Источники конституционного права как отрасли права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..………3
Глава 1. Понятие и система источников конституционного права….………….….…5
1.1. Понятие источника конституционного права ……………..........................……….5
1.2. Система источников конституционного права …………….…………..………....10
Глава 2. Характеристика источников конституционного права.………………....….16
2.1. Конституция РФ………………………………………….…………...…………….16
2.2. Закон как источник конституционного права………….……………….………....19
2.3. Подзаконные нормативные правовые акты – источники конституционного права…………………………………………………………………...…………...…......23
2.4. Международные договоры как источник конституционного права……………..26
2.5. Судебные решения(преценденты)………………………....……...……………….29
2.6. Решения референдума РФ…………………………………………….…………….33
2.7. Федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашения между субъектами……………………………………………...………….35
2.8. Регламенты Федерального Собрания РФ……………………….…………...…….37
2.9 Акты бывшего СССР и РСФСР, сохранившие своё действие……………...…….37
Заключение………………………………………………………..…………………….39
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

По своей  форме и сущности Конституция РФ это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Правовая охрана Конституции это совокупность юридических  средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

2.2. Закон как источник конституционного права

Существуют разные подходы  к определению понятия закон.

Некоторые учёные определяют закон, как  официальный документ, принятый представительным (законодательным) органом государственной  власти в определенном порядке, содержащий нормы, обладающий высшей юридической  силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Овсепян Ж.И., основываясь  на анализе положений Конституции  РФ, регламентов палат Федерального собрания РФ, дает следующее определение  закона – «это нормативный акт, которые  принимается Парламентом – Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности – посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ»30.

Закон должен быть наиболее распространённой формой установления конституционно - правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

По территории действия законы делятся на общенациональные и региональные, в РФ — законы федерации и законы субъектов  федерации.

В настоящее время  в иерархии форм конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов. Верховенство закона предполагает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться законами. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам (за исключением Конституции РФ и международных договоров РФ).

30 Овсепян Ж.И. Источники российского конституционного права. Часть I. // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2003г. - №1. с. 34.

Федеральное Собрание –  единственный орган государственной  власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов, т.е. только Федеральное Собрание вправе принимать законы РФ.

В правовой системе Российской Федерации выделяются следующие  виды законов: закон о поправках  в Конституцию РФ, федеральный  конституционный закон, федеральный  закон, закон субъекта РФ. 

В юридической литературе законы делят на конституционные  и обычные. Так, Ж.И. Овсепян выделяет законы на: федеральные конституционные  законы: а) Федеральные конституционные  законы о поправках к Конституции; б) Иные федеральные конституционные законы (не связанные с поправками Конституции), а также обычные (федеральные) законы 31.

Предложенная классификация не точна в сфере названия видов  законов. Законы о внесении поправок в конституцию – не являются разновидностью федеральных конституционных законов, в том понимании, какое дает законодатель термину «федеральный конституционный закон». Терминологически правильная классификация законов на: федеральные законы, федеральные конституционные законы и законы о поправках к положениям глав 3-8 Конституции РФ. Категория «Федеральный конституционный закон» - не является собирательной категорией. Каждый из данных актов – является самостоятельной разновидностью законодательного акта (закона).  Проекты федеральных законов о внесении поправок к положениям глав 3-8 (главы же 1, 2 и 9 пересматриваются, так как Федеральное Собрание РФ не в праве изменить положения глав 1, 2 и 9) вносятся в ГД ФС РФ и принимаются ФС РФ в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ (ст. 108 Конституции). В статье 137 КРФ закреплён особый порядок изменения статьи 65 КРФ. В соответствии со ст. 9 ФКЗ  “О порядке принятия в РФ и

 

 

31 Овсепян Ж.И. Источники российского конституционного права. Часть I. // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2003г. - №1. с.34-36.

образования в её составе  нового субъекта РФ”32  федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

В действующем законодательстве и юридической литературе законы различаются по предмету регулирования, юридической силе, способу принятия. Выделяются кодифицированные и не кодифицированные законодательные акты; общие и специальные законы.

При этом не все федеральные законы одинаковы по своей юридической силе. Так, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 20.03.2011 N 38-ФЗ) прямо закрепляет, что «федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону» (п.6 ст.1 Закона).

Приоритет федеральных  законов распространяется не только на законы и иные нормативные акты субъектов РФ, но и конституции и уставы – основные законы субъектов РФ – такой вывод следует из формулировки п. 2 ст. 4 Конституции РФ.

В настоящее время  возрастает роль кодифицированных законодательных  актов. Как отмечают эксперты, кодексы не отличаются от иных федеральных законов по порядку принятия, не выделяются в Конституции РФ. Однако практика идет по пути наделения кодексов более высокой юридической силой,

 

32 ФКЗ  “О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ В РФ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЁ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА РФ” от 20.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

нежели обычные федеральные  законы. Как справедливо отмечается в юридическое литературе, кодексы  по отношению к другим, обыкновенным законам занимают куда более высокую  ступеньку в иерархии источников права.

Кодексы по своему положению  среди форм права находятся между  федеральными конституционными и федеральными законами 33.

 Конечно, говоря  о фактическом приоритет норм  кодексов над нормами иных  федеральных законов, необходимо учитывать, что такой приоритет не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования.

Сферы общественных отношений, регулируемых обычным (неконституционным) федеральным законом в РФ предметно  определены в Конституции РФ в  связи с осуществлением разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ (республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами федерального значения – Москвой и Санкт-Петербургом). Согласно ч. 1; 2 ст. 76 Конституции РФ, федеральные законы принимаются по предметам ведения РФ (их перечень изложен в ст. 71 Конституции) и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (их перечень представлен в ст. 72 Конституции РФ). 

Конституция РФ не устанавливает  перечня вопросов, правовое регулирование которых может осуществляться только законом. При этом в ряде статей Конституция РФ указывает на необходимость законодательного регулирования тех или иных общественных отношений. Так, например, в соответствии с ч.1 ст.6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации).

Имея в виду особенности предмета правового регулирования среди законов РФ различают, помимо прочих, такие специфические разновидности, как: законы-гарантии (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

               33 Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций в 9т. Т.1 Основы конституционного права. / Авдеенко М.П., Дмитриев Ю.А. – М.: Весь мир. – 2005. – с.150.

Федерации"); законы-принципы (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации); законы-программы. Возможность законов-программ предусмотрена п. «с» ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению РФ принятие федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. В качестве примера уже принятого закона-программы можно назвать: Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

 

2.3. Подзаконные нормативные правовые акты – источники конституционнго права

 

Подзаконный нормативный  правовой акт - это разновидность  нормативного правового акта, издаваемого  полномочным органом на основе и  во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Подзаконный нормативный  правовой акт является источником конституционного права, если он содержит нормы конституционного права.

В современной России к подзаконным нормативным правовым актам относятся (приведем подзаконные номативно-правовые акты в порядке иерархии по юридической силе):

На федеральном  уровне:

      1) нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации (Конституция РФ (ст.ст.102, 103) предусматривает возможность принятия палатами Федерального собрания РФ постановлений по вопросам, отнесенным к его ведению);

      2) нормативные  указы главы государства - Президента Российской Федерации;

      3) нормативные  постановления Правительства Российской  Федерации; 

      4) нормативные  правовые акты (н.п.а.) министерств РФ, агентств РФ и т.д.

На региональном уровне:

  1. Указы (н.п.а.) высших должностных лиц субъектов.
  2. Н.п.а. исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
  3. Постановления министерств, департаментов, комитетов субъектов РФ и т.д.

На муниципальном  уровне:

  1. Н.п.а. представительных органов местного самоуправления
  2. Н.п.а. глав муниципальных образований
  3. Н.п.а. исполнительных органов местного самоуправления

 

Вопрос о единственно-верном составе списка подзаконных номативно-правовых актов является дискуссионным.

  А теперь подробнее  рассмотрим такие источники конституционного  права, как н.п.а. президента и правительства

Такие акты обычны для  главы государства. В Конституции  указывается, что они обязательны  для исполнения на всей территории РФ и что они не должны противоречить  Конституции РФ и федеральным  законом.

Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые - это акты применения Президентом какого - то закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер. Президент издаёт указы в пределах своей компетенции, однако в нынешнее время, когда Государственная Дума ещё не успела рассмотреть необходимые законы в соответствии с Конституцией, Президент вынужден издавать нормативные указы по широкому кругу вопросов, которые сохраняют своё действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие законы. Противники этой формы актов опасаются, что “указное право” может подменить собой законы. Но для таких опасений нет серьёзных оснований, т.к. речь идёт об актах явно временного характера и легко отменяемых путём принятия законов.

Распоряжения Президента сравнительно редко носят нормативный характер, но таковые всё же встречаются. Так, распоряжение Президента РФ “Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью” от 26 июля 1995 г. вносит серьёзные нормативные изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности. Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента РФ “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти” от 23 мая 1996 г.

Н.п.а.  Правительства, министерств, Госкомитетов и ведомств. Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ (ст. 115 Конституции). Но не все Постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента РФ. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения  Правительства РФ должны быть официально опубликованы.

Информация о работе Источники конституционного права как отрасли права