Дипломатическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что проводя внешнюю политику, исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Современные международные отношения и международное право характеризуются
большим разнообразием. Наличие в мире системы государств — объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Дипломатическое право: понятие и источники. Кодификация норм дипломатического права. ……………………………………………………4-16
2. Понятие, функции, виды и состав дипломатического представительства. Дипломатический корпус………………………………………………….17-20
3. Порядок назначения и отзыва дипломатического представителя…....21-22
4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников………………………………………………………………….23-27
Заключение………………………………………………………………....28-29
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

межд.пр.курс.docx

— 62.10 Кб (Скачать файл)

Конечно, эти конвенции не касаются всего дипломатического права, однако их положение является своеобразным образцом для урегулирования статуса многих международных организаций.

В 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 685 (VII) просила начать работу по вопросу о "дипломатические отношения и дипломатический иммунитет", отметив первоочередность этого участка работы.

Возникновение новых независимых государств, усложнение задач, поставленных перед ними на международной арене, рост роли дипломатической службы государств также обусловили необходимость обращения ООН к вопросу о возведении кодификации дипломатического права. Однако конкретная работа в этом направлении началась в 1955 г. В течение трех лет был подготовлен проект конвенции по этому вопросу, в котором были учтены замечания большинства государств-членов ООН.

Согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН, принятым на XIV сессии 1959 г. в Вене в 1961 г. была созвана международная конференция, в которой приняли участие делегации из 81 государства. На этой конференции на основе проекта, подготовленного Комиссией международного права, произведенная и 18 апреля 1961 принята Венская конвенция о дипломатических сношениях, которой тогда подписали около 40 государств.

Принятие Венской конвенции на практике означало завершение кодификации дипломатического права в то время в рамках ООН. Конвенция охватывает все основные правовые вопросы дипломатических отношений (установление дипломатических представительств, их функции, назначение и отзыв главы, членов персонала дипломатического представительства и т.п.) и представляет подробную регламентацию привилегий и иммунитетов различных категорий сотрудников дипломатических представительств. Заключительные статьи посвященные подписанию, ратификации, депозитария, вступлению в силу Конвенции, присоединении к ней. Значение Конвенции выходит далеко за пределы юридической систематизации норм дипломатического права. На конференции состоялось не просто совершенствование правовой формы дипломатической деятельности, а изменение правовой природы этих норм вследствие превращения их из обычных на конвенционные нормы, а в некоторых случаях эти нормы из правил вежливости (таможенные привилегии) ​​превратились в нормы международного права.

В Венской конвенции о дипломатических отношениях закреплены результаты первой официальной кодификации норм международного права в области дипломатических привилегий и иммунитетов. Как уже отмечалось выше, попытки провести кодификацию предпринимались и ранее, однако они или не доводились до конца, или ограничивались определенными локальными рамками. Так, институт дипломатических привилегий и иммунитетов развивался очень медленно. По сравнению с другими институтами международного права, он меньше подвергался воздействию социальных революций, конституционных реформ, правовых систем и т.п.. Даже те новые изменения, которые произошли в международных отношениях с использованием атомной энергии, космоса, открытого моря, в значительной степени повлияли на развитие определенных институтов современного международного права, не затронули фундаментальных основ дипломатических привилегий и иммунитетов.

Таким образом, основные изменения, произошедшие в этом институте и в значительной степени повлияли на кодификацию норм международного права, такие:

во-первых, произошло отделение привилегий и иммунитетов дипломатического представительства как органа государства от привилегий и иммунитетов его дипломатических работников. Различие между ними обусловлено их неодинаковой правовой природе. Например, неприкосновенность резиденции дипломата следует из неприкосновенности личности дипломатического агента, а неприкосновенность помещений представительства не являются следствием неприкосновенности главы представительства, а является атрибутом представляемого государства;

во-вторых, появились новые субъекты, которые пользуются привилегиями и иммунитетами. Наряду с "классическими" дипломатами, которые представляли интересы того или иного государства, теперь привилегии и иммунитеты начинают предоставляться также высшим должностным лицам международных организаций (например, Генеральному секретарю ООН и его помощникам, Генеральному директору МАГ ATE, его заместителям и другим высшим должностным лицам) .

Но при этом стоит отметить, что перечень дипломатических привилегий и иммунитетов не претерпел существенных изменений со времени возникновения постоянных дипломатических представительств. Что касается личных привилегий и иммунитетов, то сравнительно новой является норма об изъятии сотрудников дипломатических представительств из-под действия законов о социальном обеспечении в стране пребывания (ст. 33 Венской конвенции 1961 г.).

Конечно дискуссия во время принятия окончательной редакции Конвенции возникла по вопросу использования радиопередатчиков дипломатическими представительствами. В конечном итоге было принято решение о том, что представительство может установить и эксплуатировать радиопередатчик лишь с согласия страны пребывания (п. 1 ст. 27). Такое решение отражало практику, которая сложилась в деятельности большинства стран в настоящее время.

Оценивая результаты кодификации норм международного права в области дипломатических отношений, следует отметить, что Венская конвенция 1961 г. значительно укрепила институт дипломатических привилегий и иммунитетов. Во время обсуждения и принятия положений Венской конвенции были отвергнуты попытки внести в его текст ограничения, оговорки, нечеткие определения, направленные на "врезки" привилегий и иммунитетов как самих дипломатических представительств, так и дипломатического персонала посольств и миссий.

На Венской конференции 1961г. утвержден также некоторые протоколы и резолюции, которые прямо или косвенно касались дипломатического права. В частности, факультативный протокол о приобретении гражданства имел целью утвердить положение о том, что при рождении ребенка или в случае бракосочетания с гражданином принимающего государства законы последней не распространяются на сотрудников дипломатических представительств. Без такого согласования, например, ребенок, рожденный за границей, согласно законодательству некоторых стран (Латинской Америки и США), становится автоматически гражданином страны, где она родилась, без согласия родителей.

Однако с принятием Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. процесс кодификации норм в области дипломатического права не завершился. Потребности международной жизни, как и перспективы его развития, обусловили необходимость кодификации и прогрессивного развития норм международного права, регламентирующие деятельность специальных миссий. Об универсальности значимости института специальной миссии как одной из форм современной дипломатии свидетельствует тот факт, что она успешно реализует интересы государства как в случае существования дипломатических и консульских отношений между государствами, так и при их отсутствии. В результате многолетней работы Комиссии международного права 8 декабря 1969 приняла Конвенцию о специальных миссиях. Конвенция заполнила пробелы, существовавшие во время принятия Венских конвенций 1961 и 1963 гг Как указано в преамбуле, государства-участницы считают, что международная Конвенция о специальных миссиях могла бы дополнить обе эти конвенции и способствовать развитию дружественных отношений между государствами независимо от их государственного и общественного строя.

Следующим шагом на пути кодификации норм дипломатического права является принятие 14 марта 1975 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Принятием этой Конвенции завершился определенный этап процесса кодификации норм дипломатического права конце XX в. Но это не значит, что решены все вопросы в этой довольно сложной области международного права. Сегодня Комиссия международного права сосредоточила свои усилия на необходимости выработки и принятия конвенций, касающихся правового статуса курьера и дипломатической почты. Это те вопросы, вокруг которых возникают инциденты, обусловленные отсутствием соответствующих норм международного права в указанной сфере.

 

Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:

1)  установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;

2)  изменением или пересмотром устаревших норм;

3)  разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;

4)  закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных Протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийским юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией международного права активно занимались уже упомянутые выше Ассоциация международного права и Институт международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие, функции, виды и состав дипломатического представительства. Дипломатический корпус.

Установление между государствами дипломатических отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность. Современное международное право предусматривает возможность указанного обмена на одном из трех уровней, которые не отражаются в принципе на объеме функций или иммунитетов и привилегий дипломатических представительств и их персонала. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий, как правило, класс посла. Далее следует миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Внутренняя структура дипломатического представительства, установление

соответствующих должностей и т.д. определяются законодательством

аккредитующего государства. В большинстве государств существуют также дипломатические ранги, то есть служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Они, как и дипломатические должности, уста-навливаются внутренним законодательством соответствующего государства.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий. Численность персонала дипломатического представительства в принципе является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961 года, правда, допускает возможность предложений со стороны принимающего государства относительно сокращения персонала иностранных представительств. На практике такие случаи известны, но они, как правило, влекли за собой ухудшение

отношений между соответствующими государствами.

 Дипломатический персонал  образуют лица, имеющие дипломатические ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.

В нашей стране установлены следующие дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и 2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го и 2-го класса; третий секретарь; атташе. Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Президентом, остальные — министром иностранных дел. Сотрудники дипломатического персонала представительств РФ состоят на службе в МИДе РФ.

Административно-технический персонал — это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты и т.д.).

Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара и т.д.).

Члены дипломатического персонала, как правило, являются гражданами представляемого ими государства, члены административно-технического и обслуживающего персонала могут быть гражданами страны пребывания

 

К функциям дипломатического представительства относятся:

-представительская функция (выступление от имени аккредитующего государства);

-защита интересов аккредитующего государства и его граждан; ведение переговоров с правительством государства пребывания; развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания;

Информация о работе Дипломатическое право