Усыновление как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 20:49, реферат

Описание работы

Проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою актуальность, несмотря на то обстоятельство, что уже в течении ряда лет принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы, направленные на профилактику детской безнадзорности и беспризорности, что проводятся исследования, призванные вскрыть причины такого масштабного явления в современной России, какой стала детская беспризорность.
Нездоровые социальные отношения привели к возникновению "социального сиротства" - сиротства при живых родителях, когда дети, имеющие родителей, воспитываются не ими, а "выпадают" из семьи. В настоящее время почти миллион детей воспитываются без семьи, и лишь десятая их часть не имеет в живых родителей. Каждый из детей, оставшихся без попечения родителей, должен получить надлежащее воспитание.

Файлы: 1 файл

реферат по усыновлению.docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою актуальность, несмотря на то обстоятельство, что уже в течении ряда лет принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы, направленные на профилактику детской  безнадзорности и беспризорности, что проводятся исследования, призванные вскрыть причины такого масштабного явления в современной России, какой стала детская беспризорность.

     Нездоровые социальные отношения привели к возникновению "социального сиротства" - сиротства при живых родителях, когда дети, имеющие родителей, воспитываются не ими, а "выпадают" из семьи. В настоящее время почти миллион детей воспитываются без семьи, и лишь десятая их часть не имеет в живых родителей. Каждый из детей, оставшихся без попечения родителей, должен получить надлежащее воспитание.

       При этом следует учитывать латентность такого явления, как беспризорность детей, иначе говоря, сложность обнаружения фактов отсутствия должного родительского надзора. В некоторых неблагополучных семьях дети не живут дома, бродяжничают в течение нескольких летних месяцев, либо живут у знакомых и родственников. Естественно, при этом не попадают в поле зрения сотрудников и специалистов органов системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности и, соответственно, не учитываются в банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, хотя, по сути, таковыми являются.

       Помощь детям, оставшимся без попечения родителей, состоит в их устройстве, то есть в помещении для проживания и воспитания в приемную семью, в семью опекунов или попечителей, либо в передаче на усыновление. Приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определена международной Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, в тексте которой сказано: "ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". Это положение нормы международного права закреплено в ст. 123 Семейного кодекса РФ. Однако реализовать данное требование закона достаточно сложно, поскольку усыновление, принятие под опеку и другие формы семейного устройства детей-сирот предполагают волеизъявление граждан, желающих принять на воспитание чужого ребенка. К сожалению, нравственные нормы, определяющие обязанность всех родственников заботиться об осиротевших детях, утратили свою силу с размыванием, ослаблением родственных связей. Таким образом, даже ближайшие родственники нередко отказываются принять в свою семью оставшихся без родительского попечения племянников, внуков и т.д. Нельзя, конечно не принимать во внимание тот факт, что материальное положение многих российских семей таково, что исключает возможность принятия на воспитание ребенка, тем более что предусмотренные законом выплаты не покрывают реальных затрат на его содержание.

 

 

 

    

 

 

 

 

§1. Усыновление как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

1.1.Значение усыновления

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой среди всех возможных  видов устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том  числе и среди всех существующих форм воспитания в условиях семьи. Это  положение соответствует требованиям  международно-правовых норм и закреплено в СК РФ (п. 1 ст. 124).

      Принять в семью чужого ребенка и воспитать его - очень ответственное дело. При этом требуется должное обеспечение прав и интересов как усыновляемого ребенка, так и лиц, желающих его усыновить. Именно поэтому усыновление поставлено под строгий контроль государства, и именно поэтому Семейный кодекс РФ подробно регламентирует условия и порядок усыновления, правовые последствия усыновления, а также основания и порядок его прекращения.

   Усыновление (удочерение) — форма семейного воспитания детей, лишенных родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми. Таким образом, усыновление есть правовой акт, порождающий возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона. В результате усыновления, с одной стороны, прекращаются правоотношения ребенка с кровными родителями, а с другой - возникает его правовая связь с лицами, их заменяющими, т.е. происходит своеобразная передача всех личных и имущественных прав от одних к другим.

      Основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение защиты интересов ребенка при усыновлении. Интересы ребенка должны быть определяющим критерием и при оценке лиц, желающих стать усыновителями, и при вынесении решения об усыновлении, и при отмене усыновления, и при решении всех иных, более частных вопросов.

       По российскому праву усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей . Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребёнка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства.

      Из двух форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей — усыновления и опеки — усыновление является оптимальной, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребёнок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

     Усыновление позволяет ребёнку почувствовать себя полноценным членом семьи. Только при усыновлении ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка.

     Разделение братьев и сестёр при усыновлении не допускается, за исключением тех случаев, когда подобное разделение действительно отвечает интересам детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

      Не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён, а только дети-сироты, дети, родители которых дали согласие на усыновление, и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав. При усыновлении ребёнка старше 10 лет требуется официальное согласие самого ребёнка.

     Усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов. Верхнего ограничения по возрасту для усыновителей не существует. Однако одинокий усыновитель должен быть старше усыновляемого ребёнка не менее чем на 16 лет. В отличие от установления опеки над ребёнком, где решение принимается органами опеки и попечительства, решение об усыновлении принимается судом и регистрируется в актах гражданского состояния. Проверка состояния воспитания и содержания ребёнка должна проводиться органами опеки один раз в год в течение трёх лет после усыновления и далее может быть снята.

       Усыновление имеет приоритет над опекой. В том случае, если одного ребёнка хотели бы взять на воспитание несколько семей, предпочтение отдаётся той семье, которая готова усыновить ребёнка, перед семьей, согласной только на опеку. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов. По закону о федеральном банке данных, дети, устроенные под опеку или в приемную семью, снимаются с учета и на усыновление не предлагаются. Детей в возрасте до 1 года, как правило, не отдают под опеку, так как их шанс на усыновление довольно велик.

 

1.2 Тайна усыновления.

      Тайна усыновления ребенка охраняется законом.

      Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

       Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

 1.3Порядок усыновления

      Порядок усыновления детей (процедуры, перечни документов и сроки) был установлен Постановлением Правительства РФ № 275 от 29 марта 2000 года «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации».

       Основными этапами процедуры усыновления для российских граждан являются:

  1. Обращение в органы опеки по месту жительства и знакомство с сотрудниками, отвечающими за работу с усыновителями.
  2. Прохождение медосмотров, сбор справок и подготовка необходимого пакета документов.
  3. Подача собранного пакета документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки, обследование жилищных условий и оформление акта данного обследования.
  4. Получение заключения о возможности быть усыновителем.
  5. Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребёнка, то обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей с имеющимся на руках заключением о возможности быть усыновителем.
  6. Знакомство с ребёнком, при желании, независимое медицинское обследование ребёнка, принятие окончательного решения о желании усыновить данного ребёнка.
  7. Подача заявления в суд, ожидание даты заседания суда. В это время орган опеки по месту проживания ребёнка готовит заключение о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и документы на ребёнка для суда.
  8. Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки.
  9. Получение в ЗАГСе свидетельства об усыновлении, нового свидетельства о рождении ребёнка, внесение записи о ребёнке в паспорт.
  10. Регистрация ребёнка по месту проживания усыновителя.

      Для российских граждан все процедуры усыновления, включая медицинские освидетельствования, и получение всех необходимых справок — полностью бесплатны.

 

1.4 Международное усыновление.

      В соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, подписанной и ратифицированной Россией в 1990 году, международное усыновление может применяться, «если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». При этом Конвенция отмечает, что страны-участницы обязаны обеспечить, «чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны».

       В 2000 году Россией была подписана, но до сих пор не ратифицирована Гаагская конвенция «О защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления» от 29 мая 1993 года. В развитие Конвенции о правах ребёнка в ней формулируются важные общие требования к международному усыновлению, направленные на соблюдение прав всех заинтересованных лиц, и в первую очередь ребенка, а также определяются общие правила взаимодействия заинтересованных государств.

     На европейском пространстве действует Европейская конвенция об усыновлении детей 1967 г. В 2008 г. Европейская конвенция 1967 г. была пересмотрена. В частности, в п. 1 ст. 5 была закреплена норма, предусматривающая обязательное получение согласия ребенка на усыновление, если он находится в достаточно сознательном возрасте (минимальный возраст, с которого требуется получение согласия ребенка на усыновление, устанавливается государствами-участниками конвенции в рамках национального законодательства, но не может превышать 14лет).

       Кроме того, ст. 7 конвенции признает право на усыновление за разнополыми парами, состоящими в зарегистрированных гражданских партнерствах, а также за одинокими лицами. Также конвенция оставляет на усмотрение государств право разрешать усыновление однополым парам, живущим вместе и имеющим устойчивые взаимоотношения. Согласно п. 1 ст. 9 возраст усыновителей устанавливается между 18 и 30 годами, а предпочтительная разница в возрасте должна быть не менее 16 лет. Конкретный минимальный возраст усыновителей государства-участники конвенции закрепляют в своем национальном законодательстве, учитывая вышеуказанное предписание.

      В России российские граждане имеют приоритет над иностранными усыновителями. В соответствии с п.4 ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление детей в России иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей, независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

   В ст. 21 Конвенции указано, что усыновление в другую страну должно рассматриваться в качестве альтернативного и допускаться только в случае, если ребенку в его стране не может быть обеспечен надлежащий уход и воспитание. Однако в Конвенции говорится об усыновлении в другую страну, а не об усыновлении иностранными гражданами. Если иностранные граждане постоянно проживают на территории России, они не должны подвергаться дискриминации. И внутреннее, и внешнее законодательство однозначно предрешило вопрос о том, что усыновление в другую страну меньше отвечает интересам ребенка, чем помещение на воспитание в любой форме в его собственной стране. Это заключение основано на том, что при переселении в страну усыновителя ребенок может столкнуться со значительными адаптационными трудностями: преодолением языкового и культурного барьера. Тем не менее, думается, что этот подход представляется спорным, поскольку при усыновлении грудного ребенка никаких проблем с адаптацией не бывает, и, кроме того, большое значение имеют личности усыновителей, те условия, которые они могут предоставить ребенку, и тому подобные обстоятельства.

Информация о работе Усыновление как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей