Дипломатическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 03:44, курсовая работа

Описание работы

Дипломатическое право как отрасль Международного права, источники Дипломатического права, органы внешних сношений, дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты. Соотношение дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов...

Содержание работы

Введение 3

§ 1. Дипломатическое право как отрасль
Международного права
5

§ 2. Источники Дипломатического права 9

§ 3. Органы внешних сношений 13

§ 4. Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты. Соотношение дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов 25

Заключение 38

Список использованных нормативно-правовых актов
и литературы
40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (МПП).doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

    К числу привилегий дипломатического представительства следует отнести и свободу сношений со своей страной, ее дипломатическими и консульскими представительствами в других государствах. В этих целях государство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая использование дипломатических курьеров или шифрованных депеш.

    Кроме перечисленных, некоторые привилегии предоставляются дипломатическим представительствам на основе международной вежливости, а также в силу сложившихся в дипломатической практике обыкновений. Так, дипломатическое представительство имеет право на внеочередную и гарантированную отправку и получение различной корреспонденции.29

    Ко  второй категории иммунитетов и привилегий относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов Венская конвенция  о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) называет неприкосновенность личности главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала. Они не могут быть арестованы или задержаны в какой бы то ни было форме. Государство пребывания должно относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

    Дипломаты пользуются иммунитетом от юрисдикции государства пребывания. Если в следственные и судебные органы этого государства поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому только правительство страны дипломата может отказаться от иммунитета.

    Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно: 1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, которое находится на территории государства пребывания; 2) исков о наследовании, когда дипломат выступает как мастное лицо; 3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Иногда бывает так, что дипломат сам возбуждает иск в суде государства пребывания. В этом случае он отказывается от неподсудности по данному делу, и на него не распространяется судебный иммунитет в отношении встречных исков, связанных с возбужденным им делом.

    Дипломаты не обязаны давать показания в  качестве свидетелей, но могут это  делать, если сами того пожелают. Они  пользуются иммунитетом и от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию.

    Личный  багаж дипломатов не досматривается, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом. Личный же багаж дипломатического работника или члена его семьи пользуется неприкосновенностью. Правда, Венская конвенция 1961 года предусматривает, что он может быть досмотрен в присутствии заинтересованного лица или его представителя, если есть серьезные основания полагать, что он содержит предметы, запрещенные к ввозу или вывозу. Практика уточнила это положение: если принято решение о досмотре, но ничего запрещенного к ввозу или вывозу не обнаружено, у дипломата появляются основания для принесения протеста по поводу нарушения неприкосновенности его личного багажа, так как власти, производившие досмотр, не смогли доказать, что у них были для этого серьезные основания.30

    Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением: косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания; сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания; сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания; сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания; регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества. Они освобождаются от всех трудовых, государственных и военных повинностей.

    Дипломаты пользуются таможенными привилегиями. Государство пребывания разрешает дипломатам ввозить предметы, предназначенные для нужд представительства и личного пользования, а также для пользования членов их семей, без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов.

    Дипломатическими  иммунитетами и привилегиями пользуются также все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами государства пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому статусу, кроме гражданской и административной юрисдикции, а также некоторых таможенных льгот. Что касается членов обслуживающего персонала, то они пользуются иммунитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении их обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе.

    Обязанности сотрудников дипломатического представительства состоят в том, чтобы уважать законы и постановления государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

    История развития консульского института во многом объясняет существующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по сравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на представительной основе. А вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деятельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий во многом еще сохраняется функциональный подход.

    Консульские учреждения в соответствии с Венской  конвенцией о консульских сношениях пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: «пользование государственным флагом и гербом, обеспечение помещениями, неприкосновенность консульских помещений, освобождение консульских помещений от налогов, неприкосновенность консульского архива и документов, свобода передвижений, свобода сношений, свобода сношений и контактов с гражданами представляемого государства».31

    Стоит отметить, что такой иммунитет  как неприкосновенность консульских помещений уже того же иммунитета дипломатических помещений. Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства представляемого государства. Тем не менее, согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты

    Государство пребывания должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. При сношениях с правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, консульское учреждение может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы и закодированные или шифрованные депеши. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с согласия государства пребывания. Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме перечисленных корреспонденции, документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления.

    Консульский курьер при выполнении своих функций должен находиться под защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме.

    В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

    По  общему правилу, консульские должностные  лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания (Венская конвенция  о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)). В случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если глава консульского учреждения сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы. Согласно статье 44 вышеуказанной конвенции консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний.32 Однако за отказ явиться в суд к нему не могут применяться никакие меры взыскания или наказания. Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения. Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.

    Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и  защитой, что и помещение представительства. Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев: исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием; вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства; исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.

    К привилегиям консульских должностных  лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные привилегии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения устанавливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средствах и другие.33

    Государство пребывания согласно статье 27 Венской конвенции  о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества, уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами, либо вверить эту охрану третьему государству.

    Следует учитывать также, что некоторые  двусторонние соглашения, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим.

    Сравнивая консульские привилегии и иммунитеты, стоит ещё раз упомянуть о  том, что дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на представительной основе, а вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. Статья  17 Венской конвенции  о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) проводит границу между дипломатическими и консульскими иммунитетами говоря о том, что даже выполнение дипломатических функций консульским должностным лицом не дает ему права претендовать на дипломатические привилегии и иммунитеты. Говоря о праве пользоваться государственным флагом и гербом можно отметить, что главе консульского учреждения дозволяется их размещать на его средствах передвижения, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, в отличие от главы дипломатического представительства для которого такие ограничения не установлены (статья 29 Венской конвенции  о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), статья 20 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)). Неприкосновенность консульских помещений может быть нарушена в случае пожара или другого стихийного бедствия, так как  согласие главы консульского учреждения может в этом случае предполагаться, кроме того, допускается возможность отчуждения консульских помещений в целях государственной обороны или для общественных нужд (статья 31 Венской конвенции  о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), что для дипломатического иммунитета не допускается. В тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в консульской вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления (статья 35 Венской конвенции  о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию (статья 27 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)). Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (статья 29 Венской конвенции  о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)), консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений, а так же на основании судебных постановлений, вступивших в законную силу (статья 41 Венской конвенции  о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)). Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции. Работники консульского учреждения должны соблюдать любые требования, предусматриваемые законами и правилами государства пребывания в отношении страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием любого дорожного транспортного средства, судна или самолета. Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля. Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел, правда к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания, в случае отказа давать показания.  Консульский служащий или работник обслуживающего персонала, за исключением вопросов, связанных с выполнением ими своих функций, не может отказываться давать показания.

Информация о работе Дипломатическое право