Форма гос устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. На мой взгляд, наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Как и другие составные части формы  государства – форма правления  и форма государственного устройства, государственный режим имеет  непосредственную связь с властью. Однако от них он не ассоциируется  напрямую ни с порядком формирования высших местных органов государственной  власти или организацией верховной  власти в государстве, как это  имеет место в случае с формой правления, ни с внутренним строением государства, административно-территориальной и национально-государственной организацией власти, как это проявляется в форме государственного устройства. Государственный режим выступает как реальное проявление организационно-оформленной власти, как процесс ее функционирования.      

Истории известны два основных вида государственного режима: демократический и антидемократический: тоталитарный и авторитарный.     

Демократический политико-государственный режим  – это совокупность способов осуществления  государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства. Характерными признаками демократического режима являются: 1) основным источником власти в государстве являются граждане; 2) в государстве отсутствует единая, обязательная для всех государственная  идеология; 3) существование и свободное  развитие гражданского общества, представляющего  собой социально-политический орган  относительно независимый от государства; 4) наличие у индивида комплекса  неотъемлемых "абсолютных" прав и  свобод, которые государство не имеет  права изъять или ограничить ни при  каких обстоятельствах; 5) в демократическом, правовом государстве человек должен подвергаться только ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе; 6) наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т.д.).      

Антидемократический политико-государственный режим  –это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства. В процессе характеристики антидемократических режимов обычно выделяют тоталитарный и авторитарные политические режимы.     

Тоталитарный  режим является, как правило, порождением XX в., это фашистские государства, социалистические государства периодов "культа личности". Сам термин появился в конце 20-х  годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических  государств и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.     

Тоталитарный  режим характеризуется следующими отличительными чертами:         

1) в условиях тоталитарного режима  государство полностью подчиняет  себе общество; права и свободы  отодвигаются на второй план  по отношению к государственным  интересам;       

2) государственную власть осуществляется  от имени части общества (класса, сословия, иногда от имени конкретной  личности);     

3) в основе тоталитарного режима  лежит единая государственная  идеология, насильственно навязываемая  всему обществу;     

4) управление экономикой осуществляется  при помощи административно-командной  системы, предполагается практически  полная монополия государства  в вопросах планирования и  руководства процессом экономического  развития;     

5) государственная деятельность имеет  ярко выраженный принудительный  характер; правомерным поведение  субъекта считается лишь тогда,  когда последний приносит обществу  пользу (отсюда знаменитый тезис  "кто не работает – тот  не ест");     

6) государство – орган, творящий  право; понятия право и закон  тождественны;      

7) в качестве методов государственного  управления используются административный  и судебный произвол, а в ряде  случаев – открытый государственный  террор; 8) тоталитарное государство  не учитывает особенностей религиозных  убеждений населения; 9) тоталитаризм  характеризуется всеохватывающей  милитаризацией общественной жизни,  развитым военно-промышленным комплексом, довлеющим над мирной экономикой.     

Авторитарный  политический режим он рассматривается  в качестве своеобразной промежуточной  формы между демократическим  и тоталитарным режимом. При этом возможен переход как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Основным признаками авторитарной формы политического режима выделяются:     

1) сосредоточение всех властных  полномочий в руках ограниченного  круга лиц (властной элиты);      

2) бессрочность исполнения властных  полномочий, передача власти по  воле самой власти; 3) юридическая  безответственность властных структур  за принимаемые решения;      

4) внедрение в регулятивно-управленческий механизм двух систем воздействия: корпоративной и нормативно-правовой; первая регулирует взаимоотношения среди представителей властной элиты, вторая – обеспечивает регуляцию общественных отношений среди подвластных;     

5) допущение относительной свободы  в сфере экономических отношений  (разрешение частной собственности,  частного предпринимательства, иностранных  концессий, конкуренции государственного  и частного экономических секторов  и т.д.);      

6) определение и юридическое закрепление  экономического статуса и государственных  гарантий в отношении гражданского  общества;      

7) жесткий государственный диктат  в идейно-политической сфере;      

8) активное применение противоправных (нарушающих субъективные права  и свободы граждан) методов  (административный и судебный  произвол, политический террор).     

Политический (государственный) режим как свойство формы государства обладает достаточно высокой степенью самостоятельности. Через него правящие силы всегда имеют  возможность, не затрагивая формальных устоев правления и устройства, приспособить форму государства к меняющейся политической обстановке в стране.     

Доминирующую  роль политического (государственного) режима среди элементов формы  государства приводит некоторых  ученых к выводу что государственный режим – это свойство сущности государства, а не его формы.     

Специфическая закономерность, характеризующая политический (государственный) режим, может быть сформулирована так: всякое изменение  государственного режима при известном  соотношении общих или частных  интересов в конечном счете вызывает изменение формы государства; и наоборот, перестройка формы государства влечет изменение политического режима.     

Отсюда  следует, что межу элементами формы  государства существует известное  соответствие. Так, монархическая форма  правления феодального государства  периода абсолютизма тяготеет к  унитарной, централизованной форме  государственного устройства и автократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия демократического политического режима, а при наличии двух - или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.  
  
 


Информация о работе Форма гос устройства