Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:15, шпаргалка

Описание работы

Предмет курса как правовой дисциплины составляют нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора, а также регламентирующие общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными) в эту деятельность.

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену Прокурорский надзор.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Прокурорский  надзор нацелен:1) способствовать выполнению органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений; изобличению виновных; розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда либо уклоняющихся от уголовного наказания; 2) содействовать комплексному и активному осуществлению оперативными подразделениями всего объема оперативно-розыскных мероприятий, разрешенных Законом об оперативно-розыскной деятельности; 3) содействовать надлежащему документированию результатов оперативно-розыскной деятельности и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам.

Задачи прокурорского  надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: • охрана и защита прав и свобод личности; • обеспечение верховенства закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий; • обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности; • предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

 

34.Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

Сущность прокурорского  надзора. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России подведомственна Министерству юстиции РФ.

Надзор за судебными  приставами осуществляется с тем, чтобы  служба судебных приставов, на которую возложено принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, осуществляла свою деятельность в соответствии с требованиями закона, соблюдала права и свободы физических и юридических лиц и принимала решения, соответствующие закону.

Задачи прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставам, связаны с обеспечением: 1)законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ; 2) соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов; 3) соблюдения установленных законодательством РФ прав и свобод физических и юридических лиц при исполнении судебных решений и обеспечении установленного порядка деятельности судов; 4) соответствия законам решений судебных приставов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Выделение этого надзора  в самостоятельное направление  обусловлено важностью обеспечения  прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и  обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу.

Под законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных, иных органах и учреждения, исполняющих  наказание, и меры принудительного  характера, назначаемые судом, в  более широком смысле следует понимать: законность помещения в эти места, упреждения и органы; законность содержания в них; соблюдение сроков содержания; законность освобождения.

Задачи: обращать большое  внимание на факты унижения человеческого  достоинства, произвола, жестокого  обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовное наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений.

Полномочия прокурора: право прокурора посещать в любое  время учреждения и органы, указанные  в ст. 32 Закона о прокуратуре; право  опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; право знакомиться с материалами дел, на основании которых произведено задержание, заключение под стражу, осуждение, определение мер принудительного характера; право ознакомиться с оперативными материалами; вправе проверять соответствие законодательства РФ правовых актов – приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений указанных в ст.32 Закона о прокуратуре; право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона;

Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого  содержащегося без законных оснований.

 

36.Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних.

В данной сфере деятельности прокуроры уполномочены: 1) обеспечивать исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних; пресекать и предупреждать преступность среди несовершеннолетних; 2) следовать положениям Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанным нормам международного права и законодательства РФ, в которых закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. Прокуроры должны иметь в виду, что государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; 3) осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (выдачу пособий, компенсационных выплат, организацию питания в образовательных учреждениях); 4) обеспечивать надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в интернаты; 5) проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения; 6) осуществлять надзор за исполнением законодательства об образовании, реализации государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования, считая это важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних; 7) осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства в отношении несовершеннолетних; 8) проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и органами внутренних дел; 9) с особой ответственностью подходить к вопросам возбуждения уголовных дел, задержания и арестов, обеспечения законного представителя в досудебном и судебном производстве; 10) осуществлять постоянный надзор за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание; 11) следить за трудовой занятостью, подготовкой к военной службе и воинской обязанностью, законностью деятельности детских и молодежных общественных объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Уголовное преследование как направление деятельности прокуратуры.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 26.06.1997 № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» в целях решительного усиления борьбы с преступностью и ее предупреждения, повышения действенности прокурорского надзора. Пресечение и предупреждение организованной преступности должно считаться основным направлением деятельности органов прокуратуры. Прокуроры должны обеспечивать соблюдение всех процессуальных особенностей расследования уголовных дел. Принимая участие в совместной с другими правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступностью, прокуроры обязаны сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков. Они должны бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывавших содействие криминальным структурам в преступной деятельности.

Органы прокуратуры  обязаны обеспечить надзор за выявлением следователями и органами дознания при расследовании уголовных  дел причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Используя свои полномочия, прокуроры должны добиваться при этом безусловного принятия реальных мер по их устранению; противодействовать попыткам укрытия преступлений от регистрации, принимать все меры к обеспечению своевременного и качественного расследования и раскрытия преступлений, к повышению эффективности в работе следователей, прокуроров-криминалистов, остро реагировать на бездеятельность в установлении и розыске преступников, факты необоснованного приостановления и прекращения уголовных дел; расследование наиболее сложных и актуальных дел.

Прокуроры должны стремиться всемерно расширять и укреплять  сотрудничество с правоохранительными  органами других государств, налаживать взаимодействие с ними в раскрытии и расследовании транснациональных преступлений, обеспечивать строгое и неукоснительное исполнение международных договоров и соглашений, регулярно анализировать и обобщать практику исполнения международных поручений о правовой помощи, принимать необходимые меры к ее совершенствованию.

 

38.Прокурор как участник уголовного судопроизводства.

Прокурор участвует  в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством  РФ и другими федеральными законами.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Прокурор в  соответствии с процессуальным законодательством  РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой  стадии процесса, если этого требует  защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством  РФ.

Прокурор или  его заместитель в пределах своей  компетенции приносят в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали (ст. 36 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Прокурор или  его заместитель независимо от участия  в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору (п. 2 ст. 36 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Протест на решение  судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Протест на решение, приговор, определение или постановление  суда до начала его рассмотрения судом  может быть отозван прокурором, принесшим протест. Принесение Генеральным прокурором РФ или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

 

39.Участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции. Структура обвинительной речи.

Если в ходе судебного  разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части.

Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную  комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону смягчения.

Прения сторон начинаются обвинительной речью прокурора. Государственный обвинитель не вправе отказаться от участия в прениях сторон.

После выступления в  прениях сторон прокурор согласно УПК  РФ может выступить еще раз с репликой, то есть с замечанием относительно сказанного в речах других участников прений. Реплика —необязательный элемент судебных прений.

В соответствии с УПК  РФ по окончании прений сторон, но до удаления суда в совещательную комнату обвинитель вправе представить суду в письменном виде формулировки решения по вопросам, подлежащим разрешению судом в совещательной комнате при постановлении приговора.

Государственный обвинитель в течение 3 суток со дня окончания  судебного заседания вправе заявить ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания и изготовлении его копии. Замечания на протокол судебного заседания государственный обвинитель может принести председательствующему в течение 3 суток со дня ознакомления.

УПК РФ предусмотрен особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

Обвиняемый вправе при  наличии согласия государственного или частного обвинителя и потерпевшего заявить о согласии с предъявленным  ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного следствия по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы.

Если государственный  обвинитель возражает против постановления  приговора без проведения судебного разбирательства, то уголовное дело рассматривается в общем порядке.

40. Особенности участия прокурора при рассмотрении уголовного дела судом присяжных.

Производство  в суде с участием присяжных заседателей  ведется в общем порядке, но с учетом своих особенностей.

На подготовительной стадии судебного заседания прокурор должен проверить, правильно ли производится отбор кандидатов в присяжные заседатели, вручены ли данным кандидатам извещения в срок, установленный процессуальным законом. После доклада о явке в суд присяжных заседателей стороны могут заявить немотивированный отвод, причем дважды, первым его заявляет государственный обвинитель, который согласовывает собственную позицию с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Судебное следствие начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя, т. е. прокурора, и защитника. Во вступительном заявлении государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им доказательств. После проведения судебного следствия стороны переходят к прениям сторон, в которых первым выступает государственный обвинитель. В своей обвинительной речи прокурор должен убедить присяжных заседателей, что данное преступление имело место, что подсудимый имеет отношение к данному преступлению и не заслуживает снисхождения. После прений сторон суд переходит к репликам сторон и последнему слову подсудимого, по окончании которых председательствующий произносит напутственное слово присяжным заседателям, разъясняет им суть поставленных перед ними вопросов, и присяжные удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта. После тайного голосования старшина провозглашает вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Уголовно-процессуальным кодексом РФ закреплено, что если вынесен оправдательный вердикт, то он обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление им оправдательного приговора, а если обвинительный вердикт, то он так же обязателен для председательствующего, но это не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления. Если председательствующий признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано, участие подсудимого в совершении преступления то он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление не подлежит обжалованию в кассационном порядке (п. 5 ст. 348 УПК РФ).

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"