Понятие международно-правовой ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Международно-правовая ответственность – один из старейших институтов международного права, сложившихся на базе обычно-правовых норм.
Нормы о международно-правовой ответственности государств «разбросаны» по отдельным отраслям международного права, таким, как право международной правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности и др.

Файлы: 1 файл

Уголовка.docx

— 23.60 Кб (Скачать файл)

Понятие международно-правовой ответственности

Международно-правовая ответственность  – один из старейших институтов международного права, сложившихся  на базе обычно-правовых норм.

Нормы о международно-правовой ответственности государств «разбросаны» по отдельным отраслям международного права, таким, как право международной  правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности и др. 

Комиссия международного права по поручению Генеральной  Ассамблеи ООН занимается кодификацией норм этого института с 1956 года, но до сих пор не завершила свою работу.

Слайд 2.Международно-правовая ответственность представляет собой юридические последствия, которые могут наступить для субъекта  международного права в результате его действий или бездействий, если при этом нарушены применимые к данному правоотношению международно-правовые нормы. 

Одновременно это и  одно из юридических средств обеспечения  соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба.  Являясь важнейшим и наиболее эффективным правовым средством обеспечения норм международного права, международно-правовая ответственность получает выражение в обязанности ее субъекта полностью или частично устранить допущенное нарушение: ликвидировать причиненный вред, понести иные неблагоприятные последствия.  Практически все правовые системы мира признают международно-правовую ответственность государств, нарушающих нормы международного права и свои обязательства по международным договорам.

Слайд 3.Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю.  Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.

Слайд 4.Таким образом, ответственность в международном праве можно определить как международно-правовой институт, включающий совокупность правовых норм, которые регулируют международные отношения в случае совершения государством или иным субъектом международного права деяний, относящихся к разряду транснациональных и признанных таковыми в международных соглашениях.

Международно-правовая ответственность  означает обязанность государства  не только ликвидировать вред, причиненный  нарушением, но и право потерпевшей  стороны на удовлетворение своих  нарушенных интересов (восстановление границы, требование публичного извинения  и т.д.).

Салйд 5.Юридические последствия нарушения договорных или обычных норм международного права могут затрагивать государство-правонарушителя, потерпевшее государство или группу государств или все международное сообщество в целом, а также международные правительственные неправительственные организации.  Эти последствия, а также формы и объем ответственности могут быть различными в зависимости от тяжести правонарушения, размера нанесенного ущерба, от характера и степени опасности правонарушения и, в частности, могут включать:

а) ответственность за агрессию, геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, за нарушение  законов и обычаев войны, за отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам;

б) обязанность государства-правонарушителя (группы государств-правонарушителей) возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а  в отдельных случаях и их юридическим  и физическим лицам;

в) применение в соответствии с международным правом к государству-правонарушителю  принудительных мер  в ответ на правонарушение.

Слайд 6. Основания международно-правовой ответственности  

Ответственность наступает  при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях –  на основе чего и за что возникает  ответственность.

Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.

Международное правонарушение – деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальны либо нематериальный ущерб.

Основаниями международной  ответственности являются предусмотренные  международно-правовыми нормами  объективные и субъективные признаки.  Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

Слайд 7.Юридические основания. Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением.  Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения.  Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

Юридическими основаниями  ответственности являются: договор, обычай, решение международных судов  и арбитражей, резолюции международных организаций

Слайд 8.Фактические основания. Фактические основания есть то, за что наступает ответственность.  В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. «Элементы международно-противоправного деяния» гласит: «Международно-противоправное деяния государства налицо в том случае, когда

а) какое-либо поведение, заключающееся  в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться  государству и 

б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства».

Государство – это единый социальный организм, все функции которого осуществляются через систему государственных органов. 

Презумпция, следовательно, такова, что государство несет  международную ответственность  за действия любых своих органов, независимо от их функций.

Слайд 9. Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности.  В одних случаях эта процедура детально регламентирована в международно-правовых актах, в других – ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

Итак, международно-правовая ответственность возникает при  необходимых юридических и фактических  основаниях – конкретного правового  обязательства и наличия правонарушения в действиях субъекта.

 

10.Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности 

При квалификации поведения  государств необходимо учитывать обстоятельства, наличие которых освобождает государства  от ответственности.  Они могут быть двух видов — исключающие возникновение ответственности и исключающие реализацию ответственности.  Первые представляют собой ситуации, при которых поведение государства, .

Отличие между поведением государства при обстоятельствах, освобождающих от ответственности, и поведением, смежным с правонарушениями, состоит в том, что первое формально  содержит все признаки состава, тогда  как второе лишь внешне похоже на правонарушение, но не содержит всех его признаков.

В проекте статей об ответственности  КМП фактически сконцентрировала внимание только на обстоятельствах, исключающих  возникновение ответственности. Выделив  специальную главу "Обстоятельства, исключающие противоправность", она отметила случаи, когда "несмотря на явное наличие двух условий  существования международно-противоправного  деяния, нельзя сделать вывод о  его существовании. Комиссия назвала  следующие обстоятельства: согласие, контрмеры, форс-мажор и непредвиденный случай, бедствие, состояние необходимости, самооборона.

Надо подчеркнуть, вместе с тем, что международное право  не допускает ссылок на обстоятельства, освобождающие от ответственности, при нарушении норм jus cogens (прежде всего при совершении международных преступлений). Это нашло отражение и в проекте статей об ответственности.

Согласие, ответные меры, самооборона  осуществляются самим государством и представляют волевое действие, осуществление права. В отличие  от них форс-мажор, случай, бедствие, состояние необходимости – это  объективные, внешние по отношению  к поведению государства обстоятельства, независящие от его воли.

Согласие. Статья 29 проекта говорит, что данное одним государством другому государству согласие на отступление последнего от международного обязательства исключает противоправность в отношении первого государства. Согласие должно быть юридически действительным, т.е. не быть результатом ошибки, подкупа, насилия.

Контрмеры. Согласно ст. 30 проекта это — действия одного государства, вызванные международно-противоправным деянием другого. Контрмеры в принципе также могут нарушать международные обязательства. Но именно их ответный характер в отношении государства-нарушителя исключает ответственность за них.

Самооборона. Противоправность деяния исключается и в случае, если оно является законной мерой самообороны в соответствии с Уставом ООН (ст. 34 проекта статей).  В ст. 51 Устава ООН закреплено неотъемлемое право государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение. Законность самообороны означает соответствие критериям, заложенным в ст. 51: должно произойти вооруженное нападение, самооборона должна быть предпринята до принятия мер Советом Безопасности, о ней должно быть сообщено Совету Безопасности, меры самообороны не должны затрагивать полномочий Совета. Безусловно, наличие агрессии — первое и непременное условие правомерности самообороны.

Форс-мажор и  непредвиденный случай. Противоправность исключается, если деяние было вызвано непреодолимой силой или не поддающимся контролю государства непредвиденным событием, которое обусловило невозможность действий в соответствии с обязательствами. В случаях непреодолимой силы государство абсолютно лишено возможности предотвратить ущерб другому государству, проявить свою волю, чтобы изменить ситуацию. Подобные случаи характеризуются волевой непричастностью государства (например, разрушение объектов иностранной собственности на территории государства в результате землетрясения или военных действий). Так, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью исключает ответственность, если ущерб "является результатом акта войны, военных действий, гражданской войны, восстания или природного явления исключительного, неизбежного и неотвратимого характера..." (ст. 111).

При непредвиденном случае государство действует в состоянии добросовестного заблуждения, не осознает, не понимает, что нарушает международное обязательство. Государство не может ссылаться на непреодолимую силу и случай, если само содействовало возникновению данных ситуаций.

Бедствие.  Это ситуации, возникающие, когда представители государства под воздействием сил природы или аварий вынуждены не соблюдать международные обязательства, не имея другой возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных лиц (ст. 32 проекта). Речь идет о фактическом отсутствии свободы выбора поведения в экстремальных ситуациях. В данном случае налицо не только волевое действие, но и осознанное нарушение соответствующих международно-правовых норм для избежания трагических последствий. Так, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. допускает как исключение соответствующие действия в целях спасения человеческой жизни на море.

Состояние необходимости. Статья 33 проекта статей не допускает ссылки на такое состояние, как на основание исключения ответственности, кроме случаев, когда деяние являлось средством зашиты существенного интереса государства от тяжкой и неминуемой угрозы и не нанесло серьезного ущерба другому государству. 

Заключение

Вопрос ответственности  государства за международные преступления вызывает много разногласий.  В отличие от ответственности индивида они обусловлены не отсутствием согласия по вопросу о правовом происхождении (юридическая ответственность государства может быть только международно-правовой), а разным подходом к содержанию ответственности за международные преступления (конкретному перечню мер – исходя из их направленности) и оценке характера.   Хотя сама возможность несения государством ответственности за совершение международных преступлений является также общепризнанной.

Международно-правовая ответственность  является необходимым юридическим  средством обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений.  Она выступает в качестве особого инструмента регулирования международных отношений и гаранта функционирования международного права.

Но ответственность наступает  при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях –  на основе чего и за что возникает  ответственность.

Важную роль в развитии института международно-правовой является процесс кодификации.  Этот процесс не закончен, он продолжается.  Еще не достигнуты соглашения по некоторым основополагающим вопросам.  Однако, сам этот процесс, активность государств и их заинтересованность в его функционировании показывают, что международное сообщество осознало всю необходимость и важность проделываемой работы.  Ведь главным назначением института ответственности является обеспечение эффективности действия норм международного права.

 


Информация о работе Понятие международно-правовой ответственности