Усыновление как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 20:49, реферат

Описание работы

Проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою актуальность, несмотря на то обстоятельство, что уже в течении ряда лет принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы, направленные на профилактику детской безнадзорности и беспризорности, что проводятся исследования, призванные вскрыть причины такого масштабного явления в современной России, какой стала детская беспризорность.
Нездоровые социальные отношения привели к возникновению "социального сиротства" - сиротства при живых родителях, когда дети, имеющие родителей, воспитываются не ими, а "выпадают" из семьи. В настоящее время почти миллион детей воспитываются без семьи, и лишь десятая их часть не имеет в живых родителей. Каждый из детей, оставшихся без попечения родителей, должен получить надлежащее воспитание.

Файлы: 1 файл

реферат по усыновлению.docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

     В соответствии с этим же пунктом, дети могут быть переданы на международное усыновление только по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях-сиротах и отсутствии российских усыновителей, опекунов или приёмных родителей, пожелавших взять данного ребёнка.

     В России процедура усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, различается для российских и иностранных усыновителей. Граждане России, постоянно проживающие за рубежом, обязаны следовать процедуре усыновления для иностранных граждан.

      В декабре 2012 года в Госдуму РФ был внесён законопроект, одна из поправок к которому предусматривает запрет усыновления российских детей гражданами США. По оценке  правительства,  этот законопроект противоречит Семейному кодексу, Конвенции о правах ребёнка и Венской конвенции о праве международных договоров. А Совет по правам человека при президенте выпустил заключение, в котором заявил о том, что положения законопроекта противоречат Конституции и международным договорам России, а также указал на нарушения 72-й статьи и положений федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ при его принятии.

       Кроме того, Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления и поэтому на нее не распространяются ее требования и права. Согласно Конвенции запрет на иностранное усыновление недопустим и подписание Россией закона на запрет усыновления детей гражданами США противоречит ему. Единственной страной СНГ которая ратифицировала и соблюдает указанную Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления является Казахстан. Указанная Конвенция дает возможность защищать права детей и регулирует все вопросы в отношении иностранного усыновления.

 

1.5 Требования, предъявляемые к усыновителям

       Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: 

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

- лиц, не имеющих постоянного места жительства;

- лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

- лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

- лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;

- лиц, не прошедших подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено);

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.

      Правительством  Российской Федерации определен  перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью.

       Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, утвержден приказом Минздрава России от 10 сентября 1996 г. № 332).

      Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

      Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет (по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена; при усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется).

       Если  несколько  лиц, желают  усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.

 1.6 Права и обязанности родителей усыновленного ребенка.

Родители имеют  право и обязаны:

  • воспитывать своих детей; - заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
  • обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования;
  • с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми;
  • выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий;
  • родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения.

В случае возникновения  спора родители вправе обратиться в  суд за защитой своих прав.

Родители не имеют  права:

  • представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия;
  • причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей;
  • отказывать близким родственникам в общении с ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.  Контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации

      В целях защиты прав и законных интересов усыновленных детей орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания.

     Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка, за исключением случаев усыновления отчимом (мачехой) при условии, что совместно с отчимом (мачехой) и ребенком проживает один из родителей ребенка, проводится специалистом по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно, в течение первых 3 лет после установления усыновления.  Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится с сохранением тайны усыновления.

      По результатам контрольного обследования специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка, в котором   отражаются сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Таким образом, любой ребёнок имеет потребность в семье. К сожалению, не все дети могут эту потребность удовлетворить, так как находятся в социальных учреждениях для размещения детей, оставшихся без попечения родителей. Наше государство обеспечивает социальную защиту ребёнка, лишенного семейной среды. В настоящее время предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление, опека (попечительство) и приёмная семья.

      Среди этих форм усыновление признается законом приоритетным, поскольку оно обеспечивает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, какими они могли бы быть в родной семье. Усыновленные дети по закону приравниваются к родным. Между усыновителем и его родственниками и усыновленным ребенком и его потомством устанавливаются такие же правоотношения, как и между кровными родителями и детьми.

       Семейный кодекс устанавливает, что усыновление осуществляется в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.

      Особенностью усыновления является то, что оно устанавливается в судебном порядке. В отношении российских граждан решение об установлении усыновления принимается городским (районным) судом по месту нахождения (жительства) ребенка. В отношении иностранных граждан решением об установлении усыновления принимается областным (краевым или республиканским) судом.

      Несмотря на то, что проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою актуальность, тем не менее, за последние годы наметились некоторые позитивные тенденции в решении проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Следует отметить в первую очередь появление профилактической направленности в работе с неблагополучными семьями, активизацию в разработке специальных методов такой работы. Происходит совершенствование нормативно-правовой базы деятельности органов опеки и попечительства и социальной защиты населения по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

      Для организации любой деятельности необходима информация о ее объекте. Поэтому важнейшим направлением работы по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, является формирование банка данных о таких детях. Кроме сбора такой информации, важным направлением работы является информирование населения о детях, подлежащих усыновлению.

       Организация выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, а также информирование, привлечение, подготовка потенциальных усыновителей, опекунов и попечителей, с другой стороны, - это два важнейших направления работы органов опеки и попечительства по решению проблемы устройства в семью детей, по каким-то причинам, оставшимся без родительского попечения. Кроме того, после устройства детей в семью специалистам нередко приходится оказывать помощь для более легкой адаптации ребенка к новому окружению.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. N 8 г. Москва «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» 
  2. Постановление Правительства РФ от 29.03.00г. № 275 "Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля  за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации"
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.
  4. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
  6. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
  7. Постановление правительства Российской Федерации от 12 мая 2012г. № 474 « О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Усыновление как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей