Конституции современных зарубежных стран: классификация и основные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Характеризуя политическую основу зарубежных стран, необходимо особо оговорить, что анализ соответствующих социально-экономических категорий в государствоведении носит вспомогательный характер и необходим, прежде всего, для правильного понимания политической организации общества и служебной роли соответствующих политических и правовых учреждений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие конституционного строя……………………………………5
Политическая система общества…………………………………………..9
Социальная и экономическая системы общества……………………….15
Глава II. Конституции современных зарубежных стран: классификация и основные особенности………………………………………………………...19
2.1 Основные черты конституционного строя США………………………..22
2.2 Основные черты конституционного строя Великобритании…………..27
2.3 Основные черты конституционного строя Франции…………………...29
2.4 Основные черты конституционного строя Германии…………………..33

Заключение……………………………………………………………………..40
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая работа(1).docx

— 63.23 Кб (Скачать файл)

К функциям политической системы  общества относятся:

  1. Определение целей и задач общества, разработка программ жизнедеятельности общества;
  2. Укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности;
  3. Мобилизация материальных и духовных ресурсов и всего общества на выполнение социально-политических целей и задач;
  4. Легитимность, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.
  5. Политическая социализация общества;
  6. Формирование политического сознания граждан;
  7. Политическая связь элементов политической системы;
  8. Нормотворчество;

Политическая система  обладает определенной структурой –  устойчивыми элементами и устойчивыми  связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда. Политические системы традиционно патриархального типа характеризуются слабой дифференциацией. Современные политические системы отличаются сложной дифференциацией. Они имеют широкую базу структур, принимающих решения или влияющих на принятие решений: разветвленный государственный аппарат, группы интереса, политические партии, ассоциации, средства массовой информации.

Структура политических систем в отдельных странах – это  не обязательно некое незыблемое явление. Эти структуры претерпевают изменения вместе с изменениями  в экономике, социальной структуре, формах политических режимов и т.д.

Меняются и некоторые  функции элементов политической системы, но при этом основная характеристика, основные функции самой системы  существенно не меняются. Политическая система всегда имеет большую  стабильность, чем ее элементы.

К основным элементам политической системы  общества можно отнести:

  1. политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления.
  2. должностных лиц, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они – основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Существует два слоя должностных лиц. Первый – должностные лица, занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, министры, губернаторы и т.п. Второй слой – лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители – посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения, крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом.
  3. правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.
  4. территорию, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией – это тоже политическая система.

К числу  элементов политической системы  относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых  реализуется политическая власть и  осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе  системы - политические структуры и  сообщество людей со свойственным ему  образом политической жизни стилем политической деятельности.

В настоящее время политологи  выделяют разные критерии классификации  политических систем.

 Распространено деление  политических систем на традиционные, модернизированные и переходные; демократические, тоталитарные и  авторитарные. Также выделяют завершенные и незавершенные политические системы, имеющие место особенно в развивающихся странах.

Такое множество типологий  политических систем определяется сложностью политического мира, многообразием  критериев, на основе которых можно  более детально рассмотреть политические процессы, происходящие в каждой стране.

Политический процесс  регулируется как нормами конституционного права, так и иными источниками  права, в том числе обычаями, традициями, судебными прецедентами и иными  правовыми и даже неправовыми  нормами. К неправовым нормам можно  отнести нормы общественных организаций, партий, союзов, а также религиозные  нормы, моральные нормы и иные правила, регулирующие поведение людей.

Конституционно–правовое регулирование  касается, прежде всего, той части  политического процесса, в которой  участвуют самые активные элементы политической системы – государство (т.е. части государственного механизма) и примыкающие к государственным  формированиям образования –  прежде всего, партии. Понятие политического  процесса в самом широком смысле может включать иные, более конкретные, регулируемые нормами права, процессы, как то: избирательный процесс (процедура), законодательный процесс, бюджетный  процесс и т.п.

Иногда говорят о материальных нормах конституционного права и  процессуальных нормах. В данном случае употребляемое нами понятие политического  процесса – это очень широкое  понятие, и процессуальные нормы  конституционного права не могут  влиять на него, а являются инструментом реализации некоторых сторон политического  процесса, таких его частей, как  законодательный процесс и другие, названные выше.

    1. Социальная и экономическая системы общества.

 

Сфера экономических отношений – это сфера отношений по поводу имущественных благ, средств производства, земли и т.д. между субъектами, обладающими примерно равными правами и обязанностями.

Экономическая система – это совокупность экономических отношений, социальная система – это совокупность социальных отношений, существующих в данном обществе, в данном государстве.

Сфера социальных отношений – это сфера взаимоотношений между социальными общностями, гражданами, классами по поводу и в связи с различными общественными (социальными) вопросами – экономическими, национальными (статус этнических групп, племенные группы, статус иностранцев и т.д.), религиозными, языковыми, возрастными (статус молодоженов, статус пенсионеров), половыми (статус женщин), сексуальными (статус сексуальных меньшинств), региональными и т.д.

Социальная структура – это деление граждан на определенные группы, классы, сферы и т.д.

Социальные (общественные, имеющие  отношение к классам) проблемы будут всегда, т.к. общество всегда будет делиться на работников и работодателей, имущих и малоимущих, чиновников и безработных, женщин и мужчин, молодых и стариков и т.д., интересы которых вряд ли будут полностью совпадать. Государство как раз и необходимо для того, чтобы находить общие точки соприкосновения и сглаживать (нивелировать) противоречия между социальными группами.

Оправданным кажется деление  граждан, например, на лиц наемного труда и лиц ненаемного труда.

В западной литературе последних  лет используются термины «профессиональные  группы» (occupational group) и «социальные классы» (social class). При различных опросах и обследованиях избирателей «профессиональные группы» включали, например, такие категории, как: «профессионалов» и/или «менеджеров»; владельцев небольших магазинов (малого бизнеса); служащих, клерков, торговых агентов; рабочих ручного труда; квалифицированных рабочих ручного труда.

Известно деление граждан  на высший, средний (высший средний, средний  средний, низший средний), низший классы – в зависимости от уровня дохода. Это вполне справедливое деление.

Естественно, любое структурирование общества отражает лишь какой–то один критерий (подход) – уровень доходов; этническую принадлежность; пол; возраст; профессию (место в системе производства) и т.д.

В государственной политике, в системе управления социальными  проблемами, необходимо учитывать все  возможные параметры. При подготовке важнейших законопроектов (Закон  об усилении борьбы с преступностью, Закон о медицинском страховании  ит.д.) необходимо учитывать, просчитывать интересы основных групп населения. Такой подход складывается естественным путем, однако он закладывается в нормы права – в статьи новейших конституций, в регламенты палат, в резолюции комиссий и комитетов палат парламентов.

Социальные отношения (регулирование  отношений между социальными общностями), социальная структура, долгое время не отражались в конституционных нормах зарубежных стран.

Новейшие западные конституции, принятые после падения тоталитарных режимов, весьма часто упоминают  и прокламируют межклассовые проблемы и задачи государства по их регулированию и решению. Так, ч.2 ст.3 Конституции Италии 1947 г. гласит, что «задача Республики – устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и действительному эффективному участию всех трудящихся в политической и социальной организации страны». Статья 40 закрепляет право на забастовки. Статья 45 устанавливает, что «Республика признает социальную функцию коопераций, основанных на взаимопомощи...».

Статья 7 Конституции Испании (1978 г.) закрепляет положение о том, что «Профсоюзы трудящихся и ассоциации предпринимателей вносят вклад в защиту своих экономических и социальных интересов...». Согласно ч.2 ст.37 признается право трудящихся и предпринимателей на трудовой конфликт и т.д.

Как было отмечено выше, социальные общности (классы, страты) – это не только «буржуазия» и «рабочий класс» (работодатели и работники), но и национальные (этнические) группы, религиозные общины, женщины и мужчины, молодежь и пенсионеры и т.д. Отношениям между этими группами также посвящены нормы конституционного права. Иными словами, современные конституции регулируют и межнациональные (межэтнические) отношения. Так, ст.2 Конституции Испании провозглашает, что «Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации.... Она признает и гарантирует право на автономию национальностей и регионов, в которых они проживают, а также солидарность между ними». Испанский (кастильский) язык является официальным государственным языком.

Однако, ч.2 ст.3 гласит, что  «другие языки Испании также  являются официальными в соответствии с их статутами».

Конституционным законодательством  ряда зарубежных стран предусматривается защита и покровительство для социально ущемленных общественных групп – безработных, престарелых, ветеранов, инвалидов, больных и т.д. (Конституция Хорватии, Словакии, преамбула Конституции Франции).

Некоторые Конституции, шагая  в ногу со временем, предусматривают даже права потребителей и пользователей (покупателей товаров и услуг) – Конституция Испании и Конституция Бразилии (1988 г.).

Первая поправка к Конституции  США – одна из самых знаменитых – закрепила свободу религии, свободу слова и печати. Обычно в Конституциях провозглашается отделение государства от церкви.

Например, ст.1 Конституции  Италии закрепляет положение: «Государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей  каждому из них сфере (ст.7), а также  «Все религиозные исповедания равно свободны перед законом. Религиозные исповедания, отличные от католического, имеют право создавать свои организации по собственным уставам, поскольку это не противоречит итальянскому правовому порядку» (ст.8).

 

Размещено

 

 

Глава II. Конституции современных зарубежных стран: классификация, основные особенности.

Конституцию можно определить как  систему правовых норм, имеющих высшую юридическую силу, регулирующую основы отношений человека, общества и государства, определяющих устройство самого государства  и организацию государственной  власти.

В переводе с латинского языка слово  «конституция» означает «устройство», «установление». Во многих странах  конституция определяется как основной закон государства.

Классификацию конституций  принято проводить по следующим  основаниям.

По способу или форме  закрепления конституционно-правовых норм они делятся на писанные и неписанные. Конституция в форме единого документа существует в большинстве стран мира: первые писанные конституции были приняты в США в 1787 г., во Франции и Польше в 1791 г. Неписанные конституции состоят из законов, судебных прецедентов, правовых обычаев (например в Великобритании ). Один из первых конституционных документов – Орудие управления – был принят в Англии в 1653 г. В Швеции существует пять конституционных актов: Форма правления (1974 г.), Акт о престолонаследии (1810 г.), Акт о свободе печати (1994 г.). Основной закон о свободе высказываний (1991 г.), конституционный закон «Акт о Ригсдаге» (1974 г.). В Финляндии четыре конституционных акта: Форма правления Финляндии (1919 г.), Акт о праве Эдускунти контролировать законность деятельности членов Государственного Совета, Канцлера юстиции и юридического уполномоченного Эдускунти при исполнении ими служебных обязанностей (1922 г.), Акт о Государственном суде (1922 г.), Акт об Эдускунте (1928 г.).

По способу своего изменения  конституции классифицируются на жесткие, в которых устанавливается более  сложная процедура их изменения, чем для обычных законов, и  обычные, которые изменяются в том  же порядке, что и конституционные  или обычные законы, то есть парламентским  путем.

По фактически сложившимся  общественным отношениям конституции  подразделяются на фиктивные, то есть не отражающие суть и характер действующих  отношений в обществе, и действительные, которые адекватно отражают сложившиеся  общественные отношения.

Конституция, как политико-правовой документ представляет собой отражение  определенного компромисса общественно-политических сил (классов, социальных групп) существующих в стране на момент ее принятия.

Принято выделять следующие  функции конституции:

- правовая функция: конституция, будучи основным законом, обладающая высшей юридической силой, служит ядром всей правовой системы страны; учреждает основополагающие правовые положения, исходные для других отраслей права;

Информация о работе Конституции современных зарубежных стран: классификация и основные особенности