные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Характеризуя политическую основу зарубежных стран, необходимо особо оговорить, что анализ соответствующих социально-экономических категорий в государствоведении носит вспомогательный характер и необходим, прежде всего, для правильного понимания политической организации общества и служебной роли соответствующих политических и правовых учреждений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие конституционного строя……………………………………5
Политическая система общества…………………………………………..9
Социальная и экономическая системы общества……………………….15
Глава II. Конституции современных зарубежных стран: классификация и основные особенности………………………………………………………...19
2.1 Основные черты конституционного строя США………………………..22
2.2 Основные черты конституционного строя Великобритании…………..27
2.3 Основные черты конституционного строя Франции…………………...29
2.4 Основные черты конституционного строя Германии…………………..33

Заключение……………………………………………………………………..40
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая работа(1).docx

— 63.23 Кб (Скачать файл)

- политическая функция: конституция закрепляет устройство государства, служит правовой основой политической системы и основных политических институтов, существующих в стране;

- идеологическая функция: конституция, являясь наиболее авторитетным законом, оказывает воспитательное воздействие на людей; закрепляет права и свободы человека, исходя из общепризнанных мировых ценностей и стандартов, которые не должны нарушаться;

Все писанные конституции обладают определенным набором стандартов. Они  включают в себя преамбулу (вводные  положения), в которой излагаются цели конституции, условия ее издания и др.; основную часть, то есть само содержание конституции, состоящее из разделов, подразделов, глав, подглав, статей, частей, параграфов, в которых содержатся положения общественного и государственного устройства, основных прав и свобод личности, системы государственной власти, в том числе: Парламента, главы государства, Правительства, судов, организации власти на местах; заключительные положения, в которых устанавливается порядок вступления в силу конституции, отдельные переходные положения, процедура изменения конституции.

В некоторых конституциях зарубежных стран имеются дополнительные положения или приложения. В ряде стран имеются поправки к конституции, которые на включены в основную часть, а существуют как приложение (например в Конституцию США внесено 26 поправок).

 

2.1. Основные черты конституционного строя США.

Конституция США является старейшей из действующих в современном мире письменных конституций. Она была принята Федеральным Конвентом 17 сентября 1787 г., на двадцатом году независимости США.

Целью Конституции США, как  это провозглашается в ее преамбуле, является образование более совершенного Союза; утверждение правосудия; обеспечение  внутреннего спокойствия; организация  совместной обороны; содействие общему благосостоянию и обеспечение благ свободы.

Конституция США определяется система органов государственной  власти. Высшая законодательная власть принадлежит Конгрессу США, состоящему из Сената и Палаты представителей, исполнительная власть – Президенту США; судебная – верховному суду США. По форме правления США являются президентской республикой, а по форме государственного устройства – федерацией.

Конституция США по своему характеру относится к так  называемым жестким конституциям, поскольку она изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. Поправки и дополнения к ней могут быть приняты либо двумя третями голосов членов обеих палат Конгресса, либо Конвентом, созываемым по требованию двух третей законодательных собраний штатов. Поправки и дополнения вступают в силу после их ратификации тремя четвертями законодательных собраний штатов либо тремя четвертями Конвентов, специально созываемых для этого в штатах.

За более чем 200 лет  действия американской конституции  в нее было внесено 27 поправок, хотя предложено было несколько тысяч  таких поправок.

По своей структуре  Конституция США состоит из преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I состоит из 10 разделов и посвящена законодательной власти; статья II состоит из 4 разделов и посвящена Президенту и исполнительной власти; статья III, состоящая из 3 разделов, посвящается судебной власти и статья IV, состоящая из 4 разделов – основам федеративного устройства. Статьи V, VI, VII посвящены порядку принятия поправок к Конституции, верховенству права, обязанности всех поддерживать Конституцию и нормам, регулирующих вступление Конституции в силу.

Первые 10 поправок к Конституции  США вступили в силу в 1791 году и  связаны с закреплением основных прав и свобод. Эти поправки вошли  в историю как Билль о правах.

Билль о правах содержит следующие основные положения:

- недопущение издания законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание, ограничивающих свободу слова и печати, право народов мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями;

- право народа хранить  и носить оружие;

- запрещение солдатам  в мирное время помещаться  на постой в какой-либо дом  без согласия владельца;

- закрепление права народа  на охрану личности, жилища, бумаг,  имущества от необоснованных  обысков или арестов;

- закрепление основных  принципов судопроизводства и  некоторых гражданских свобод. В  частности, устанавливались следующие  положения: никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и то же преступление; никто не должен принуждаться свидетельствовать против себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства; никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения;

- устанавливалось право  на скорый и публичный суд  беспристрастных присяжных того  штата и округа, где было совершенно  преступление;

К Биллю о правах непосредственно  примыкает ряд последующих поправок к Конституции, в том числе:

- запрет рабства (поправка  XIII);

- невозможность судебного  наказания без надлежащей правовой  процедуры (поправка XIV, раздел I).

- расширение избирательных  прав (поправки XIX, XXIV, XXVI).

Ряд поправок касается избирательных  прав граждан, например, поправка XV запрещает расовую дискриминацию на выборах; поправка XIX предоставляет избирательное право женщинам (эта поправка была принята в 1920 г.); поправка XXIII предоставляет право избирать выборщиков для выборов Президента жителями федерального округа Колумбия; поправка XXIV запрещает ограничивать право голоса вследствии неуплаты какого-либо избирательного или иного налога; поправка XXVI, принятая в 1971 г., предоставляет право участвовать в голосовании гражданам с 18 лет.

Американский федерализм.

По форме государственного устройства США являются федерацией, которая объединяет в настоящее  время 50 штатов. В состав государства  входит федеральный округ Колумбия со столицей США городом Вашингтоном и несколько самоуправляющихся островных территорий (Гуам, Вирджинские острова и др.) и Пуэрто-Рико, имеющий статус «свободно присоединившегося государства». Каждый штат имеет свою территорию, но в своей совокупности они образуют единую территорию США, которой в соответствии с Конституцией вправе распоряжаться Конгресс США.

Американская федерация  является договорной. Она была создана 13 штатами, первоначально согласившимися на конфедерацию с сохранением своего суверенитета. Так в 1781 году штаты приняли конституционный документ «Статьи о конфедерации», который был пересмотрен и заменен Конституцией США.

Разграничение полномочий федерации  и штатов происходит следующим образом. Конституция США (раздел 8, ст. I) установила перечень предметов ведения, относящихся к исключительной компетенции Конгресса. Все остальные предметы ведения относятся к компетенции штатов. В поправке 10 говорится, что «полномочия, не предоставленные Конституцией и пользование которыми не возбранено отдельным штатом, остаются за штатами или за народом». К ведению штатов относятся принятие своей конституции и законов, в том числе уголовных, гражданских; проведение выборов (в том числе проведение выборов Президента и Конгресса США); регулирование внутриштатной торговли; организация здравоохранения, образования, дорожного строительства; установление местных налогов; установление системы местного и системы судебных органов штата; охрана общественного порядка и др.

Вместе с тем Конституция  США содержит норму (раздел 10 ст. I), ограничивающие полномочия штатов. Так ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации; чеканить монету; выпускать кредитные билеты; принимать законы, нарушающие обязательства по договорам, а также жаловать дворянские титулы. Ни один штат не может без согласия Конгресса облагать пошлинами или сборами импорт или экспорт товаров, устанавливать какие-либо тоннажные сборы; содержать в мирное время войска или военные корабли; входить в соглашения или заключать договоры с другим штатом или иностранным государством, а также вступать в войну, если только он не подвергнется насилию или не находится в такой непосредственной опасности, при которой промедление недопустимо.

Важным является положение, зафиксированное в разделе 4 ст. IV, о том, что Соединенные Штаты гарантируют каждому штату республиканскую форму правления и охрану каждому из них от нападения извне, а по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти – и от внутренних насилий. На основании этой нормы Конгресс США в 1795 г. принял закон, которым предоставил Президенту право применять военную силу для подавления восстаний и беспорядков в любом из штатов. Причем решение Президента о введении войск на территорию штата не подлежит судебному пересмотру, что является своеобразным видом федеральной интервенции. Это право неоднократно использовалось Президентом. Только после Второй мировой войны оно использовалось 9 раз.

Конституционно-правовой статус штатов определяется Конституцией США и федеральными законами и конкретно регулируется в Конституции и законах самого штата. Каждый штат имеет систему своих органов государственной власти, которая действует в соответствии с принципом разделения властей. Каждый гражданин штата является одновременно гражданином США, каждый штат является равноправным.

 

2.2 Основные черты конституционного строя Великобритании.

В Великобритании нет писаной  формы единого акта Конституции. Поэтому часто бывает сложно разграничить предметы конституционного регулирования. Традиционно к предмету конституционного права относят:

  • порядок организации и деятельности Парламента;
  • взаимоотношения палат;
  • полномочия и привилегии членов Парламента;
  • взаимоотношения центральной власти и местных органов власти;
  • институт гражданства;
  • вопросы избирательного права;
  • вопросы избирательного права;
  • вопросы судебной системы, полномочий судей и ряд других.

В Великобритании действует  Конституция как совокупность законов, прецедентов и конституционных соглашений.

Принято выделять следующие  характерные черты Конституции:

  • Конституция является единой для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии;
  • Конституция является неписанной. Отсутствие единого текста позволяет говорить о трех составных этой Конституции: статутное право, общее право, конституционные соглашения;
  • Конституция Великобритании является гибкой по своему характеру, поскольку не существует различия между конституционными и текущими законами. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не подлежат пересмотру судами и не могут быть объявлены неконституционными.

К источникам британской Конституции  относятся: статуты, судебные прецеденты, конституционные соглашения.

Статусы охватывают акты Парламента и акты делегированного законодательства. Статуты, как часть конституции, подразделяются следующим образом:

  • правовые акты исторического характера, но сохраняющие свое значение до настоящего времени. В их числе: Великая Хартия Вольностей (1215 г.), Биль о правах (1689 г.), Акт о союзе с Шотландией (1709 г.), Акт о престолонаследии (1701 г.) и др.;
  • парламентские законы, в их числе: законы о Парламенте 1911 и 1949 гг., законы о пэрах (1958 и 1963 г.), Закон о Палате общин (1978 г.), законы о народном представительстве, принятые в 1949, 1969, 1974, 1983, 1985, 1989 гг., законы о гражданстве (1948, 1964, 1981 гг.), Иммиграционный акт (1971 г.), Закон о королевской санкции (1967 г.), Вестминстерский статут (1931 г.), законы о министрах Короны (1937, 1964, 1975 гг.);
  • акты делегированного законодательства, которые предпринимаются исполнительной властью на основе тех прав, которые были им делегированы Парламентом. В числе таких актов – акты, издаваемые министрами Короны, местными органами власти, публичными корпорациями, а также приказы в Тайном совете, издаваемые от имени монарха.

Судебные прецеденты, содержащие нормы конституционного права, создавались в ходе обычной судебной практики при рассмотрении судом конкретных дел. В основном это решения Верховного суда, Апелляционного суда и Палаты лордов.

Конституционные соглашения, в которых регулируются важные вопросы государственной жизни, относятся к конституционным обычаям или к обычному праву. К числу конституционных соглашений можно отнести соглашения, регламентирующие отношения между монархом и Кабинетом министров; отношения между палатами Парламента и некоторые другие.

К числу источников британского  конституционного права некоторые  авторы относят научные доктрины, труды авторитетных юристов.

 

2.3. Основные черты конституционного строя Франции.

Францию не случайно называют «лабораторией конституции», а французов  «великими потребителями конституции». Действительно, за годы Нового и Новейшего  времени во Франции было принято 16 конституций. Ныне действующая Конституция  Французской Республики была принята  в 1958 г. на референдуме, состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции  Пятой Республики. До этого во Франции  были: Первая республик (1793 – 1802 гг.); Вторая Республика (1848 – 1852 гг.); Третья Республика (1875 – 1940 гг.); Четвертая Республика (1946 – 1958 гг.).

В преамбуле Конституции провозглашается приверженность Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и преамбуле Конституции 1946 г. В соответствии с решением Конституционного совета Франции, принятым в 1970 г., за Декларацией и преамбулой была признана такая же юридическая сила, что и за основным текстом Конституции 1958 г., и они стали органической частью этой Конституции.

Структурно Конституция  Франции состоит из преамбулы, которая содержит также первую статью, в которой Франция провозглашается неделимой, светской, социальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения расы и религии; утверждает все вероисповедания.

Конституция содержит 17 разделов, включающих 89 статей, два раздела  отменены (раздел XIII О сообществе (был отменен конституционным законом от 4 августа 1995 г.) и раздел XVII (отменен тем же законом). Раздел I. О суверенитете; Раздел II. Президент Республики; раздел III Правительство; раздел IV Парламент

Далее идут: преамбула Конституции  Французской Республики 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 г.

В Конституции нет специального раздела, посвященного правам человека. Содержится лишь несколько статей по этим вопросам. Например, статья 1 фиксирует  равенство перед законом; свобода  образования политических партий провозглашается  в статье 4; свобода личности устанавливается  в статье 66. Большинство прав и  свобод регулируется Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулой Конституции 1946 г.

Информация о работе Конституции современных зарубежных стран: классификация и основные особенности