Форма гос устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. На мой взгляд, наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ      

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так  не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое  понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями  государства и целым государством, какие методы используются для осуществления  власти. Более полное представление  о форме конкретного государства  дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового  режима. На мой взгляд, наиболее важными  являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический  режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению  к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных  и других особенностей народов, проживающих  в этом государстве.     

Для рассмотрения в своей курсовой работе я выбрал понятие государственного устройства, а именно государственное  устройство России, т.е. федеративное устройство. Этот вопрос является актуальным уже  на протяжении десятка лет и в  настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.    

В настоящее время федеративная система  существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть  всех стран мира, треть населения  и больше половины территории всех стран мира. Также это самая  сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.    

В своей работе я стараюсь рассматривать  вопросы не только с правовой и  теоретической стороны, но и проводить  какие-то исторические параллели и  аналогии, искать примеры и  ответы на некоторые вопросы в прошлом  нашей страны и других государств.    

Нельзя  объять необъятное, поэтому в своей курсовой работе я остановлюсь лишь на наиболее общих понятиях рассматриваемых вопросов, ведь каждый  вопрос может стать объектом большого научного исследования и таковым является. При этом я постараюсь не забывать приводить мнения различных исследователей по той или иной проблеме.     

Проблемами  форм государственного устройства занимались и занимаются многие исследователи. Когда вопросы государственного устройства попали в поле зрения Маркса и Энгельса, они считали, что  унитарное  государство имеет преимущество перед федеративным. Более высокая обобщенность труда, более тесные связи между трудящимися должны были, по их мнению, способствовать активизации революционного процесса, чего нельзя было достичь при федеративных началах. Однако такая посылка оказалась справедливой для таких стран, как, скажем, Германия, Франция, стран в национальном отношении практически однородных, где не было и не могло быть сколько-нибудь серьезных межнациональных конфликтов. Когда же они обратили свои взоры к Великобритании, то увидели, что под британскими колониями существуют четыре разных народа: английский, шотландский, ландский, валиийский и, что если государство там станет унитарным, то неизбежно размежевание не по классовым, а по национальным признакам. То есть, английский рабочий объединится с английским буржуа, шотландский с шотландским и т. д. Для того, чтобы избежать этого, утверждали Маркс и Энгельс, Британии необходима федеративная форма государственности, которая обеспечит равноправие различных народов, снимет национальный вопрос и станет средством консолидации  различных национальностей.    

Таким образом, в рамках марксистской теории под формой государства понимали внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношениями между  основными структурами государства - высшими органами государственной  власти, между этими органами и  органами власти и управления территориальных  подразделений государства, но за рамками  изучения оставались иные факторы, влияющие на форму государственного устройства, прежде всего национальные и исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание, культурная среда, уровень идеологизации и политизации общества, экологические (географические) факторы и много другое.    

В настоящее время отечественная  теория государства и права как  наука, постепенно преодолевающая методологический кризис, связанный с общим кризисом марксистской концепции общественного  развития, может предложить более  глубокое и достаточно обоснованное понимание формы устройства как  одной из основных характеристик  форм государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития. Нечего и говорить, как это важно сейчас для политической жизни России, когда идет поиск наиболее эффективной формы организации территориального устройства страны. Не менее важно при этом учитывать и те факторы, которые ранее исключались из сферы научного рассмотрения - исторические традиции, национальная психология, религиозность и т.п.    

При этом подчеркнем - современная теория государства удерживает все то позитивное, что было накоплено на предыдущих этапах её развития, в том числе и на марксистском направлении, а также более глубоко учитывает и все то, что по вопросам государственного устройства было накоплено иными теоретическими государственно-правовыми школами. Вместе с тем она исключает то, что было примитивно упрощено, входило в отечественную теорию государства и права как результат догматизации и вульгаризации марксистской теории.     

Следует также отметить, что наряду с изучением  формы государства с позиций  теории государства и права в  юридической науке государственное  устройство, система власти изучаются  более конкретно отраслевой наукой государственного (конституционного) права. Поэтому теория государства  и права, как и следует из её методологии, дает лишь самые основные, отправные положения, касающиеся формы  государственного устройства.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

  1. ПОНЯТИЯ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

 

  
     

Форма государственного устройства – это  национальное и административно- территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  составными частями его, между центральными и местными органами и государственной  власти.     

Организация государства рассматривается с  точки зрения распределения государственной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.     

Форма государственного устройства показывает:     

- из каких частей состоит внутренняя  структура государства;     

- каково правовое положение этих  частей и каковы взаимоотношения их органов;      

- как строятся взаимоотношения  между центральными и местными  государственными органами;

- в какой государственной  форме выражаются каждой нации,  проживающей на территории данного  государства;  
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные, конфедеративные.  
Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам, не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью, однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.  
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:  
- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;  
- действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная реформа, проводится обязательная для всех общая налоговая и кредитная политика;  
- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа) государственным суверенитетом не обладают. Не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственной власти. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.  
По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным.  
Централизованное государство – когда во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных – местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.  
          - унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;  
          - в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;  
          - унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которым осуществляется центральными органами государственной власти.  
Имеются и смешанные системе местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации.  
Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. И все же можно выделить черты характеризующие все федеративные государства.          

 Оно состоит  из территорий субъектов федерации.  
         Оно – союзное государство.  
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных объединений в одно союзное государство.     

1. Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных  субъектов: штатов, кантонов, земель, республик…     

2. В союзном государстве верховная  законодательная, исполнительная  и судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам.     

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной      

(федеральной)  конституцией.      

3. Субъекты федерации обладают  правом принятия собственной  конституции, имеют свои высшие  законодательные, исполнительные  и судебные органы.      

4. В большинстве федераций существует  единое союзное гражданство и  гражданство федеральных единиц.      

5. При федеральном государственном  устройстве в Парламенте имеется  палата, представляющая интересы  членов федерации.      

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую  деятельность в федерациях осуществляют  союзные государственные органы.  
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.     

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.     

1) государственные образования, составляющие  территориальную федерацию, не  являются суверенными государствами,  поскольку их деятельность зависит  от властных полномочий общефедеральных      

(союзных)  государственных органов. Юридическое  и фактическое разграничение  компетенции между союзом и  его субъектами определяется  конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов и федераций.     

2) субъекты территориальной федерации  конституционно лишены права  прямого представительства в  международных отношениях.     

3) в территориальных федерациях  конституционное законодательство  не предусматривает, а иногда  и запрещает односторонний выход  из союза.      

4) управление вооруженными силами  в территориальных федерациях  непосредственно осуществляется  союзными государственными органами.     

Национальные  федерации наряду с общими признаками, которые присуще любому государству, они имеют ряд существенных особенностей  
(многонациональным составом населения, которое проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию). Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов  
(все субъекты пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства). Обеспечивает суверенитет больших и малых наций. Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.     

Важнейшей особенностью национальной федерации  является правовое положение ее субъектов  – право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации  имеет право отделиться от союза  и образовать свое самостоятельное  государство.     

Основные  различия между территориальной  и национальной федерациями состоит  в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в  территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к  высшим государственным органам  членов федерации. Национальное государство  ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.     

Россия  – уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной и национальной федерации. В соответствии с Конституцией Российская Федерация "состоит из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации"[  
2.1Ст.5, п. 1]     

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для  обеспечения их общих интересов. При этом устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как  во внутренних, так и во внешних.     

Характерно:  
          1. не имеет своих общих законодательных, исполнительных, судебных органов, характерных для федерации;  
          2. не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета;  
         3. конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;  
         4. конфедеративные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах;  
         5. эти государства недолговечны.           

1.2  Форма политического (государственного) режима      

Понятие "политический режим" обозначает систему приемов, методов, форм, способов осуществления власть отношений  в социально-политической системе, в роли субъектов которой выступают  государство, общество, отдельные индивиды.     

Информация о работе Форма гос устройства