Источники конституционного права как отрасли права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..………3
Глава 1. Понятие и система источников конституционного права….………….….…5
1.1. Понятие источника конституционного права ……………..........................……….5
1.2. Система источников конституционного права …………….…………..………....10
Глава 2. Характеристика источников конституционного права.………………....….16
2.1. Конституция РФ………………………………………….…………...…………….16
2.2. Закон как источник конституционного права………….……………….………....19
2.3. Подзаконные нормативные правовые акты – источники конституционного права…………………………………………………………………...…………...…......23
2.4. Международные договоры как источник конституционного права……………..26
2.5. Судебные решения(преценденты)………………………....……...……………….29
2.6. Решения референдума РФ…………………………………………….…………….33
2.7. Федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашения между субъектами……………………………………………...………….35
2.8. Регламенты Федерального Собрания РФ……………………….…………...…….37
2.9 Акты бывшего СССР и РСФСР, сохранившие своё действие……………...…….37
Заключение………………………………………………………..…………………….39
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Законы принимаются  чаще всего законодательными собраниями, иногда другими высшими органами власти - монархами в абсолютных монархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых странах.

По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные.

Конституции (основные законы) провозглашают основные права и  свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного строя, форму государства, устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов. В отдельных странах они регулируют не все отмеченные общественные отношения. Конституционные законы как источники права имеют различное значение в разных странах. В Чехословакии, например, было принято, что конституционные законы дополняют Конституцию. Органические законы в ряде стран (обычно романо-германской системы права) определяют статус органов государства на основе бланкетных статей конституций. Например, Конституции Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса таких государственных органов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата правосудия (ст. 67), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший совет магистратуры (ст. 65).

Ту же юридическую  силу, что и законы, имеют в  некоторых странах нормативные  акты, издаваемые в порядке замещения  парламентов.

Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и являются источниками конституционного права, если содержат соответствующие нормы.

К нормативно-правовым актам  исполнительной власти относятся нормативные  акты глав государств (указы, декреты, приказы и т. п.) и нормативные  акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления  и т. п.). Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и правительств имеют наиболее широкую сферу действия.

Практически в каждой стране существуют конституционно-правовые обычаи, однако лишь в отдельных странах они считаются официальными источниками конституционного права. Это правила поведения, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционированные государством. Чаще всего эти правила представляют собой определенный способ реализации конституционно-правовых норм. Впрочем, судом они в любом случае не защищаются.

Широкое распространение  обычай получил в конституционном  праве Великобритании (конституционные  соглашения). Многие положения британской конституции существуют ныне именно в этой форме: «король должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты Парламента», «лидер партии большинства - Премьер-Министр»; «министры выходят в отставку, если перестают пользоваться доверием Палаты общин», «Палате лордов не принадлежит инициатива финансовых биллей» и др.

Международные договоры служат источниками конституционного права в случае когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено  их непосредственное применение. В  современных конституциях многих государств содержатся положения о примате международного права перед внутригосударственным. Это порождено процессом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон общественной жизни.

Классификацию источников конституционного права проводят по различным основаниям: территориальной сфере действия; по кругу субъектов права, по юридической силе и др.

Вопрос о единственно-верном составе  списка источников конституционного права  и иерархии данных источников является дискуссионным. Особенно спорным в  данной  иерархии источников конституционного права является место актов Конституционного суда РФ; регламентов Федерального собрания РФ.

Некоторые авторы добавляют в этот список естественное право, декларации.

Баглай М. В. приводит следующую классификацию источников Конституционного права:

А) Естественное право

Б) Конституции

В) Законы

Г) Договоры и соглашения

Д) Декларации

Е) Регламенты палат ФС РФ

Ё) Указы и распоряжения Президента РФ

Ж) Постановления Правительства 

З) Судебные решения(преценденты)

И) Правовые акты СССР и РСФСР

К) Акты органов местного самоуправления

 

“В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве источника  конституционного права признают обычаи и доктрины (взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права, сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается.” 10

На мой взгляд в РФ существуют следующие виды источников конституционного права (приведем источники в порядке иерархии по юридической силе):

1) Конституция РФ;

 

2) международные принципы и международные акты;

 

3) акты Конституционного и Верховного суда РФ;

 

4) решения референдума РФ;

 

5) федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий;

 

6) законодательные акты;

 

7) регламенты Федерального собрания РФ;

 

8) акты бывшего СССР и РСФСР, сохранившее свое действие;

 

9) подзаконные нормативные правовые акты;

 

10) акты субъектов РФ (с учетом внутренней классификации по юридической силе).

 

Причины данной классификации будут рассмотрены ниже на протяжении всей курсовой работы.

А.Е. Козлов и М.В. Баглай полагают, что источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право11. «Право, по мнению М.В. Баглая, нельзя сводить только к писаной его части, к позитивному праву. Это тем более верно в отношении конституционного права, которое призвано охранять свободу человека».

10 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001.

11Конституционное право / Отв. редактор А.Е. Козлов. М.: БЕК. – 1996. – с.9.

Тем самым ученый считает, что основные права и свободы человека, естественные права, - являются источником конституционного права.

Точка зрения на естественное право  как источник права конституционного была подвергнута критике. Большинство  ученых соглашаются со значением  концепции естественного права, учете ее принципов при конституционном нормотворчестве, между тем, ученые приводят основательные доводы: во-первых, естественное право – расплывчатая категория, имеющая разный вес в разных правовых системах, что оставляет широкое поле для субъективизма при использовании данного источника; во-вторых, возникает сложность разрешения противоречий естественного права и права позитивного.

Так, Е.В. Колюшин подчеркивает: «Политически красиво звучит заявление о ничтожности  закона, если он противоречит естественному праву, однако, правовой подход требует задать вопрос: а судьи кто? Кто определяет, противоречит ли закон естественному праву или не противоречит»12. Кроме того, необходимо констатировать, что большинство принципов естественного права нашли свое закрепление как в международных актах, так и национальном законодательстве РФ.

Большинство учёных считают, что нельзя отнести к числу источников конституционного права РФ и декларации (речь идет о внутренних, национальных декларациях, принимаемых Федеральным собранием РФ). Данный вид актов характерен для государств с переходным режимом – как показывает история декларации принимаются, как векторы дальнейшего политического, конституционного развития. Действующее законодательство и, прежде всего, Конституция РФ не предусматривает возможность принятия деклараций. Принимаемые в настоящее время декларации - акты политического характера, не имеющие юридической силы.

Между тем, на мой взгляд, на определенном этапе развития государства и  права, декларации могут выступать источниками конституционного права. Так, например, источником конституционного права являлись Декларации Верховного

 

12 Колюшин Е.И. Конституционное (государственное право). – М.: 1999. – с.4.

Совета РСФСР (Декларация от 25 октября 1991 г. N 1808/I-I "О языках народов

России"; Декларация о государственном  суверенитете Российской Советской  Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.)

По территориальной сфере действия различаются акты, действующие на территории Российской Федерации в  целом; акты, действующие на территории субъекта Федерации; акты, действующие на части территории субъекта Федерации.

В.Е. Чиркин дополнительно выделяет акты, имеющие экстерриториальное действие, распространяющиеся на граждан РФ, проживающих за границей (например, об участии в выборах) 13

По кругу субъектов права, на которые распространяется та или  иная форма права, их можно подразделить: на формы права, распространяющиеся на всех лиц, находящихся на территории государства; только на граждан России (например, Федеральный конституционный закон «О референдуме»14); только на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, Федеральный закон «О беженцах»15).

В.Е. Чиркин подразделяет формы права  также по содержанию, конкретному  характеру регулируемых общественных отношений (например, с одной стороны, закон о средствах массовой информации, с другой стороны — закон о земле)16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 Чиркин В.Е. Конституционное право в РФ. – М.Юрайт. – 1998. – с.26.

14 ФКЗ "О РЕФЕРЕНДУМЕ РФ" от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2006, с изм. от 21.03.2007)

15 ФЗ "О БЕЖЕНЦАХ" тот 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 28.12.2010)

16  Чиркин В.Е. Конституционное право в РФ. – М.Юрайт. – 1998. – с.26.

Глава 2. Характеристика источников конституционного права

       2.1. Конституция РФ

Каждая конституция — это «визитная карточка» государства и общества. В ней отражаются основные интеллектуальные, ценностные потенциалы, притом в концентрированно-нормативной форме. Конституция служит не только фиксированным «моментом покоя», высшей, формой гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов, завоеваний власти, противоборства программы с концепцией. Ею задается курс дальнейшего развития. Конституция является способом оценки деятельности государственных институтов, партий, общественных движений, лидеров и, конечно, граждан. Конституция это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.

Базисным источником современного конституционного права РФ –  выступает Конституция Российской Федерации17. В Конституции РФ нашли свое урегулирование наиболее важные для общества, государства и отдельного человека общественные отношения.

Конституция закрепляет не только основы конституционного права, но и регламентирует основы иных отраслей права. При этом конституция не только сама по себе является законом, но и устанавливает виды иных правовых актов, принимаемых в данном государстве, порядок их принятия и их юридическую силу.

Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г.

 

 

 

17 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года

Юридические признаки Конституции РФ:

1. Высшая юридическая  сила: все нормативные правовые  акты на территории РФ не  должны противоречить Конституции РФ. При этом действие Конституции распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало "за" и "против" Конституции РФ на территории того или иного ее субъекта.

2. Особый порядок  принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ.

3. Конституция  является нормотворческой базой  текущего законодательства. Это  значит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция требует издания большого числа новых норативно-правовых актов.

4. Прямое действие  норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации  можно отнести следующее:

  1. нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;
  2. в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;
  3. Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;
  4. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч.1 ст.15 Конституции);
  5. значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;
  6. Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Информация о работе Источники конституционного права как отрасли права