Анализ института международно-правовой ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ института международно-правовой ответственности с теоретической точки зрения.
В соответствии с целью работы рассмотрению подлежат следующие задачи:
1) Раскрыть понятие международно-правовой ответственности;
2) Определить основания возникновения международно-правовой ответственности и обстоятельства, исключающие ответственность государств;
3) Раскрыть виды и формы международно-правовой ответственности;
4) Изучить международно-правовую ответственность субъектов международного права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 5
1.1. Понятие института международно-правовой ответственности 5
1.2. Основания возникновения международно-правовой ответственности 9
1.3. Виды и формы международно-правовой ответственности 12
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 18
2.1. Ответственность государств 18
2.2. Ответственность международных организаций 21
2.3. Ответственность физических лиц 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 28

Файлы: 1 файл

Курсач по МП.docx

— 68.38 Кб (Скачать файл)

1. Всякое международно-противоправное  деяние государства влечет за  собой международную ответственность этого государства.

2. Любое государство может рассматриваться как совершившее международно-противоправное деяние, влекущее за собой его международную ответственность.

3. Международно-противоправное  деяние государства налицо в  том случае, когда: 

а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству;

б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства.

4. Деяние государства  может быть квалифицировано международно-противоправным  лишь на основании международного  права. На такую квалификацию  не может влиять квалификация  этого же деяния согласно внутригосударственному  праву как правомерного.20

Международно-противоправное деяние государства налицо, когда  оно нарушает свое международное  обязательство. Последнее может  вытекать прежде всего из нормы международного права (конвенционной или обычно-правовой), но не только. Источником международного обязательства государства может  явиться также решение международного арбитража и суда, неформальное международное  соглашение, о котором речь шла  в предыдущей главе, акты-предписания  международных организаций и  органов, адресованные государствам-членам и имеющие для них при определенных условиях обязательный характер. Однако основной источник обязательств – нормы международного права. Нормы международного (и внутригосударственного) права имеют трехчастную структуру: гипотезу, обозначающую условия действия установленного правила поведения (иногда отсутствует, будучи подразумеваемой), диспозицию, излагающую это правило, и санкцию, указывающую на те неблагоприятные последствия, которые наступают для субъекта, нарушившего данное правило.

Для норм международного права, регулирующих взаимоотношения государств, характерно то, что субъективному правомочию одного государства всегда противостоит субъективное обязательство другого государства. Поэтому, устанавливая наличие международно-противоправного деяния государства, исходят из его субъективного обязательства, нарушение которого порождает субъективное право другого государства требовать исполнения того, что предусмотрено соответствующей санкцией, т. е. предъявлять международную претензию. Но оно может и не предъявить таковую, поскольку вправе распоряжаться своими правомочиями по своему усмотрению, за исключением случаев наличия международного преступления государства. В нормах об основаниях международной ответственности государств сформулированы условия выделения в числе международно-противоправных деянии государства двух их категорий: международных преступлений и правонарушений государств21.

Международное преступление государства может иметь место, когда государство нарушает основные принципы и иные императивные нормы международного права. При этом прерогатива констатации наличия международного преступления государства и принятия коллективных мер-санкций в отношении этого государства принадлежит международному сообществу государств в лице ООН и в соответствии с ее Уставом.

Государство несет  за свои международно-противоправные деяния международную ответственность  двух видов: материальную и политическую. Формами материальной ответственности  являются реституция и репарация. Политическая ответственность государства состоит, в частности, в его обязанности  в соответствии с международным  правом восстановить предшествующее status quo в его взаимоотношениях с потерпевшим  государством, отменив все неправомерные  акты, приведшие к нарушению его  международных обязательств;принести извинения потерпевшему государству  за содеянное;привлечь к ответственности  должностных и иных лиц, подозреваемых  в совершении противоправных деяний, и наказать лиц, в этом виновных, в соответствии со своим внутренним правом.

В случае совершения государством международного преступления на него могут быть наложены различные  обременения, предусматривающие, в  частности, его обязанность запретить  и пресекать деятельность на своей  территории отдельных лиц и общественных организаций, не совместимую с обязательствами  государств в силу императивных норм общего международного права, ограничить определенным уровнем свои вооруженные  силы, не иметь отдельных видов  вооружений, осуществить меры демилитаризации  части территории совершившего тяжкое международное преступление государства.

В международном  праве нельзя предусмотреть все  возможные случаи правонарушений и  преступлений государств, установив  применительно к каждому из них  соответствующие меры их международной  ответственности; нормы о международной  ответственности государств по необходимости  имеют характер общих норм, хотя в некоторых случаях формулируются  и специальные нормы.

2.2. Ответственность физических лиц

В современном международном  праве признается индивидуальная уголовная  ответственность физических лиц  за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества.

Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны  с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную  ответственность, а физические лица – уголовную ответственность. Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа (своего правительства или начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция22.

Официальный статус лица (глава государства или правительства) не освобождает его от уголовной  ответственности.

После окончания  второй мировой войны для суда над главными военными преступниками  были созданы два Международных  военных трибунала: в Нюрнберге  и Токио. Решением Совета Безопасности (1993 г.) предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. Возможность создания международных  уголовных судов предусмотрена  и в некоторых конвенциях, например в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании  за него 1948 года и Международной  конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года. В вязи с разработкой  проекта Кодекса преступлении против мира и безопасности человечества в  Комиссии международного права ставится вопрос о создании Международного уголовного суда.

Международное право  исходит из неприменения срока давности к ответственности за международные  преступления. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям  и преступлениям против человечества 1968 года указывает, что представители  государственных властей и частные  лица, виновные в совершении указанных  преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления.

Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо выдать другому государству, на территории которого было совершено  преступление и которое явилось  основной жертвой преступления.

2.3. Ответственность международных организаций

Ответственность международных  организаций возникает из нарушения  ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права. Вопрос об ответственности международных  организаций получил отражение  в некоторых международных договорах. Так, в договорах об исследовании и использовании космического пространства устанавливается ответственность  международных организаций, осуществляющих космическую деятельность, за ущерб, причиненный этой деятельностью (Договор  о принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция  о международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.).

Ответственность международных  организаций устанавливается также  в конвенциях об ответственности  за ядерный ущерб в тех случаях, когда международные организации  выступают в качестве операторов ядерных установок или операторов ядерных судов23.

Международные организации  несут ответственность за несоблюдение уставных и других обязанностей своими органами и международными должностными лицами, за причинение ущерба своими действиями государствам, другим международным  организациям и физическим лицам.

В случаях материальной ответственности международных  организаций следует исходить из того, что их средства складываются из взносов государств-членов. В  практике наметилась тенденция сочетания  материальной ответственности международной  организации и государств. Здесь  возможны два варианта: 1) установление солидарной ответственности организации  и государств-членов; 2) установление ответственности самой организации. В первом случае претензии об ответственности  могут быть предъявлены как государствам-членам, так и организации. Во втором случае претензии предъявляются только организации, которая сама решает вопрос о распределении бремени ответственности между своими членами24.

В Конвенции о  международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами, была установлена солидарная ответственность, однако при соблюдении следующих условий: а) любая претензия  о компенсации за ущерб предъявляется  в первую очередь международной  организации, осуществляющей запуск объекта; б) если организация в течение  шести месяцев не компенсировала суммы причиненного ущерба, то государство-истец  может поставить вопрос об ответственности  государств - членов организации.

Международные организации  могут быть и субъектами международных  претензий. В Консультативном заключении Международного Суда ООН от 11 апреля 1949 г. по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе в ООН, указывалось, что международная организация  может выступать с претензией об ответственности за причиненный  ей ущерб. ООН неоднократно предъявляла  иски о возмещении причиненного ей ущерба (например, иск к Израилю  в 1949 г. в связи с убийством  израильскими террористами посредника ООН графа Бернадота и военного наблюдателя ООН полковника Серо),

Международная организация  может нести ответственность  и по международному частному праву, а также по внутреннему праву  государств. В этом случае ответственность  международной организации зависит  от признания ее правоспособности на территории государства на основании  учредительного акта или соглашения с государством о ее штаб-квартире или представительстве.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной курсовой работе была исследована тема –  «Институт ответственности в  международном праве». При изучении выбранной темы была поставлена конкретная цель – анализ института международно-правовой ответственности с теоретической точки зрения.

В процессе изучения и исследования были решены следующие задачи:

1)   Раскрыто  понятие международно-правовой ответственности;

2) Определены основания  возникновения международно-правовой  ответственности и обстоятельства, исключающие ответственность государств;

3)    Раскрыты  виды и формы международно-правовой  ответственности;

4) Изучена международно-правовая  ответственность субъектов международного  права.

По итогам проведенных  исследований были сделаны определенные выводы.

Международно-правовая ответственность – обязанность  субъекта международного права ликвидировать  вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового  обязательства, или обязанность  возместить материальный ущерб, причиненный  в результате действий, не нарушающих нормы международного права.

Международно-правовые санкции – это дозволенные  международным правом и осуществляемые в особом процессуальном порядке  принудительные меры, применяемые субъектами международного права для охраны международного правопорядка, когда  правонарушитель отказывается прекратить правонарушение, восстановить права  потерпевших и добровольно выполнить  обязательства, вытекающие из его ответственности.

Существует материальная и политическая международно-правовая ответственность, каждая из которых  имеет множество различных форм. Кроме того, в международном праве  существует ряд обстоятельств, которые  препятствуют выполнению государством своих обязательств и исключают противоправность деяния.

Проблемы  международно-правовой ответственности  специфичны, многогранны и довольно сложны.

Развитие и кодификация норм и принципов ответственности в международном праве требуют анализа и согласованности многих вопросов, каждый из которых должен быть рассмотрен и учтен с тем, чтобы правильно отразить те изменения, которые произошли до настоящего времени в области международного права.

Значение международно-правовой ответственности обусловлено тем  фактом, что она является необходимым  юридическим средством обеспечения  соблюдения норм международного права, средством восстановления нарушенных международных отношений.

В задачу международного права входит не только установление правил поведения государств, в той  или иной области их международной  деятельности, но и выработка норм и принципов, гарантирующих соблюдение этих правил. На практике одним из важнейших  международно-правовых инструментов является принцип международной ответственности  государств и других субъектов международного права за нарушение их международных  обязательств, а также за вредные  последствия при правомерной  деятельности в отдельных сферах межгосударственного сотрудничества.

Информация о работе Анализ института международно-правовой ответственности