Форма (устройство) государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Содержание работы

Введение
1. Понятие формы государства и её структура
2.Форма правления
2.1 Монархия
2.2 Республика
3.Государственное устройство: понятие и виды
3.1. Унитаризм
3.2. Федерация
3.3. Конфедерация
3.4. Содружество
3.5. Сообщество
3.6. Союз
3.7. Империя
3.8. Фузия и инкорпорация
Автономия
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки
4.1. Виды политических режимов
4.2. Деспотический режим
4.3. Тиранический режим
4.4. Тоталитарный режим
4.5. Фашистский режим
4.6. Авторитарный режим
4.7. Переходные режимы
4.8. Либеральный режим
4.9. Демократический режим
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ 

имени А.С. Грибоедова»

 

Филиал в г. Мурманске

 

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Теория государства и права»

Тема: «Форма (устройство) государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 1 курса

Юридического факультета

группы  5ю-12

Орлина Н.Н.

Научный руководитель:

д.э.н., проф. Попова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2012

 

Содержание.  

 Введение

1. Понятие формы государства и её структура

2.Форма правления

2.1 Монархия

2.2 Республика 

3.Государственное  устройство: понятие и виды 

3.1. Унитаризм

3.2. Федерация

3.3. Конфедерация

3.4. Содружество

3.5. Сообщество

3.6. Союз 

3.7. Империя

3.8. Фузия и  инкорпорация

Автономия

4. Политический  режим. Виды режимов и их  признаки

4.1. Виды политических  режимов

4.2. Деспотический  режим

4.3. Тиранический  режим

4.4. Тоталитарный  режим

4.5. Фашистский  режим

4.6. Авторитарный  режим

4.7. Переходные  режимы

4.8. Либеральный  режим

4.9. Демократический режим

Заключение  

Библиографический список

 

 

 

 Введение

  Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

В различных  странах государственные формы  имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение  каждому элементу формы государства.

Четкого  соотношения  между  типом  и формой государства  нет. Из-за этого, с одной  стороны  в  пределах  государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, уровнем зрелости общества и государственной жизни, целями и задачами, которые ставит перед собой то, или иное государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется  им.

Кроме того, серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями. Цель данной работы – показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его составляющие, связь между ними и изучить их многообразие.

 

 

1. Понятие формы государства

Под формой государства  понимается организация государственной  власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.

Категория формы  государства показывает особенности  внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организационной и управленческой деятельности. Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, т. е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме  устройства все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Государственно-правовой режим (политический) представляет собой  систему средств и способов осуществления  государственной власти. В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические и авторитарные государственно-правовые режимы.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Форма правления    

 

2.1. Монархия

Форма правления рассматривается как организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором — республиканская.

В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем  Мире, (Др. Израиль, Др. Египет, государства  Эллады, Др. Рим и.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господс­твовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д.). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.

Для абсолютистской монархии - характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, ведет внешнюю и внутреннюю политику, собирает и расходует налоги, причем делает это самостоятельно без всякого участия народа в законодательной деятельности, без контроля народа за управлением государством. Абсолютистские формы монархии, как правило, сопровождаются произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх. Так, в рабовладельческом обществе монархия зачастую выступает как неограниченная деспотия, но расцвет абсолютистской монархии как формы правления приходится в основном на средневековье. С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь, таким образом, к интересам нового господствующего класса - буржуазии.

Ограниченная монархия может быть конституционной или  дуалистической. В поздний период средневековой Европы наличие монархии уже сопровождалось появлением парламентов - представительных учреждений «третьего  сословия». Возникала своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что, хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительством, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог наложить вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. В современной буржуазной монархии власть монарха ограничена на основании конституции, т. е. законодательные функции переданы парламенту, исполнительные — правительству. В конституционной монархии монарх юридически считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, формально он назначает правительство, смещает министров, имеет право распоряжения военными и полицейскими силами, издания указов, запрещения принятых парламентом законов или отсрочки вступления их в силу, право законодательной инициативы, роспуска парламента и т. п. Однако фактически эти полномочия обычно полностью находятся в руках правительства, а монарх «царствует, но не управляет».

Конституционной монархии свойственно юридическое, законодательное  ограничение власти монарха как  в области законодательной, так  и исполнительной деятельности. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит. Например, Бельгия — конституционная монархия. Действующая конституция принята в 1831 (одна из старейших в Европе). Глава государства — король, который формально наделён широкими полномочиями, которые фактически осуществляются правительством: назначает и увольняет министров, высших государственных служащих, высших офицеров армии и флота, судей всех инстанций, заключает международные договоры, издаёт указы по важнейшим вопросам, имеет право помилования, является верховным главнокомандующим. Законодательную власть осуществляет парламент, состоящий из двух палат — палаты представителей и сената, обладающих равными правами. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое формально ответственно перед парламентом.

Дуалистическая монархия представляет собой форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества. В дуалистической монархии парламент обладает законодательной властью. Кроме того, он принимает законы по вопросам бюджета, налогов и сборов, финансового, кредитного, таможенного регулирования. Исполнительная же власть сосредоточена в руках монарха. Монарх и парламент являются двумя самостоятельными различными ветвями власти. Отсюда и название – дуалистическая монархия. В дуалистической монархии действует двухпалатный парламент. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии. Верхняя палата состоит из феодалов, назначаемых в неё монархом. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. Монарх обладает правом вето на применяемые парламентом законы. Поскольку дуалистическая монархия возникает на стыке двух исторических эпох и представляет собой выражение и воплощение политического компромисса между феодалами и буржуазией, то в качестве примера целесообразно привести Германскую империю последней четверти 19 века, которая и явилась таковой. Дуалистическая монархия в Германской империи была юридически оформлена Конституцией 1871 года. Само же государство представляло собой федерацию, состоявшую из 22 государств и трех вольных городов. Высшими органами Германской империи являлись: Император, Союзный Совет и Рейхстаг. В дуалистической монархии центральной фигурой во властных структурах государства остается монарх.

Парламентарная монархия, в отличие от дуалистической, является чисто буржуазной формой правления. Её существование обусловлено не буржуазными производственными отношениями, а определенными историческими условиями (сила традиции, приверженность общества к старым обычаям). Образцом парламентарной монархии буржуазного типа служит Великобритания. Королевская власть является пожизненной и передается по наследству прямым потомкам монарха. Монарх формально наделен обширными полномочиями по управлению страной и является источником законодательной, исполнительной и судебной власти. Фактически же он не играет значительной роли в проведении внутренней и внешней политике государства.

Монархию как форму  правления весьма красноречиво характеризуют  не только юридические, но и социально-психологические  признаки. Можно указать на следующее. Власть монарха воспринимается как нечто божественное, а монарх - как человек, осененный божьей благодатью, наделенный властью от бога. Монархия основана и держится на патриархальном сознании, представлении, что «каждый за себя, один царь - за всех», признании неравенства людей, их ранжировании по имущественному положению, званию, месту в социальной иерархии. Монархическая власть сопровождается доверием к монарху, провозглашением верности и любви к нему, надеждами на царя-

батюшку. Вместе с тем  монархия держится и на принуждении, жесткой дисциплине и субординации, наконец, монархическое сознание в целом является консервативным. Ему свойственны терпение, желание сохранять существующие традиции, установившиеся нормы поведения. Таким образом, монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества.

2.2. Республика

Республика - это форма  правления, при которой высшие органы власти коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление государственной власти. Для республики обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом. Государственное устройство республики строится на принципах демократии и народного суверенитета. Во-первых, это выборность и сменяемость органов государственной власти (ротация). Во-вторых, это принцип народного суверенитета. В-третьих, это принцип разделения властей. В-четвертых, верховенство прав и свобод чело­века и гражданина. Благодаря этим принципам в государствах, обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти и другие государственно-правовые институты, присущие демократическому государству.

Информация о работе Форма (устройство) государства