Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы. Бюджетное устройство в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенности финансовой деятельности государства и бюджетного устройства РФ. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать понятие, формы, методы финансовой деятельности государства;
рассмотреть бюджетное устройство в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
3
1.Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы
5
2.Бюджетное устройство в Российской Федерации
11
Задачи
18
Заключение
19
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ТГЭУ финансовое право контр..doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение

3

1.Финансовая  деятельность государства: понятие,  формы, методы

5

2.Бюджетное  устройство в Российской Федерации

11

Задачи

18

Заключение

19

Список используемой литературы

21


 

 

Введение

 

Финансовая  деятельность является неотъемлемой функцией государства с самого начала его возникновения. На определенном этапе развития эта деятельность государства приобретает такой уровень и такое значение, что становится необходимым создание специальных органов, которые обеспечивают деятельность государства в сфере финансов.

В современных  условиях финансовая деятельность государства  во многих странах является высокоэффективным  способом регулирования, действуя как  инструмент влияния на поведение  участников общественных отношений. В настоящее время происходящие изменения государственности и, как следствие, организационное обеспечение финансовой деятельности государства органами, специально созданными для этого, вызывают интерес ученых и практиков.

Важнейшим фактором решения многих макроэкономических и структурных проблем России, как и экономически развитых стран, является наличие эффективной системы бюджетного устройства и, следовательно, бюджетно-финансового взаимодействия разных уровней власти, их межбюджетных отношений.

Одним из основных условий эффективного осуществления бюджетной деятельности является включение какого-либо определенного бюджета в бюджетную систему с целью распределения доходных и расходных источников. Бюджетное устройство в федеративном государстве приобретает особое значение, поскольку является отражением принципа федерализма в государственном устройстве, показывает состав бюджетной системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджета каждого уровня бюджетной системы.

В последнее  время проблемы бюджетного устройства России стали особенно актуальными. Это объясняется возрастающей заинтересованностью общества в должном функционировании бюджетных правоотношений, формировании государством гарантий финансового обеспечения своих задач и функций. На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

Реформирование  бюджетной системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и  изучения эволюционных процессов, обобщения  разработанных принципов, методов и методик и их реализации в практику бюджетной системы и бюджетного процесса.

Целью работы является исследование особенности финансовой деятельности государства и бюджетного устройства РФ. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать понятие, формы, методы финансовой деятельности государства;

рассмотреть бюджетное устройство в Российской Федерации.

 

1.Финансовая  деятельность государства: понятие,  формы, методы

 

Большое теоретическое  значение приобретает вопрос о сущности финансовой деятельности государства и финансовой деятельности муниципальных образований. Следует определить, относится ли финансовая деятельность государства и финансовая деятельность муниципальных образований к «базовым категориям экономической науки» (финансы, финансовая система, финансовая деятельность) или это правовая категория.

Представляется, что более обоснованной является позиция авторов, рассматривающих  финансовую деятельность государства  и финансовую деятельность муниципальных образований в качестве правового явления, определенного  объективными условиями развития человеческого общества, в котором действуют товарно-денежные отношения.

Е.А. Ровинский  в свое время отмечал, что через  финансовую деятельность государства  отражается (осуществляется) взаимосвязь государства и экономики общества. Однако нельзя согласиться с утверждением, что категория «финансовая деятельность государства» не является категорией исключительно финансового права, а выступает общеюридической категорией, которая, являясь ключевой категорией науки финансового права, лежит в основе определения предмета финансового права, так как последнее в основном регулирует общественные отношения, возникающие в области финансов [15, c.27].

В условиях товарно-денежных отношений, существующих в обществе, государство не может выполнять свои задачи и функции по управлению обществом и обеспечению его жизнедеятельности, не располагая необходимыми финансовыми (денежными) ресурсами [10, c.31].

Финансовая  деятельность государства в науке финансового права рассматривается как особый вид государственной деятельности потому, что этот вид деятельности осуществляют органы государства всех трех ветвей -законодательной, исполнительной и судебной - в пределах имеющейся у них компетенции. Финансовая деятельность государства в первую очередь направлена на создание, распределение (перераспределение) и использование фондов денежных средств, находящихся на праве собственности у государства (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, фондов государственных унитарных предприятий, в том числе казенных предприятий, и других организаций, функционирующих на праве государственной собственности).

Однако, по нашему мнению, финансовая деятельность государства, его органов охватывает своим воздействием также и процесс создания, распределения и в определенной части использования фондов денежных средств хозяйствующими субъектами, действующими на праве частной собственности. Публичный характер данного вида государственной деятельности в отношении хозяйствующих субъектов, функционирующих на праве частной собственности, проявляется, в первую очередь, в установлении определенных условий участия всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности в создании централизованных государственных фондов денежных средств. Это положение, в свою очередь, обусловливает необходимость проведения государственного финансового контроля деятельности хозяйствующих субъектов по созданию, распределению и использованию ими соответствующих фондов денежных средств [15, c.28].

Определяющее  влияние на осуществление финансовой деятельности государства оказывают  конституционные принципы этой деятельности.

В литературе предлагаются различные наборы принципов финансовой деятельности. Например, Э. Д. Соколова пишет: «Финансовая деятельность государства как вид его деятельности осуществляется в соответствии с принципами, основными положениями, которые закреплены Конституцией Российской Федерацией и на которых основывается вся деятельность государства. Важнейшими из них, как отмечается в науке финансового права, являются: законность, гласность, федерализм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов Российской Федерации и местного самоуправления), плановость» [11, c.129].

Формы осуществления  финансовой деятельности различаются в зависимости от компетенции соответствующего органа государства [15, c.28].

Формы финансовой деятельности государства - это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых pecypcoв на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми, опосредующими организационные отношения (например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).

Содержание  финансовой деятельности государства  выражается в многочисленных и разнообразных  функциях в сфере образования, распределения  и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ [1] разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

В силу различия задач и правового  положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы. Различная взаимосвязь с финансовой деятельностью позволяет выделить органы общей компетенции, осуществляющие финансовые полномочия в качестве одного из направлений своей деятельности, и органы специальной компетенции, созданные целенаправленно для реализации государственных функций по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Систему органов общей компетенции  представляют Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

Согласно принципу разделения властей  прерогативой законодательных (представительных) органов государственной власти является принятие финансовых законов. Кроме правотворческой функции  Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ осуществляют полномочия в сфере финансового контроля.

Президент Российской Федерации как глава государства  обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное  управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области  финансово-бюджетных проблем в  составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Представительные  органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная  дума обсуждает и принимает федеральные  законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Исполнительные  органы государственной власти (Правительство  РФ, правительства или администрации  субъектов РФ) принимают меры к  реализации финансовых законов, осуществляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подзаконные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета  и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство  исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих национально-территориальных и административно-территориальных (закрытых городов) образований. Поскольку финансовая система едина, то все перечисленные органы выполняют на своей территории функции в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Например, органы местного самоуправления помимо того, что утверждают местные бюджеты и используют их средства на нужды местного значения, обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, страховых фондов [18].

Государство осуществляет финансовую деятельность при помощи различных методов (способов), зависящих  от многих факторов, в частности, от субъекта правоотношений, условий аккумуляции  и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы.

Информация о работе Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы. Бюджетное устройство в Российской Федерации