Дипломатическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что проводя внешнюю политику, исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Современные международные отношения и международное право характеризуются
большим разнообразием. Наличие в мире системы государств — объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Дипломатическое право: понятие и источники. Кодификация норм дипломатического права. ……………………………………………………4-16
2. Понятие, функции, виды и состав дипломатического представительства. Дипломатический корпус………………………………………………….17-20
3. Порядок назначения и отзыва дипломатического представителя…....21-22
4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников………………………………………………………………….23-27
Заключение………………………………………………………………....28-29
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

межд.пр.курс.docx

— 62.10 Кб (Скачать файл)

Функции дипломатического представительства состоят, в частности:

a) в представительстве  аккредитующего государства в  государстве пребывания;

b) в защите  в государстве пребывания интересов  аккредитующего государства и  его граждан в пределах, допускаемых  международным правом;

c) в ведении  переговоров с правительством  государства пребывания;

d) в выяснении  всеми законными средствами условий  и событий в государстве пребывания  и сообщении о них правительству  аккредитующего государства;

e) в поощрении  дружественных отношений между  аккредитующим государством и  государством пребывания и в  развитии их взаимоотношений  в области экономики, культуры  и науки.

Следует отметить, что наряду с указанными функциями дипломатические представительства выполняют и консульские функции. Для этого в составе посольств и миссий существуют консульские отделы.

Персонал дипломатического представительства делится на дипломатический, административно-технический и обслуживающий[22] .

К дипломатическому персоналу относятся послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, первые, вторые, третьи секретари, атташе. Они называются члены дипломатического представительства.

Глава дипломатического представительства является высшим представителем по сравнению со всеми другими представителями данного государства в стране пребывания.

К дипломатическому персоналу относятся послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, первые, вторые, третьи секретари, атташе. Они называются члены дипломатического представительства.

Необходимо различать классы и ранги дипломатов. Как правило, класс дипломата совпадает с рангом. Но если вопрос о классе дипломата определен в международном праве, то вопрос о ранге регулируется внутригосударственным законом, правительством каждого государства.

Также необходимо  знать обязанности дипломатов в отношении государства пребывания

 

 

Список используемой литературы

1.Международное право: Учебник для обучающихся по спец. «Правоведение», «Международные отношения» и «Международные экономические отношения»/ДА МИД РФ; МГИМО МИД РФ – 4-е изд., перераб. и доп., -М.: Международные отношения, 2003. – 624 с.

2. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право: Учебник длястудентов вузов, обуч. по спец. «Международные отношения» и «Международное право».- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.- 208с.

 Тункин Г.И. Теория международного права. –М.: Зерцало, 2004.- 398с.

3. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. // Международное публичное право. Сб. документов. В 2 т. Т. 1. - М.: БЕК, 1996. – С. 170-173.

4. Конвенция о специальных миссиях 1969 г. // Международное публичное право. Сб. документов. В 2 т. Т.1 - М.: БЕК, 1996. – С. 174-177.

5. Об утверждении положения о Чрезвычайном Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве: указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 1999 года № 1190 // СЗ РФ. 1999. № 35.

6.Блищенко И.П. Дипломатическое право / И.П. Блищенко. - М.: Международные отношения, 2002. – 220с.

7. Блищенко, И.П. Дипломатическое право / И.П. Блищенко. - М.: Норма, 2004. - 224с.

8. Вуд, Дж., Серре, Ж. Дипломатический церемониал и протокол / Дж. Вуд, Ж.Серре. - М.: Международные отношения, 2003. – 315с.

9. Демин, Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала / Ю.Г. Демин. - М.: Международные отношения, 2003. – 285с.

10. Ковалев, А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве / А.А. Ковалев. - М.: Международные отношения, 1999. – 324с.

11. Курс международного права: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Наука, 1994. Т. 4. – 308с.

12. Лукашук М.И. Международное право. Общая часть. Учебник. - М.: БЕК, 2000. – 452с.

13. Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. – 680с.

14. Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К.А. Бекяшева. - М.: Проспект, 2006. – 687с.

15. Международное публичное право: Учеб./Под ред. Л.П.Ануфриева и др. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. – 652с.

16. Никифоров, Д.С., Борунков, А.Ф. Дипломатический протокол / Д.С.Никифоров, А.Ф. Борунков. - М.: Международные отношения, 1999. – 283с.

17. Соловьев, Э.Я. Основы дипломатического права: Учеб. Пособие / Э.Я. Соловьев - М.: Ось-89, 2005. – 318с.

18. Рыбаков Ю. М. Современная дипломатия и формирование новой политико-дипломатической системы: Учеб. пособие к курсу лекций по учебной дисциплине «Теория и история дипломатии». — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2015. — 272 с.

19. Смирнов Ю.М. Дипломатическое и консульское право. Курс лекций. СПб., 2014 173 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 

В начале июля 1984 г. СССР отправил дипломатическую почту в адрес своего дипломатического представительства в Швейцарии, причём в качестве «дипломатического чемодана» выступал девятитонный грузовик. «Дипломатический грузовик» направился в Швейцарию в сопровождении советского дипломата и водителя. «Грузовик-чемодан» с грифом «дипломатическая почта» прошёл транзитом через все границы по пути следования, пока на границе у Швейцарии не был остановлен. Таможенные власти обратили внимание на необычные размеры «чемодана» и дали понять советскому дипломату, что «грузовик-чемодан» не подходит под обычное понятие «дипломатическая вализа», однако оставили окончательное решение этого вопроса для центральных таможенных властей в самой Женеве. Поэтому его пропустили, лишь предварительно опечатав. По прибытии «грузовика-чемодана» в Женеву Центральная таможенная служба Швейцарии отказалась принять грузовик в качестве дипломатической вализы и заявила о том, что рассматривает содержимое в грузовике не как дипломатическую почту, а лишь как «предметы, предназначенные для официального пользования». После этого она запросила у советского посольства список находящихся в грузовике предметов и разрешение на их досмотр.

Что представляет собой дипломатическая вализа? Каков её статус с позиций норм международного дипломатического права? Какие требования предъявляются к размеру и весу дипломатической почты? Можно ли считать самолет, автомобиль, железнодорожный вагон или корабль, перевозящий дипломатическую почту, дипломатической вализой? Охарактеризуйте данную ситуацию с позиций Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

 

 

 

 

 

Ответ

Вали́за (от фр. valise postale «почтовый мешок») — единица багажа, дипломатическая почта (сумка, пакет, конверт) дипломатического курьера, пользующийся неприкосновенностью.

Согласно Таможенному кодексу Таможенного Союза (от 27.11.2009 — В ред. от 16.04.2010 — Ст. 323, п. 3), вализа может содержать только официальную корреспонденцию и документы или товары, которые предназначены исключительно для официального пользования.

Статус дипломатической почты диктует, что она не подлежит ни вскрытию, ни задер-жанию

Вес пересылаемой дипломатической почты может быть ограничен на основании взаимности. Вес транзитной дипломатической почты не ограничивается

В международно-правовых документах закреплена норма, обязывающая государство пребывания обеспечить дипломатическому представительству, консульскому учреждению, специальной миссии свободу сношений с правительством, другими государственными органами и структурами аккредитующего государства для нормального функционирования посольства, консульства. «Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находи­лись, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров, закодированные или шифрованные депеши» — так говорится в ст. 27 Конвенции 1961 г. Могут использоваться радиопередатчики, компьютерные сети и другие технические средства. Главное, чтоб при этом не на­рушались правила и требования страны пребывания.

 

А вот правовой режим дипломатической и консульской почты (вализы2) различен. В Конвенции 1961 г. понятие «дипломатичес­кая почта» не дается, ничто не указывает на допустимые размеры и вес вализы. В то же время в Конвенции говорится, что все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь ви­димые внешние знаки, должны содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального поль­зования. Дипломатическая почта не подлежит вскрытию и задер­жанию как в государстве пребывания, так и на территории третьих стран. Эти иммунитеты носят абсолютной характер.

 

Несколько иначе обстоит дело с консульской почтой (вализой). В Конвенции 1963 г. говорится, что консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда имеются серьезные основания полагать, что в ней содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального пользования, компетентные власти государства пребывания могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем аккредитующего государства. В том случае, если уполномоченное лицо откажется выполнить это требование, вали­за может быть возвращена в место отправления. Такие требования включены в большинство двусторонних конвенций.

 

Чтобы избежать вскрытия и досмотра консульской вализы, ее иногда вкладывают в дипломатическую почту, которая наделена статусом полной неприкосновенности. Такая практика не соответ­ствует действующим международным нормам и может расцени­ваться как противоправное действие.

Транспортное средство не было признано дипломатической почтой и не может рассматриваться в качестве дипломатической почты. Признание автофургона дипломатической почтой создало бы противоправный прецедент, давало бы повод для возможного оформления в будущем в качестве дипломатической почты (вали­зы) самолетов, морских и речных судов, железнодорожных вагонов и других транспортных средств. А это нормами международного права не предусмотрено.

 

Чтобы реально обеспечить соблюдение иммунитетов диплома­тической и консульской почты широко используется отправление и получение почты непосредственно должностными лицами пред­ставительств непосредственно на аэродромах, морских и речных портах и железнодорожных станциях. Порядок прохода работни­ков посольств и консульств к самолетам, судам, вагонам, в том числе и в режимные зоны портов и станций, устанавливается влас­тями государства пребывания в соответствии с двусторонними со­глашениями. Иностранным посольствам и консульствам выдается специальный пропуск, который позволяет получить дипломатичес­кую (консульскую) почту у трапа самолета, морского (речного) судна непосредственно из рук дипломатических (консульских) ку­рьеров или выполнявших их функции командиров самолетов или судов. Такая практика в наибольшей степени обеспечивает без­опасность дипломатической (консульской) почты, надлежащим образом обеспечивает их иммунитет.

 

И все же наиболее распространенным и надежным способом до­ставки дипломатической и консульской почты была и остается ее пересылка в сопровождении дипломатических и консульских курье­ров. Курьеры состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующих государств, как правило, не имеют дипломатичес­ких или консульских рангов, не входят в состав персонала по­сольств и консульств. Но они имеют дипломатические паспорта, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государ­ства пребывания.

 

Дипкурьер пользуется личной неприкосновенностью, не подле­жит аресту, досмотру или задержанию в какой бы то ни было форме. Упомянутые иммунитеты прекращаются в момент доставки курьером порученной ему дипломатической почты по назначению. Особо обращает на себя внимание то, что в международных кон­венциях ничего не сказано об изъятии дипкурьеров из-под уголов­ной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. Курьеры не освобождаются от личного досмотра и досмотра принадлежащего им багажа во время таможенного кон­троля. Более того законодательство некоторых стран предусматри­вает возможность таможенного контроля дипкурьеров в том числе и с применением технических средств.

 

В Конвенциях 1961 и 1963 г. не регламентированы и многие другие вопросы дипкурьерской службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дипломатическое право