Анализ института международно-правовой ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ института международно-правовой ответственности с теоретической точки зрения.
В соответствии с целью работы рассмотрению подлежат следующие задачи:
1) Раскрыть понятие международно-правовой ответственности;
2) Определить основания возникновения международно-правовой ответственности и обстоятельства, исключающие ответственность государств;
3) Раскрыть виды и формы международно-правовой ответственности;
4) Изучить международно-правовую ответственность субъектов международного права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 5
1.1. Понятие института международно-правовой ответственности 5
1.2. Основания возникновения международно-правовой ответственности 9
1.3. Виды и формы международно-правовой ответственности 12
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 18
2.1. Ответственность государств 18
2.2. Ответственность международных организаций 21
2.3. Ответственность физических лиц 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 28

Файлы: 1 файл

Курсач по МП.docx

— 68.38 Кб (Скачать файл)

Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства. Оно характеризуется следующими признаками:

-  противоправность поведения   проявляется в нарушении международных обязательств государства в форме действия или бездействия;

-  вред (ущерб – международное право не делает различия) – это любое противоправное поведение, противоречащее защищаемым международным правом законным интересам государства. Ущерб бывает материальным и не материальным;

-  причинная связь между противоправным поведением и ущербом позволяет установить причастность государства к наступившим вредным последствиям;

-  вина достаточно спорный в науке международного права признак международного правонарушения. Однако, по нашему мнению, она имеет место в системе признаков международного правонарушения.

Вину, как признак  международного правонарушения, необходимо понимать как оценку характера поведения  государства-правонарушителя со стороны  международного сообщества.

Процессуальные  основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел  о правонарушениях и привлечения  к ответственности. В одних случаях  эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других – ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

Также существуют обстоятельства, освобождающие от ответственности

Освобождение от ответственности – это снятие с субъекта обязанности ликвидации последствий совершенного им деликта, породившего ответственность.

К обстоятельствам, освобождающим от ответственности, традиционно относится вина самой  потерпевшей стороны. Эта вина может  выразиться в совершении действий с  намерением вызвать наступление  материального ущерба вследствие противоправного  действия другого субъекта, а также  в форме грубой небрежности или  упущения самой потерпевшей стороны10.

Например, государство  получает информацию о готовящейся  провокационной акции в отношении  его посольства, но не сообщает об этом властям страны пребывания посольства. Ответственность государства пребывания в случае совершения такой акции  в принципе возникает за нарушение  обязанности обеспечить неприкосновенность посольства иностранного государства. Однако если будет доказано, что  посольство знало о готовящейся  акции и не сообщило об этом властям  пребывания, то это поведение посольства может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее государство пребывания от ответственности за возмещение ущерба.

К освобождающим  от ответственности обстоятельствам  относится форс-мажор (непреодолимая  сила), то есть не поддающиеся контролю непредвиденные внешние события  чрезвычайного характера: стихийные  явления, эпидемии, эпизоотии, вооруженные  конфликты, гражданские беспорядки и т. п. Например, если из-за неожиданно ухудшившихся метеоусловий воздушное судно нарушило границу иностранного государства, государство регистрации воздушного судна сошлется на форс-мажор как на основание для освобождения от ответственности.

Высказывается точка  зрения, что к обстоятельствам, освобождающим  от ответственности, следует относить состояние крайней необходимости, когда совершение тех или иных действий продиктовано угрозой жизненным  интересам субъекта-делинквента.

Освобождающие от ответственности  обстоятельства следует отличать от фактов и действий, которые исключают  квалификацию деяния в качестве деликтного, хотя в результате этого деяния и  была нарушена норма международного права. К ним относятся согласие потерпевшей стороны на совершение действия, повлекшего правонарушение, допускаемое международным правом действие в ответ на противоправное деяние самого потерпевшего субъекта (например, самооборона, репрессалии).

Комиссия международного права ООН считает целесообразным объединить обстоятельства, освобождающие  от ответственности, а также факты  и действия, исключающие квалификацию деяния в качестве правонарушения, в одно общее понятие – «обстоятельства, исключающие противоправность».

1.3. Виды и формы международно-правовой ответственности

Международно-правовая ответственность выражается в определенных видах и формах.

Существует два  вида международно-правовой ответственности  государств – политическая (нематериальная) и материальная.

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности является реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством санкций.

Санкция – мера принуждения, которая применяется  к государству, нарушившему международные  обязательства. Эта форма ответственности  может быть применена как государствами, так и международными организациями. Объем и вид санкции зависит от степени общественной опасности и объёма причиненного вреда.

К государству-агрессору  могут быть применены следующие  меры:

- временное  ограничение суверенитета;

- отторжение части территории;

- послевоенная оккупация;

- полная или частичная демилитаризация всей или части территории;

- запрет иметь то или иное вооружение;

- экономическая блокада;

- приостановление экономических, дипломатических, транспортных и иных  отношений.

Санкции за посягательство на международный  мир и безопасность предусмотрены  статьями 39, 41 и 42 Устава ООН, а также  уставами некоторых региональных политических организации. Почти все виды вышеперечисленных  санкции были применены к Германии, Италии и Японии после окончания Второй мировой войны. В 1945 года союзные державы взяли на себя функции верховной власти, осуществляли разоружение и демилитаризацию Германии, ликвидировали нацистские организации. При этом следует отметить, что санкция как форма ответственности может быть применена за наиболее тяжкие международно-правовые преступления. Например, в 90-х года 20 века были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак был обязан отвести свои войска с территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное или химическое оружие11.

Реторсии – это  принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого с  целью восстановления нарушенных прав. Например, отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа  дипломатов государства, которое ранее  выслало из страны дипломатов первого  государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций  и.т.д.

Например, в 1995 году Литва отозвала своего посла  из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом западных компаний. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет производиться разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства.

Репрессалии – это правомерные принудительные действия одного государства против неправомерных действий другого государства с целью восстановления нарушенного права. При этом восстановление  должно быть равным тому объему вреда, который был причинен. Репрессалии могут выражаться в виде разрыва  дипломатических отношений, запрета  на вывоз товаров и услуг  с территории государства-нарушителя и др.

В 1994 году президент  США подписал билль «Об ужесточении санкции  против Кубы» в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов эмиграционной организации, в результате которой погибли 4 летчика. Кроме этого, были приостановленные чартерные авиарейсы между США  и Кубой, введены новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дело с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на Кубе. При этом репрессалии должны быть прекращены в случае получения удовлетворения от противоположной стороны. В настоящее время международное право запрещает применять вооруженные репрессалии в качестве средства разрешения споров, но, тем не менее, это не исключает на основании статьи 51 Устава ООН на самооборону от агрессии12.

Сатисфакция (удовлетворение) – это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. То есть принесение извинений с принятием мер к предотвращением повторения нарушения. Например, официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем и др. Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.

Ресторация –  это восстановление государством-нарушителем  прежнего состояния какого-либо материального  объекта. Например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по вине государства13.

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение права голоса, права на представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживание и др.), и как крайняя мера – исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному Договору между СССР и Финляндией о ненападении СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г14.

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции.

Репарации – возмещение материально ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репарации, как правило, значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 года репарация с Германии составила всего 20 млрд.долларов, что даже несопоставимо с нанесенном Советскому Союзу ущербу в целом15. По решению Международного суда ООН правительство США в 1996 году выплатило Ирану компенсацию в размере 131 млн. долларов за сбитый американскими войсками пассажирский самолет.

Реституция – восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст.75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций»16.

Компенсация – форма возмещения, при которой государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией17. Компенсация охватывает любой исчисляемый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду в размере, в котором она установлена.

Проценты начисляются тогда, когда это необходимо для обеспечения полноты возмещения вреда. Ставка и метод расчета процентов определяются таким образом, чтобы достичь этого результата. Проценты исчисляются с даты, когда должна была быть выплачена основная сумма, на дату выполнения платежного обязательства18.

Субституция – это разновидность реституции, замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и.т.п. другим имуществом.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что  существует два вида ответственности: материальная и нематериальная. К  материальной ответственности относятся  репарация, реституция, субституция и компенсация. К нематериальной ответственности относятся санкция, реторсия, репрессалия, сатисфакция, ресторация и такие особые формы ответственности, как приостановление прав и привилегий в международной организации, лишение права голоса, права представительства вплоть до исключения из международной организации.      

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1.1. Ответственность  государств

В международном праве, регулирующем прежде всего международные взаимоотношения государств, под ответственностью государства, именуемой международной ответственностью, понимаются неблагоприятные юридические последствия для государства, совершившего международно-противоправное деяние. В свою очередь в международном праве в соответствии с общей теорией права эти неблагоприятные последствия для государства обозначаются термином «санкция », в данном случае – международно-правовая санкция19.

В последние годы, начиная с 1969 г., кодификацией и прогрессивным развитием норм о международной ответственности государств занимается Комиссия международного права ООН, которая разработала часть соответствующего проекта статей, касающуюся оснований международной ответственности государств, и продолжает работать над другими частями проекта, касающимися, в частности, видов и форм международной ответственности государств. Сердцевиной всего проекта является его глава первая, озаглавленная «Общие принципы». Это основополагающего характера исходные нормы, которым должны соответствовать все остальные нормы. Их четыре:

Информация о работе Анализ института международно-правовой ответственности