Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:15, шпаргалка

Описание работы

Предмет курса как правовой дисциплины составляют нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора, а также регламентирующие общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными) в эту деятельность.

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену Прокурорский надзор.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах – в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) осуществляют:1) надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах этих административно-территориальных образований.

Природоохранные прокуратуры создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме. Природоохранные прокуроры осуществляют прокурорский надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, природоохранными контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Осуществляют уголовное преследование по делам об экологических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности.

 

11.Военные прокуратуры: система и компетенция.

Полномочия органов  военной прокуратуры осуществляются в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура; военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Образование, реорганизация  и ликвидация органов военной  прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается  от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Полномочия  военных прокуроров: 1) участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; 2) назначать вневедомственные ревизии и проверки;3) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам; 4) проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц; требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся в местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск МВД РФ, органами и учреждениями внутренних дел РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

Принципы организации  и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора, характерные черты и признаки деятельности органов и учреждений прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней.

Сущность принципов организации и деятельности прокуратуры заключается, во-первых, в определении системного построения органов и учреждений прокуратуры, а также отношений прокуратуры с другими органами, во-вторых, в определении наиболее существенных черт и требований и, в-третьих, в обязательности их для прокурорского работника независимо от занимаемой должности.

Общие принципы закреплены в Конституции и Законе о прокуратуре. К ним относятся:1)Принцип законности является общеправовым началом и универсальным принципом деятельности, и как принцип прокурорского надзора означает, что выполнение прокуратурой обязанности следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами и реализация иных надзорных функций должны осуществляться в соответствии с требованиями закона, при безусловном соблюдении закрепленных в законе прав и интересов этих физических и юридических лиц.2) единство и централизация прокуратуры – это единая федеральная система территориальных и специализированных прокуратур, подчиняющихся единому центру – Генеральной прокуратуре РФ.3)принцип независимости - это политическая независимость прокурора. Прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности, что исключает возможность влияния со стороны этих объединений на прокурора и на решения, принимаемые им в процессе осуществления прокурорского надзора.4) Принцип гласности означает, что прокуратура действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне. Не допускается предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам, если это может причинить вред интересам личности, общества и государства.

 

13.Организация управления в органах прокуратуры.

Организация работы в органах прокуратуры  представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий. Направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы по реализации целей и задач прокуратуры.

Содержание  организации работы можно представить  в виде трех подсистем (внутрифункциональная, внешнефункциональная и вспомогательная) действий, мер, объединенных в единую систему. 

Возникновение организационных отношений и  регулирование процесса организации  работы в органах прокуратуры  связано с управлением. Сущность управления в прокуратуре состоит в волевом воздействии вышестоящих органов прокуратуры и прокуроров на нижестоящих (подчиненных) прокурорских работников с целью достижения надлежащего выполнения задач, возложенных на них Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, и повышение эффективности их деятельности.

Управленческое  воздействие в отношении всех органов прокуратуры оказывается  со стороны Генеральной прокуратуры  РФ. Важным управленческим воздействием является оценка деятельности прокурорских работников.

Управленческие решения в органах прокуратуры находят отражение в приказах, указаниях, распоряжениях, инструкциях, решениях коллегий и координационных совещаний, заданиях и других документах, которые являются обязательными для исполнения.

Контроль  зачастую выражается в проверке исполнения. Наряду с проверками для обеспечения контроля используются отчеты подчиненных прокуроров о проделанной работе или по результатам проверок работы соответствующей прокуратуры, изучение поступающих от нижестоящих прокуратур актов прокурорского реагирования.

Правильная  организация работы и целенаправленное управление в своем единстве обеспечивают слаженность и ритмичность функционирования всей прокурорской системы (как единого организма, так и отдельных частей), направляют деятельность прокурорских работников на выполнение стоящих перед ними практических задач.

 

14.Служба в органах прокуратуры РФ.

Прокурорские работники  являются государственными служащими  государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной  должности федеральной государственной службы с учетом требований ФЗ «О прокуратуре РФ». Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры оформляются на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет. Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 40 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Прокурорами и  следователями могут быть граждане 1) имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию;2) обладать моральными и профессиональными качествами;3) способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должность прокурора  города, района, приравненных к ним  прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по данной должности не менее 3 лет.На должности прокуроров субъектов РФ — не моложе 30 лет со стажем не менее 5 лет.

 

15.Разграничение компетенции территориальных и специализированных прокуратур.

Самыми широкими полномочиями обладает территориальная прокуратура. Ее компетентность не распространяется только на те субъекты, которые входят в сферу деятельности специализированных прокуратур. Надзорные функции последних осуществляются в отношении строго определенных категорий органов власти, учреждений, предприятий, организаций, граждан. Иными словами, специализированные прокуратуры надзирают за соблюдением законности специальным контингентом субъектов. Эти прокуратуры выполняют свои функции в сравнительно узких сферах общественных отношений, где особенно важно укрепление дисциплины и правопорядка. Как видно из их наименований, военная надзирает за исполнением законов в воинских организациях, транспортная — в транспортных, природоохранная — в организациях, тесно связанных с охраной природы; прокуратура при исполнительных учреждениях — в данных учреждениях.

 

 

 

 

 

16.Структура Генеральной прокуратуры РФ.

В целях осуществления  руководства органами и учреждениями прокуратуры действует возглавляемая  Генеральным прокурором РФ Генеральная  прокуратура РФ  – высшее звено  системы прокуратуры.

Структуру Генеральной Прокуратуры составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), возглавляемые начальниками – старшими помощниками Генерального прокурора РФ. Заместитель начальника – помощник Генерального прокурора РФ. Начальник и заместитель назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры.

Генеральный прокурор РФ имеет также советников, старших  помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых  соответствует статусу начальников  управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

 

17.Коллегия Генеральной прокуратуры РФ: порядок формирования и компетенция. 

В Генеральной прокуратуре создан совещательный орган, именуемый коллегией. В состав коллегии Генеральной прокуратуры РФ входят две группы должностных лиц, первые из которых являются членами коллегии в связи с назначением их на определенную должность, вторые — прокурорские работники, назначаются в коллегию Генеральным прокурором РФ. По должности в состав коллегии входят Генеральный прокурор РФ, его первый заместитель и заместители.  

Председателем коллегии является Генеральный прокурор РФ.  

Каждое полугодие на основе предложений заместителей Генерального прокурора, руководителей управлений и отделов аппарата организационным управлением Генеральной прокуратуры РФ формируется план работы коллегии. Затем он утверждается Генеральным прокурором РФ. В плане определяются проблемы, подлежащие рассмотрению, лица, ответственные за подготовку необходимых материалов, сроки проведения заседаний коллегии Генеральной прокуратуры РФ.

На заседаниях коллегии обсуждаются  наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению  законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора и расследования уголовных дел, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генеральной прокуратуры, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров.

Работа коллегии осуществляется гласно, если это не противоречит интересам соблюдения государственной, иной охраняемой законом тайны.

Обсуждение вопроса на заседании коллегии проводится в  порядке, определяемом ее председателем.

На заседании ведется  протокол, стенограмма, а по указанию председателя коллегии — аудио- и (или) видеозапись.

Решение коллегии считается  принятым, если за него проголосовало  простое большинство присутствовавших на заседании членов коллегии. Любой  из членов коллегии имеет право на особое мнение. Особое мнение члена (членов) коллегии прилагается к протоколу заседания.

Решения коллегии, другие документы, подготовленные в соответствии с  решением коллегии, должны незамедлительно  направляться по принадлежности.

Начальники управлений и  отделов в обязательном порядке доводят их содержание до сведения подчиненных работников, разрабатывают меры по их выполнению (в необходимых случаях с предварительным обсуждением на оперативном совещании), определяют ответственных исполнителей и организуют контроль исполнения, о чем информируют организационное управление.  

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"