Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:15, шпаргалка

Описание работы

Предмет курса как правовой дисциплины составляют нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора, а также регламентирующие общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными) в эту деятельность.

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену Прокурорский надзор.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Следует различать также  прокурорский надзор и государственный  контроль. Под последним понимают проведение специально уполномоченными органами исполнительной власти проверок выполнения юридическими лицами или частными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам и т. д.), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

 

25.Организация надзора в органах прокуратуры.

Организация надзора в органах  прокуратуры на прямую связано с  такими понятиями как тактика  методика прокурорского надзора.

Тактика прокурорского  надзора – это определение и организация прокурором путем (методов и приемов) наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора и иной деятельности с учетом сложившееся остановки (жизненной ситуации) в целях достижения наилучших конечных результатов. Тактика определяет общую, но наиболее целесообразную линию поведения деятельности прокурора применительно к конкретной обстановке.

В зависимости от достигнутого конечного результата можно судить о правильно или не правильно  избранной тактике действий прокурора. Составными частями тактики прокурорского надзора за исполнением законов являются тактика проверки и тактика реагирования на нарушение законов.

Тактика проверки – это  определение прокурором наиболее рациональных приемов (способов) ее проведения с  учетом конкретной обстановки в целях достижения наилучшего результата.

Под тактикой прокурорского  реагирования на нарушения законов  понимается применение прокурором в  каждом конкретном случае таких правовых средств, которые позволяют достигать  лучшего конечного результата.

Тактика прокурорского  надзора тесно связана с его  методикой.

Под методикой прокурорского  надзора понимается совокупность методов  и приемов, принимаемых прокурорами  в целях выявления, устранения и  предупреждения нарушений законов  и способствующих им обстоятельств.

Под методом можно  понимать способ или средство решения  задачи.

Под приемом понимается конкретное действие прокурора, служащее, например, цели установления истины, предупреждение правонарушения т.д.

 

26.Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор).

Сущность прокурорского  надзора за исполнением законов раскрывается в Законе о прокуратуре, где определены органы, за исполнением законов которыми осуществляется надзор.

Осуществляя свои полномочия в данной сфере прокурорского  надзора, прокуроры решают совместно с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного развития. При этом прокуратура не подменяет иные государственные органы и проверку исполнения законов проводит на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Понятие общего надзора – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и их должностных лиц, организаций, учреждений.

Задачи прокуроров при осуществлении общего надзора закреплены в законе о прокуратуре и ведомственных нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ:• принятие мер по выявлению и устранению нарушений закона; • установление причин и условий, способствующих нарушениям закона и принятие мер к их устранению; • принятие мер по предупреждению нарушений закона; • установление лиц, допустивших нарушения законов и принятие мер по привлечению к ответственности этих лиц.

 

27.Протест как акт прокурорского реагирования.

Протест прокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектами надзора, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.

Содержание рассматриваемого средства прокурорского реагирования заключается в требовании прокурора  полностью или частично отменить противоречащие (несоответствующие) закону акты, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, издавшему (принявшему) незаконный акт либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт, либо суду в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель.

Протест приносится в  письменном виде.

Принесение протеста не приостанавливает действия протестованного акта.

Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.

О результатах рассмотрения протеста в письменной форме незамедлительно  сообщается прокурору.

 

28.Представление и предостережение как акты прокурорского реагирования.

Представление –это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действия (бездействия) или принятия незаконных решений объектами надзора.

Представление имеет  письменную форму. Представление должно быть юридически обоснованным, достоверным, грамотным, конкретным, исчерпывающим. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах в письменной форме сообщается прокурору.

Предостережение о недопустимости нарушения закона имеет целенаправленный профилактический характер и применяется, когда прокурор в процессе осуществления общего надзора получает сведения о том, что должностные лица объектов надзора готовятся совершить противоправные деяния.

При наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, предостережение о недопустимости нарушения закона направляется также руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Применение предостережений – исключительная компетенция прокурора и его заместителя.

Предостережение оформляется  в письменной форме и объявляется  лицу под расписку непосредственно  в прокуратуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.Постановление как акт прокурорского надзора.

При наличии оснований  полагать, что нарушение прав и  свобод человека и гражданина имеет  характер преступления, прокурор может вынести акт прокурорского реагирования, кот называется постановление.

В рамках общего надзора прокурор может вынести 3 вида постановления:

1) постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. В соответствии с УПК РФ в компетенцию прокурора не входит вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. Наряду с этим прокурор дает согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

2)Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое является эффективным средством устранения нарушений закона. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается прокурором при наличии данных, указывающих на признаки административного проступка, и оформляется мотивированным постановлением, которое направляется для исполнения органу, компетентному применять меры административной ответственности. Постановление выносится в письменной форме.

3) Постановление об освобождении лиц незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения не судебных органов.

 

30.Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Выделение данного направления  деятельности в качестве самостоятельного вида прокурорского надзора обусловлено положением ст. Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Прокуратура РФ относится  к числу государственных органов, которые непосредственно выполняют обязанность государства по соблюдению и защите прав и свобод человека

Цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина заключается в том, чтобы добиться такого состояния в сфере прав и свобод человека и гражданина, при котором, с одной стороны, права и свободы действительно соблюдались бы всеми органами и должностными лицами, а с другой стороны, гражданин был убежден в том, что его права и свободы находятся под надежной охраной и в случае их нарушения он вправе обратиться за защитой к компетентным государственным органам (их должностным лицам), у которых в свою очередь есть обязанность по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

Задачами прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина являются:1) защита закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, защита личных и общественных интересов; 2) реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан; 3) обязательное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении прав и свобод личности; 4) использование в полном объеме возможностей прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в предупреждении правонарушений; 5) оценка правомерности решений по жалобам; 6) активизация и совершенствование деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; 7) обеспечение профилактической направленности прокурорского надзора.

 

31.Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания.

Полномочия  прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, обладают характерной чертой, носят властно-распорядительный характер.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) продлевать срок проверки сообщения о преступлении по ходатайству дознавателя до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий – до 30 суток; 3) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 4) давать дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела частного или частно-публичного обвинения; 5) получать копию постановления о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении дознания и прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования; 6) разрешать споры о подследственности; 7) требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания; 8) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий и др.; 9) получать сообщение о произведенном задержании в течение 12 часов с момента задержания; 10) давать согласие на отмену или изменение меры пресечения, избранной дознавателем с его согласия; 11) получать копию уведомления о подозрении в совершении преступления, о привлечении лица в качестве обвиняемого; 12) продлевать срок дознания; 14) отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя; 15) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; 16) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; 17) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; 18) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности; 19) давать согласие дознавателю на прекращение уголовного дела (уголовного преследования) в связи с примирением сторон, деятельным раскаянием, прекращение уголовного преследования и возбуждение перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия; 20) утверждать обвинительный акт по уголовному делу.

Указания прокурора обязательны для дознавателя. При этом они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия.

Сущность прокурорского  надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства предварительного следствия, используя предоставленные законом полномочия, в том числе властно-распорядительного характера, чтобы ни одно произведенное действие или принятое решение органов предварительного следствия не расходилось с законом, что в свою очередь обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

 Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительное следствие, – деятельность соответствующих прокуроров в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование) в пределах их компетенции с использованием предоставленных законом полномочий по обеспечению законности при расследовании преступлений.

Задачи прокурорского  надзора заключаются в том, чтобы: 1) обеспечивалась защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) никто не подвергался незаконному и необоснованному обвинению и ограничению прав и свобод; 3) лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом; 4) соблюдалась установленная законом процессуальная форма; 5) выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.

 

33.Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Сущность прокурорского  надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является составной частью прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоятельного направления деятельности обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, закрепленные в Конституции РФ. Ограничение прав и свобод возможно только по основаниям, установленным законом.

Прокурорский  надзор за оперативно-розыскной деятельностью – это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"