Двухпалатная структура парламента в Японии и Бразилии (сравнительный анализ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

В условиях глубоких преобразований, происходящих в мире, остро стоит проблема повышения эффективности деятельности парламента. Двухпалатная система формирования органов законодательной власти, обеспечивающая как учет интересов страны, выступает важной предпосылкой эффективности их деятельности. Поэтому, не только с теоретической, но и с практической точек зрения, чрезвычайно важно исследовать опыт двухпалатных парламентов зарубежных стран, в частности, Японии и Бразилии.
Под двухпалатной системой (ее еще называют «бикамерализмом») в науке конституционного права понимается структура общенациональных представительных учреждений - парламентов, при которой парламент состоит из двух палат, как правило, формируемых по-разному и, обладающих разной компетенцией. Двухпалатная система имеет достаточно глубокие корни и рациональные основания.

Содержание работы

Введение стр.4
Глава 1. Понятие парламента и его структура стр.6
Глава 2. Япония стр.8
§ 1. Парламент Японии стр.8
§ 2. Конституция Японии стр.13
Глава 3. Бразилия стр.19
§ 1. Парламент Бразилии стр.19
§ 2. Конституция Бразилии стр.24
Глава 4. Сравнительный анализ парламента Японии и Бразилии стр.32
Заключение стр.34
Список используемых источников и литературы стр.37

Файлы: 1 файл

Двухпалатная структура парламента в Японии и Бразилии.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И  ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По курсу: «Конституционное право зарубежных стран»

 

 

 

На тему: «Двухпалатная структура парламента в Японии  и Бразилии (сравнительный анализ)»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Абашин Денис

 

Специальность: Юриспруденция

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА, 2011

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И  ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По курсу: «Конституционное право зарубежных стран»

 

 

 

На тему: «Двухпалатная структура парламента в Японии  и Бразилии (сравнительный анализ)»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Абашин Денис

 

Специальность: Юриспруденция

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА, 2011

 

Содержание:

 

Введение          стр.4

Глава 1. Понятие парламента и его структура     стр.6

Глава 2. Япония         стр.8

§ 1. Парламент Японии        стр.8

§ 2. Конституция Японии        стр.13

Глава 3. Бразилия         стр.19

§ 1. Парламент Бразилии        стр.19

§ 2. Конституция Бразилии        стр.24

Глава 4. Сравнительный анализ парламента Японии и Бразилии  стр.32

Заключение          стр.34

Список используемых источников и  литературы    стр.37

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В условиях глубоких преобразований, происходящих в мире, остро стоит проблема повышения эффективности деятельности парламента. Двухпалатная система формирования органов законодательной власти, обеспечивающая как учет интересов страны, выступает важной предпосылкой эффективности их деятельности. Поэтому, не только с теоретической, но и с практической точек зрения, чрезвычайно важно исследовать опыт двухпалатных парламентов зарубежных стран, в частности, Японии и Бразилии.

Под двухпалатной системой (ее еще  называют «бикамерализмом»)  в науке конституционного права понимается  структура общенациональных представительных учреждений - парламентов, при которой парламент состоит из двух палат, как правило, формируемых по-разному и,  обладающих разной компетенцией. Двухпалатная система имеет достаточно глубокие корни и рациональные основания.

Наука конституционного права зарубежных стан советского периода, говоря о значении двухпалатной системы, неизменно делала упор на консервативно-сдерживающую роль верхней палаты в системе буржуазной демократии. Поскольку исторически нижняя палата традиционно считалась более демократической, ей традиционно противопоставлялась верхняя палата, которая должна была представлять интересы аристократии и играть роль тормоза по отношению к нижней палате. Более консервативная позиция верхней палаты определялась особенностями порядка ее формирования, который был почти во всех случаях менее демократичным. Так, если нижняя палата избиралась, то верхняя назначалась, если нижняя палата избиралась непосредственно населением, то верхняя - местными легислатурами и так далее. Такой поход к роли верхней палаты, безусловно, имел под собой определенные основания.

Однако, было бы наивно сводить значение двухпалатной системы лишь к ограничению  демократического потенциала народного  представительства. Помимо этого двухпалатная система всегда служила важнейшим элементом системы сдержек и противовесов как основы устойчивости, стабильности всякого демократического режима. Вторая палата являлась своего рода гарантом от «коллективной тирании» однопалатного парламента.

В нашем веке, когда противостояние классов стало заметно ослабевать, и в развитых странах выработался  постепенно «иммунитет» от эксцессов  неуправляемой демократии, двухпалатная система стала обретать новые  акценты. Верхняя палата все чаще стала выступать как орган регионального представительства. Поскольку в нижней палате традиционно господствуют общенациональные политические партии и выражаются общенациональные интересы, региональные интересы находят свое выражение преимущественно в верхней палате, где благодаря особенностям порядка формирования не так сильна разница в представительстве малых и больших территорий (субъектов федерации).

Современная двухпалатная система  весьма многолика. Нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется различными способами - путем непрямых выборов  (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Австралия, Япония).

Целью данного исследования - сравнить две страны, имеющие разные формы территориального устройства.

Япония является конституционной  монархией, при которой власть монарха ограничена конституцией. В этой стране реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

Бразилия по форме правления является президентской республикой. Главой исполнительной власти является президент, который избирается на 4 года с правом последующего переизбрания. Высшим законодательным органом является парламент- Национальный конгресс, состоящий из двух палат: федерального Сената (81 место) и Палаты депутатов (513 мест). Высшая судебная власть — Верховный Федеральный Суд, который отвечает за правильность толкования и применения Конституции Бразилии.

 В начале работы будет рассмотрены  причины существования двухпалатной парламентской структуры. Основная часть работы состоит из 4 глав: первая глава посвящена рассмотрению понятия парламента и его структуры, вторая и третья главы- отдельно парламенту каждой рассматриваемой в исследовании страны, четвертая глава – сравнительный анализ двухпалатной структуры парламента Японии и Бразилии в виде таблицы. 

В заключение помещены основные выводы по рассматриваемой проблеме, дан  библиографический список источников и литературы, используемых при написании  данной работы.

 

Глава 1. Понятие парламента и его структура.

 

Парламент (от французского  parler -  говорить), впервые был образован  в Англии в 13 веке как орган сословного представительства. Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом, путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. В англосаксонском праве парламент - это триединое учреждение, включающее главу государства, верхнюю и нижнюю палаты. В континентальном праве под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента.

Говоря о структуре парламента, во-первых, имеют в виду структуру парламента как цельного органа, парламента вообще. В данном случае говорят об однопалатном или двухпалатном парламенте. Второй подход - это деление палат на определенные структурные части. В этом случае имеются в виду руководящие органы палат, должностные лица, а также структурные единицы, включая комиссии и комитеты, партийные фракции и иные вспомогательные органы парламента.

Первоначально  парламент был  двухпалатным. По традиции, верхняя  палата была более консервативной, защищающей традиции, нижняя - более демократичной и прогрессивной. Они как бы составляли баланс.

Затем, в период острой революционной  борьбы, в период буржуазных революций, создавались однопалатные парламенты, которые были более мобильными и  лучше приспособленными для реализации революционных идей. Однако эти однопалатные парламенты в некоторых странах превышали свои полномочия и превращались в орудие деспотии.

В двухпалатных парламентах есть две  модели взаимоотношений: есть двухпалатные парламенты с равным правовым статусом палат, есть также такая система, когда у палат статус неодинаковый. Однако равенство прав палат не всегда дает положительные результаты. Равенство компетенции в ряде случаев приводит к исчезновению специфических функций, и палаты могут просто дублировать друг друга, но в большинстве случаев её существование абсолютно оправдано. Там, где установлена федеративная форма государственного устройства, практически всегда существует специальная вторая палата для представительства субъектов федерации. Такой порядок в США, Австралии, Австрии, Венесуэле, Индии, Мексике и т.д. В этих странах вторая палата как бы «страхует» субъекты федерации от решений, которые могут быть приняты нижней палатой, образованной по территориальному принципу.

В ряде унитарных государства вторая палата напоминает вторую палату федеративных государств, поскольку палаты подобного рода образуются по принципу территориального представительства. Таков тип вторых палат в Италии, Боливии, Франции, а также в Испании. То есть вторая палата может служить представительством не просто политических партий, как нижняя палата, а быть органом, обеспечивающим участие субъектов федерации, или административных единиц. Этот орган представляется более нейтральным, в отличие от нижней, всегда сверхполитизированной, палаты, и в силу этого - более беспристрастным органом, который может спокойно и углубленно изучать важные вопросы внутри и межгосударственной жизни.

Парламент играет важную роль в формировании государственной политики, но для  этого необходимы следующие условия1:

1.Парламент должен быть способным  эффективно функционировать, избегать  внутренних конфликтов и чётко  придерживаться своего регламента;

2.Парламент должен владеть всесторонней  информацией о состоянии дел  в государстве на том же  уровне, что и исполнительная власть, которая имеет в своём распоряжении большую инфраструктуру.

3. Парламент должен иметь структуру,  которая бы обеспечивала бы  парламентёров аналитическими материалами  по проблемам государственного  строительства, политики, экономики,  культуры, образования, медицины, новейших технологий и так далее.

 

Глава 2. Япония.

§ 1. Парламент Японии.

 

Парламент Японии — высший орган  государственной власти в Японии и единственный в государстве  законодательный орган. Делится  на две палаты, нижняя палата — Палата представителей и верхняя — Палата советников Японии. Обе палаты избираются на всеобщих выборах, методом параллельного голосования. В дополнение к принятию законов парламент формально несет ответственность за выборы премьер-министра. Впервые парламент был созван в 1889 году, как результат принятия конституции Мэйдзи. В 1947 году, после принятия современной японской конституции, парламент становится высшим органом государственной власти и приобретает свой современный вид.

Палаты парламента избираются методом параллельного голосования. Это означает, что вакантные места в парламенте делятся на две группы, которые избираются разными методами. Основные различия между палатами — это размеры и методы выборов. Избирателя просят отдать два голоса: первый за определённого кандидата от избирательного округа, второй за определённую партию. Любой гражданин Японии, достигший 20 лет (возраст совершеннолетия в Японии) может участвовать в выборах.

Палата представителей: состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года. Возрастной ценз — 25 лет. 300 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе от избирательных округов. 180 депутатов избираются по партийным спискам методом пропорционального представительства.

Палата советников: состоит из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Возрастной ценз — 30 лет. 146 депутатов избираются по системе единственного непередаваемого голосования. 98 депутатов избираются от общенациональных округов по партийным спискам посредством пропорционального представительства.

Конституция Японии не уточняет число членов каждой палаты, избирательную систему, или необходимую квалификацию тех, кто может избираться в парламент, что позволило определять всё это через законы. Единственное что чётко определяет конституция, это то, что избирательные законы не должны быть дискриминационными по расе, вероисповеданию, полу, социальному статусу, семейному происхождению, образованию, имущественному положению или доходам.

Обычно выборы членов парламента регулируется уставом, принятым парламентом. Поскольку Либерально-демократическая партия, — партия, которая управляла Японией на протяжении практически всей послевоенной истории, — получает большую часть своей поддержки в сельских регионах, сельские регионы имеют большее представительство в парламенте, чем городские регионы.

Информация о работе Двухпалатная структура парламента в Японии и Бразилии (сравнительный анализ)