Анализ взаимодействия международного и национального права и роль ФСБ России в международном нормотворчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Учитывая вышеизложенной можно сформулировать цель курсовой работы как анализ взаимодействия международного и национального права и роль ФСБ России в международном нормотворчестве».
В курсовой работе решались следующие задачи:
 Рассмотреть проблему соотношения международного и национального (внутреннего) права;
 Проанализировать взаимодействие международного и национального права;
 Охарактеризовать роль Федеральной службы безопасности России в международном нормотворчестве

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО (ВНУТРЕННЕГО) ПРАВА 5

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО (ВНУТРЕННЕГО) ПРАВА 7
2.1. Взаимодействие международного и внутреннего права 7
в условиях глобализации 7
2.2. Международное право о взаимодействии 14
с внутренним правом 14
2.3. Внутреннее право о взаимодействии 17
с международным правом 17

ГЛАВА 3. РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ НОРМОТВОРЧЕСТВЕ 22
3.1. Международно-правовая основа сотрудничества ФСБ 22
3.2. Межведомственное договорное сотрудничество ФСБ России с международными организациями 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Gurov.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Иначе решается вопрос в новых правовых системах Европы. В Германии нормы общего международного права не только включены в право страны, но и обрели преимущественную силу перед законами. В Голландии все нормы обычного международного права подлежат применению.

Что же касается договоров, то известны два способа решения вопроса:

- положения договора обретают  силу национального права лишь  в результате издания специального  закона (Великобритания, Индия, Нигерия);

- положения должным образом ратифицированного и официально опубликованного договора непосредственно обретают силу норм внутреннего права.

Нередко при этом национальное право устанавливает примат таких норм в правовой системе страны (Франция, Греция, Испания).

После включения обычных и договорных норм в правовую систему страны возникает вопрос об их соотношении в этой системе. Как мы видели, в США обычные нормы международного права уступают не только договорам и законам, но даже актам исполнительной власти.

В новых правовых системах и этот вопрос решается иначе. В ФРГ общие нормы международного права обладают приоритетом перед законами. По мнению Федерального конституционного суда Германии, вопрос о соотношении обычных и договорных норм после их включения во внутреннее право решается в соответствии с общими правилами: последующее правило отменяет предыдущее, специальное правило отменяет общее.

В общем, такой подход оправдан. Его недостаток кроется в недооценке связи инкорпорированных норм с международным правом, которое нельзя игнорировать при решении коллизии между обычными и договорными нормами после их отражения во внутреннем праве. Прежде всего, существуют в форме обычая императивные нормы, от которых договор не может отклоняться.

Венская конвенция о праве международных договоров установила правила применения договоров по одному и тому же вопросу. Они должны учитываться при урегулировании коллизий между договорными нормами, инкорпорированными во внутреннее право. Все это подтверждает, что и после инкорпорации во внутреннее право международные нормы сохраняют свою связь с международным правом.

Факт коллизии инкорпорированных норм с иными нормами права страны в принципе устанавливают все правоприменительные органы, и прежде всего суды. Они же принимают меры по урегулированию коллизии. Конституционный совет Франции подтвердил право судов рассматривать вопрос о соответствии закона договорам, если такой вопрос возникает при рассмотрении конкретного дела и только применительно к данному делу. Разумеется, решение и по этому вопросу может быть обжаловано в порядке, установленном национальным правом.

Для того чтобы норма международного права могла применяться как часть права страны, она должна быть самоисполнимой, т.е. сформулированной так, чтобы быть пригодной для непосредственного применения.

Нередки случаи злоупотребления этим понятием, когда явно самоисполнимые нормы признаются несамоисполнимыми. В США, например, суды не признают самоисполнимыми нормы о правах человека, включая те, что закреплены Уставом ООН.

Таким образом, будучи инкорпорированными во внутреннее право, нормы международного права занимают в нем особое положение. Тем не менее, будучи частью правовой системы страны, они применяются в соответствии с ее целями и принципами, а также в установленном ею процессуальном порядке. В некоторых видах договоров специально оговаривается, что они будут осуществляться в соответствии с законами участвующих государств.

Вместе с тем рассматриваемые нормы обладают определенной спецификой. Они создаются и изменяются в особом порядке, сохраняют связь с международным правом. С этим не может не считаться правоприменительная практика.

Рассматриваемые нормы толкуются и применяются с учетом международного права.

Все это дает основания считать, что, став частью правовой системы страны, нормы международного права не растворяются в ней, а занимают особое положение. Их следует рассматривать как особую разновидность внутренних норм, обозначив их термином "инкорпорированные нормы", т.е. нормы, заимствованные из международного права.

 

ГЛАВА 3. РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ НОРМОТВОРЧЕСТВЕ.

 

В условиях глобализации, возрастающих международных связей существенно повышается влияние международного нормотворчества на формирование всех правовых систем государств вообще и на развитие национального законодательства в частности. В этой связи законодатель в ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепил важное положение, согласно которому "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Представляется, что без учета международно-правовой составляющей отечественная правовая система будет выглядеть незавершенной. Поэтому перед российским обществом стоит проблема имплементации отечественного законодательства на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Ввиду отсутствия в международном праве единого законодательного органа процесс международного нормотворчества достаточно сложен.

Изменения, происходящие на мировой арене, ведут, как правило, к созданию новых правовых норм и принципов, регулирующих международные отношения. В доктрине неоднократно подчеркивалось, что процесс формирования норм международного права не только не прост, но, напротив, являет собой чрезвычайно сложный процесс, имеющий две фазы. В первой фазе происходит выработка международно-правовых позиций суверенных государств, во второй - их согласование. Международное нормотворчество основано на заключении правообразующих договоров универсального характера (кодификационных многосторонних конвенций) путем согласования воль суверенных государств, имеющих свои конкретные геополитические интересы. Причем расхождения в таких интересах неизбежно сохранятся и в дальнейшем.

Как установлено  статьей 1 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности"13 (далее Федеральный закон № 40-ФЗ) Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 40-ФЗ правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Как указано в преамбуле Федерального закона № 40-ФЗ он определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности.

Помимо указанного Федерального закона необходимо отметить Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"14 (далее - Указ Президента России № 960).

Указом Президента России № 960 утверждено Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее – Положение), а также Структура органов Федеральной службы безопасности.

Пунктом 2 Положения установлено, что ФСБ России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

В силу пункта 9 Положения для решения основных задач ФСБ России осуществляет следующие функции:

2) самостоятельно осуществляет  в пределах своих полномочий  нормативно-правовое регулирование  и участвует в разработке и  реализации государственных программ;

37) участвует в пределах своих  полномочий в обобщении практики применения федерального законодательства в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с террористической, диверсионной деятельностью и с преступностью, защиты и охраны государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, а также в области осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов; в установленном порядке вносит предложения по его совершенствованию;

38) участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов безопасности;

39) участвует в пределах своих  полномочий в подготовке и  заключении международных договоров  Российской Федерации, в международно-правовом  оформлении и договорном закреплении  государственной границы и разграничения морских пространств;

40) заключает в установленном порядке и в пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации; по согласованию с иностранными компетентными органами направляет официальных представителей в иностранные государства и организации в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом и преступностью, а также в целях соблюдения международно-правовых актов в сфере охраны государственной границы; осуществляет внешние сношения с иностранными компетентными органами и обменивается с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами;

41) участвует в работе международных, межгосударственных и иных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Рассматривая перечисленные функции можно сделать вывод о значительной роли ФСБ России в международном нормотворчестве.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение сформулируем итоговые выводы. Так следует отметить, что, несмотря на все особенности национальных правовых систем, государства в целом стремятся достаточно надежно контролировать воздействие международных норм на внутреннее право. Вместе с тем в практике государств постепенно утверждается принцип благожелательного отношения к международному праву, в соответствии с которым считается предпочтительным такое толкование внутреннего права, которое соответствует принципам и нормам международного права.

Составными частями правовой системы России являются не только «международные договоры Российской Федерации», но и «общепризнанные принципы», а также «нормы международного права». Правда, в данном нормативно-правовых актах РФ ничего не говорится о юридической силе международных договоров России по отношению к внутренним законам, как это делается в Конституции России, устанавливающей безусловный приоритет международных «договорных» норм перед нормами, содержащимися в законах. И это вполне понятно в силу конституционного закрепления данного общего для всех отраслей права положения.

Государственные органы, предприятия, учреждения, и организации (работодатели) независимо от форм собственности, общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законом РФ получать разъяснения и информацию от органов ФСБ в случае ограничения их прав и свобод.

Государственные органы, и работодатели независимо от форм собственности, граждане вправе требовать от органов ФСБ возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц органов ФСБ при исполнении ими служебных обязанностей. “Деятельность органов федеральной службы безопасности, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде”.

Если в ходе оперативно-розыскной деятельность осуществляемой полномочным органом, требуется контроль почтовых отправлений, цензура корреспонденции осужденным, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи (ст.3 Закон об Оперативно-розыскной деятельности). По сообщению АБН от 06.12.2004 главы ФСБ РФ и ФБР США подписали меморандум о сотрудничестве в сфере борьбы с международным терроризмом.

Подписан меморандум, который конкретно оговаривает наше сотрудничество по целому ряду направлений и, в первую очередь, - это борьба с международным терроризмом, борьба в сфере преступлений с оружием массового уничтожения и по другим направлениям.

Информация о работе Анализ взаимодействия международного и национального права и роль ФСБ России в международном нормотворчестве