Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы. Бюджетное устройство в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенности финансовой деятельности государства и бюджетного устройства РФ. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать понятие, формы, методы финансовой деятельности государства;
рассмотреть бюджетное устройство в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
3
1.Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы
5
2.Бюджетное устройство в Российской Федерации
11
Задачи
18
Заключение
19
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ТГЭУ финансовое право контр..doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Методы собирания денежных средств, которые, в свою очередь, подразделяют на:

налоги, с помощью которых  государство изымает в той  или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня;

добровольные взносы (вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг, пожертвования и пр.);

страхование, что позволяет  привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте;

иные.

Методы распределения и использования:

финансирование - заключается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств различным субъектам;

кредитование - целевая, возвратная и возмездная передача денежных средств [14, c.14].

Итак, финансовая деятельность государства - реализация финансовой политики государства, является составной частью механизма социального управления и представляет собой разновидность государственной и юридической деятельности, носящей публичный характер. Государством реализуется как монетарная, фискальная, так и деятельность в рамках отдельных проектов. Осуществляется в пределах предоставленной компетенции всеми органами государственной власти и местного самоуправления; основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансовых правоотношений по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения.

 

 

2.Бюджетное  устройство в Российской Федерации

 

Виды бюджетов как составных элементов бюджетного устройства, позволяющие судить о его сложной структуре, обусловлены делением государства на территории в целях наиболее эффективной реализации суверенной власти: «Государственная территория бывает обыкновенно так обширна, что для политического управления в ней принимаются различные подразделения» - публично-правовые образования. В целях создания финансовой базы эффективного функционирования этих «подразделений», осуществления ими задач и функций государства на различных территориальных уровнях и устанавливается распределение средств в соответствии с режимом бюджетного устройства государства, в том числе между общегосударственным бюджетом и местными бюджетами.

Начиная с петровских времен можно говорить о формировании государства России как стройной финансовой организации централизованного типа. В условиях царской России как звено бюджетного устройства функционировал единый бюджет, позволяющий производить общегосударственные, губернские, окружные и волостные затраты. Все «территориальные» расходы финансировались за счет средств единого государственного бюджета, которые доводились до потребителей 66 казенными палатами, 66 губернскими казначействами, 580 уездными и местными казначействами. Исключением были Финляндия, Польша, а также Закавказский и Туркестанский края, которые имели относительную бюджетную самостоятельность. Начали развиваться отношения межбюджетного характера, что постепенно усложняло структуру бюджетного устройства. Между публично-правовыми образованиями распределялись денежные средства, например, в виде субвенций, о чем свидетельствует Финансовая энциклопедия 1924 г. Субвенции выступали как поддержка местных союзов для выполнения определенных задач (на строительство новых школ, содержание судебных учреждений). Активному реформированию бюджетное устройство подверглось в советский период [13, c.12].

Впервые основы бюджетного устройства Российского  государства были заложены Конституцией РСФСР 1918 г. Принцип централизации  финансов выразился в установлении единства государственного бюджета  и всей финансовой системы страны, включении государственных  доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Однако предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов, т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов [19].

Понятие «бюджетное устройство» (союзный бюджет, бюджеты союзных республик, местные бюджеты), содержащееся в Основном Законе (Конституции) СССР 1924 г., было коренным образом изменено  лишь в 1991 г., когда государство перешло к построению рыночной экономики. В тот период далеко не все республики располагали достаточными закрепленными источниками собственных доходов для сбалансированного функционирования бюджетов. В связи с этим бюджетное законодательство было кардинально пересмотрено в целях обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами всех расходов бюджетов нижестоящих уровней.

В ст. 3 Закона РСФСР  от 10 октября 1991 г. N 1734-1 «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» «бюджетное устройство»  рассматривалось как организация  бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетный кодекс РФ не содержит определения бюджетного устройства. В научной литературе, как правовой, так и экономической, излагаются различные точки зрения на понятие «бюджетное устройство».

Е.А. Ровинский, А.С. Емельянов утверждают, что бюджетное устройство тождественно понятию бюджетной системы, под которой, в свою очередь, понимается совокупность бюджетов различных видов.

Г. Б. Поляк определяет бюджетное устройство как организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. [19]

Б. М. Сабанти  включает в состав бюджетного устройства бюджетную систему (организацию, принципы построения, взаимоотношения ее звеньев), бюджетное право, бюджетный процесс, бюджетное регулирование.

П.Ф. Ипатов под  бюджетным устройством понимает организацию государственного бюджета, включая состав и структуру его внутренних подразделений, функциональное разграничение сфер их использования, соподчиненность, взаимодействие, правовую и процедурную стороны. Параллельна с этим существует еще понятие бюджетной системы, отражающей только часть бюджетного устройства и представляющей совокупность его звеньев, ·находящихся в определенной взаимосвязи.

А.Н. Козырин  считает, что понятие «бюджетное устройство» составляют организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями [19].

Из вышеизложенного следует, что такой элемент, как бюджетная система, составляет основу бюджетного устройства.

Вторым элементом  бюджетного устройства считаются принципы построения бюджетной системы (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ [2]).

Традиционно под  бюджетным устройством понимают организацию бюджетной системы государства и принципы ее построения и функционирования.

Категория «бюджетное устройство» содержательно шире, чем термин «бюджетная система». Например, разд. 1 «Бюджетное устройство Российской Федерации» ч. 11 БК РФ охватывает бюджетную систему Российской Федерации (гл. 3), бюджетную классификацию Российской Федерации (гл. 4), принципы бюджетной системы Российской Федерации (гл. 5).

В научной литературе отмечается, что бюджетное устройство в федеративном государстве приобретает особую значимость, поскольку  является отражением принципа федерализма в государственном устройстве и показывает состав бюджетной системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджетов каждого уровня бюджетной системы [16, c.12].

Для бюджетного устройства унитарных государств характерно, как правило, наличие двух уровней: центральный бюджет и местные бюджеты.

Под бюджетной  системой Российской Федерации понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [2]. Такое определение содержится в статье 6 Бюджетного кодекса РФ.

Такое определение  бюджетной системы Российской Федерации  в целом соответствует сложившемуся в отечественной экономической  и юридической науке понятию  бюджетной системы как совокупности всех видов бюджетов страны.

Организация и  принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями составляют понятие «бюджетное устройство».

Одной из важнейших  характеристик бюджетного устройства государства является структура  его бюджетной системы. Построение бюджетной системы зависит в первую очередь от формы государственного устройства страны. В унитарных государствах имеется два звена бюджетной системы - государственный бюджет и местные бюджеты. Бюджетная система федеративного государства состоит из трех звеньев - государственного (федерального) бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Так, например, бюджетная система США включает федеральный бюджет, бюджеты 50 штатов и местные бюджеты (графств, муниципалитетов, тауншипов). В Канаде бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов 10 провинций, а также местных бюджетов (общин, областей, графств) [12, c.2].

В соответствии со статьями 1, 5, 71, 73 и 132 Конституции  РФ [1], а также статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней - федерального, регионального (уровень субъекта Федерации) и местного.

Верхний уровень - это федеральный бюджет. Средний  уровень бюджетной системы составляют региональные бюджеты (бюджеты субъектов  Российской Федерации), которые представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ). Наконец, в основании бюджетной системы находятся многочисленные местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). По аналогии с региональными бюджетами бюджеты местные определяются как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 Бюджетного кодекса РФ).

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через  который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Федеральная компонента представлена двумя составляющими: федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных средств между всеми уровнями бюджетной системы.

Государственные внебюджетные фонды являются централизованными  фондами денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь). Целевые бюджетные фонды являются специальными централизованными фондами денежных средств, создаваемых из средств бюджетов или из средств в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда [17].

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Аналогично бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов и местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в  Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ .

Второй уровень  бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов, включает бюджеты  субъектов РФ. Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета  бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

Местный бюджет  (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» [5].

Итак, бюджетное  устройство - организация бюджетной  системы и взаимосвязей между  ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:  федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.  Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. 

Задача

Законом К-го края установлен 3%-ый размер отчислений от таможенных платежей, взимаемых  на территории данного региона, в  бюджет субъекта РФ.

Информация о работе Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы. Бюджетное устройство в Российской Федерации