Источники конституционного права как отрасли права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..………3
Глава 1. Понятие и система источников конституционного права….………….….…5
1.1. Понятие источника конституционного права ……………..........................……….5
1.2. Система источников конституционного права …………….…………..………....10
Глава 2. Характеристика источников конституционного права.………………....….16
2.1. Конституция РФ………………………………………….…………...…………….16
2.2. Закон как источник конституционного права………….……………….………....19
2.3. Подзаконные нормативные правовые акты – источники конституционного права…………………………………………………………………...…………...…......23
2.4. Международные договоры как источник конституционного права……………..26
2.5. Судебные решения(преценденты)………………………....……...……………….29
2.6. Решения референдума РФ…………………………………………….…………….33
2.7. Федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашения между субъектами……………………………………………...………….35
2.8. Регламенты Федерального Собрания РФ……………………….…………...…….37
2.9 Акты бывшего СССР и РСФСР, сохранившие своё действие……………...…….37
Заключение………………………………………………………..…………………….39
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Постановления Правительства России являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению РФ (ст. 71 Конституции) и совместному ведению Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции).

Отдельные исследователи  не согласны с выделением постановлений Правительства РФ в качестве источников конституционного права. Авторы курса лекций «Основы теории конституционного права» М.П. Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев считают, что данные источники “выступают формами административного права” и не могут быть признаны формами конституционного права. Все акты Правительства РФ являются актами реализации исполнительной власти и должны быть отнесены к формам административного или иных отраслей права. Но среди них нет форм конституционного права»

Права,  свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус организации регламентируется также правовыми актами, издаваемыми такими федеральными органами исполнительной власти, как министерства, Госкомитеты и ведомства. Однако для того, чтобы такие акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции и обязательно опубликованы в официальных изданиях. Но, к сожалению, министерства и ведомства часто оставляют свои акты без государственной регистрации и опубликования.

 

2.4. Международные договоры как источник конституционного права

 

Следующим источником, а точнее группой  источников являются международные  договоры. В силу ч.4 ст.15 Конституции  РФ общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. По аналогии с  рядом зарубежных конституций (США и др.) Конституция устанавливает примат международного права по отношению к внутреннему, указывая, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Эта конституционная  норма будет иметь растущее значение в связи со вступлением России в Европейское  Сообщество,  в  котором действует наднациональный парламент,  обладающий законодательной функцией. Законы (содержащие нормы конституционного права), принятые этим парламентом,  являются источником конституционного права каждой входящей страны.

       К числу источников  конституционного права РФ некоторые авторы относят правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия.

 Дискуссионным является вопрос о включении в число источников конституционного права актов органов союзного государства. Учитывая процесс по созданию союзного государства проводимый Российской Федерацией, Белоруссией, встает вопрос о юридической силе актов союзного государства. Так, например, были приняты Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. N 7 "О Статуте и Регламенте Высшего Государственного Совета Союзного государства"; Постановление Совета Министров Союзного государства от 25 апреля 2000 г. N 1 "О Регламенте Совета Министров Союзного государства". Между тем, исследователи не относят названные (и иные) акты к источникам конституционного права, констатируя, что «что для более тесной интеграции России и Республики Беларусь: принятия конституции или конституционного акта, содержащего положения, противоречащие Конституции РФ, устанавливающие новые виды нормативных актов, обязательных для применения на территории РФ, необходимо не только проведение референдума о принятии этих актов, но и внесение соответствующих изменений в Конституцию РФ, что невозможно до принятия федерального конституционного закона о Конституционном Собрании»18. Тем самым союзным актам с Белоруссией, пока, не придается значение источников конституционного права.

Заключение РФ договоров  с другими государствами регулируется Федеральным законом о международных договорах РФ от 15 июля 1995 г. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно.

Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения РФ к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.

Дела о соответствии Конституции РФ международных договоров, не вступивших в силу (или отдельных  их положений), разрешаются Конституционным  Судом РФ. Если Суд признаёт их не соответствующими Конституции, то такие  договоры не подлежат введению в действие и применению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

18 Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций в 9т. Т.1 Основы конституционного права. / Авдеенко М.П., Дмитриев Ю.А. – М.: Весь мир. – 2005. – с.142.

2.5. Судебные решения(преценденты)

В настоящее время  дискуссионным является вопрос об отнесении  актов судов общей юрисдикции и актов Конституционного суда РФ к источникам конституционного права.

Отдельные исследователи  категорично не относят обозначенные акты к источникам права, другие делают некоторое исключение. Так, М.П Авдеенко, Ю.А. Дмитриев считают, что к источникам конституционного права необходимо отнести: решения Верховного суда РФ, акты Конституционного суда РФ; «и только один вид решений судов общей юрисдикции ниже Верховного Суда РФ, которые являются формой права — решения о признании нормативно-правовых актов недействующими»19.

В постановлениях Конституционного Суда РФ20 обычно устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, даётся толкование  Конституции.

 Баглай М. В. также  относит судебные решения к  числу источников конституционного  права. Он утверждает, что “с формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стояли бы выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является. Существует презумпция конституционности каждого закона, но любые акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

Что касается системы  судов общей юрисдикции, возглавляемой  Верховным Судом РФ, то их решения, в силу конституционного принципа независимости судей, подчиняющихся только Конституции и федеральному закону, не могут обладать

 

19 Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций в 9т. Т.1 Основы конституционного права. / Авдеенко М.П., Дмитриев Ю.А. – М.: Весь мир. – 2005. – с.176.

20 ФКЗ "О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ" от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010, с изм. и доп., вступающими в силу с 09.02.2011)

 

общеобязательной нормативной  силой, т.е. служить прецедентом, обязательным для решения аналогичных дел другими судами в силу их независимости.”21

Хабриева Талия Яруллова  (доктор юридических наук, заслуженный  юрист РФ) говорит о том, что решения Конституционного Суда РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ и их устойчивые правовые позиции являются одними из важнейших видов нетолько источников конституционного права, но и источников права в целом,

Хабриева обосновывает свой вывод тем, что “Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ выполняют в определенной мере

функции по восполнению  пробелов в законодательстве. В некоторых решениях суды указывали на пробелы или неясности в законодательстве, рекомендовали законодателю принять законы по определенным вопросам и даже указывали на оптимальные, по их мнению, пути регулирования. Таким образом, деятельность Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ по толкованию конституционных (уставных) норм и оценке соответствия им законов и иных правовых актов служит правообразующим фактором.

Под воздействием решений  Конституционного Суда более строго и точно выбирается предмет законодательного регулирования и устанавливается правильное соотношение между разными законами, между законом и подзаконным актом, быстрее заполняются правовые пробелы.

Повышается роль Конституционного Суда в процессе реализации права (и  особенно правоприменения), когда его  решения о толковании конституционных  норм, о признании неконституционными положений законов и иных нормативных правовых актов служат легальным основанием для правовой деятельности всех органов и организаций.

Конституционный Суд  выполняет функции так называемого «негативного законодателя», нацеливает Федеральное Собрание на создание более качественных законов, в первую очередь с точки зрения соответствия Конституции России. Вынося решение о конституционности закона или отдельных его положений, Суд

21Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. – С. 27.

способствует устранению  препятствий  в его реализации.

 

Одной из форм участия  Конституционного Суда в совершенствовании законодательства может являться реализация им права законодательной инициативы. Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ”22

 

В тоже время Хабриева Т. Я. признает, что “общий принцип остается непоколебимым: разделение властей не позволяет Конституционному Суду подменять законодателя”23.

 

Суд не раз указывал, что  он «не может выступать участником законотворческого процесса»24.

 

Козлова Е. И. и Кутафин  О. Е. также относят решения Конституционного Суда РФ по вопросам, относящимся к предмету этой отрасли к источникам конституционного права. Они обосновывают свою позицию таким образом: «Конституционный Суд РФ не принимает нормативные правовые акты, которые по определению и являются источниками права. Однако устанавливаемые в его решениях правовые позиции о признании правового акта или отдельных его норм не соответствующими Конституции РФ влекут прекращение действия данного акта или отдельной его нормы. Конституционный Суд дает официальное толкование Конституции, выявляет конституционно-правовой смысл законов и иных нормативных правовых актов, являющихся обязательными для всех Субъектов правоприменительной деятельности. Такие полномочия Конституционного Суда позволяют говорить о его включенности в своеобразной форме в состояние правотворческого процесса и рассматривать его решения в качестве особого Рида источников конституционного права.»25

 

 

Учитывая растущую роль судебных актов вышестоящих инстанций  в стране, можно отнести акты Верховного Суда РФ и Конституционного суда РФ к источникам конституционного права, тем более что на практике, последние выступают таковыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22 Волкова Н. С., Хабриева Т. Я. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. – М.: Норма, 2005. – С. 25.

23 Волкова Н. С., Хабриева Т. Я. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. – М.: Норма, 2005. –  С. 29.

24 Определение Конституционного Суда РФ от 10 апреля 1997г. «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Федерального Собрания о проверке конституционности Федерального закона от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // ВКС РФ. 1997. № 4.

25  Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 20.

2.6. Решения референдума РФ

 

Дискуссионным является и отнесение к источникам конституционного права решений референдумов. Конституция РФ устанавливает референдум высшим непосредственным выражением власти народа (ч.3 ст.3 Конституции РФ). Действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004г. №5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"26. Референдум определен как - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Статья 83 ФКЗ «О референдуме» закрепляет, что решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия решения на референдуме.

Положения ФКЗ «О референдуме», безусловно, позволяют отнести решения  референдума к источникам конституционного права.

Примером решения референдума, как источника конституционного права является референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г, итогом которого стало принятия Конституции РФ, которая в

26 ФКЗ "О РЕФЕРЕНДУМЕ РФ" от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2006, с изм. от 21.03.2007)

настоящее время является основным, базисным источником конституционного права РФ.

“Правда, официально голосование по проекту Конституции называлось не референдумом, а просто “всенародным голосованием”. Это было, вероятно, обусловлено тем, что проводилось оно не по Закону РСФСР “О референдуме РСФСР”, а по Положению “О всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года”, утвержденному Указом Президента Российской Федерации № 1633 от 15 октября 1993 г.27” 28

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. референдум Российской Федерации не проводился ни разу.

Информация о работе Источники конституционного права как отрасли права