Шпаргалка по "Государственному регулированию антимонопольной деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:09, шпаргалка

Описание работы

Действующее законодательство предусматривает множество мер правового воздействия и регулирования деятельности субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, для обеспечения здоровой конкуренции и предупреждения противозаконной деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов.

Файлы: 25 файлов

6вопр.docx

— 19.12 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

31,32,32.docx

— 28.92 Кб (Скачать файл)

31. Государственное регулирование антимонопольной деятельности. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

 

Государственное регулирование антимонопольной деятельности.

Действующее законодательство предусматривает  множество мер правового воздействия  и регулирования деятельности субъектов  хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, для обеспечения здоровой конкуренции и предупреждения противозаконной деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов.

Меры воздействия  на субъекты хозяйствования, занимающие доминирующее положение на товарных рынках республики Беларусь, условно  можно подразделить в зависимости  от целей их применения и правовых последствий такого применения этих мер. Так, меры государственного регулирования  могут применяться в целях  ограничения различных сфер антимонопольной  деятельности, либо обеспечивать предупреждение различных противоправных антиконкурентых проявлений субъектов монополистической деятельности, либо пресекать правонарушения при осуществении предпринимательской деятельности в процессе конкуренции.

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению  и пресечению монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также  по финансовому, информационному и  иному обеспечению условий для  развития конкуренции и товарных рынков посредством:

- осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

- принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

- осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

- осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

- оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

- принятия иных мер.

Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом и иными уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких

хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроле за объемом производства и качеством товаров, уровнем

цен и иными  показателями деятельности данного  хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.

Государственный контроль предусматривает два вида контроля- предварительный и последующий [5, с. 231]. Предверительный контроль включает в себя выявление субъе тову занимающих доминирующее положение на товарн рынке; регистрацию субъектов и сведений о них, об объ¬емах производства товаров и др. Последующий контроль осуществляется в целях принятия мер реорганизации и лик¬видации хозяйствующих субъектов, занимающих домини¬рующее положение на товарном рынке (принудительное разделение, разукрупнение, реорганизация и др.).

Принятие  мер для осуществления реорганизации  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, в том числе в процесс  приватизации, осуществляется с учетом одного или не¬скольких следующих условий:

- возможности организационного и (или) территориаль¬ного обособления предприятий, структурных подразделе¬ний или структурных единиц;

- отсутствия тесной технологической взаимосвязи пред¬приятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- разграничения сфер деятельности предприятий, структурных подразделений или структурных единиц в' рамках узкой предметной специализации;

- невозможности в силу причин экономического или политического характера привлечения других контраген¬тов на соответствующие товарные рынки.

В целях предупреждения возникновения и предотвра¬щения усиления доминирующего положения на товарных рынках в Республике Беларусь антимонопольным органом и другими государственными органами в пределах их компе¬тенции осуществляется государственный контроль за созда¬нием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объ¬единений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.

Для получения  согласия на создание, реорганизацию  субъектов хозяйствования учредители представляют в анти¬монопольный орган ходатайство о даче соответствующего согласия, а также сведения об основных видах деятельно¬сти каждого из объединяющихся хозяйствующих субъек¬тов, их доле на соответствующем товарном рынке и доку¬менты, подтверждающие согласие учредителей на вхож¬дение в объединение, и иные документы, перечень кото¬рых устанавливается антимонопольным органом.

Антимонопольный орган также осуществляет контроль за сделками с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъектам и (или) выпущенными ими, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), до¬лями уставных фондов хозяйствующих субъектов в целях предотвращения возникновения или усиления доминирую¬щего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Согласие  антимонопольного органа требуется  в случаях:

— приобретения хозяйствующим субъектом, охватываю¬щим более 30 процентов рынка определенного товара, иму¬щественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;

— совершения хозяйствующим субъектом, охватываю¬щим более 30 процентов рынка определенного товара, сделок с акциями другого хозяйствующего субъекта, со¬вершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;

— приобретения любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной орга¬низацией или их органами более 25 процентов имущест¬венных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда хозяйствующего субъекта, а рав¬но иных сделок, в результате которых у названных субъек¬тов права появляется возможность оказывать реальное влия¬ние на принятие решений какого-либо хозяйствующе субъекта, занимающего доминирующее положение на т варном рынке;

совершения  любым юридическим или физически  лицом, иностранным государством, международно организацией или их органами сделок с более чем 25 про центами акций, а равно иных сделок, в результате кото, рых у названных субъектов права появляется возможности оказывать реальное влияние на принятие решений какб го-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доми рующее положение на товарном рынке;

- приобретения  юридическим или физическим лиц  их группами, а также иностранным  государством, между¬народной организацией или их органами прав, позволяю* щих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) ор¬гана.

Для совершения вышеперечисленных сделок юридиче¬ские и физические лица обязаны заявить в антимонополь¬ный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и представить информацию, необходимую для вынесени решения.

Сделки, совершенные  в нарушение порядка, установ¬ленного законодательством, приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, могут быть при¬знаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа или иных заинтересованных лиц.

В целях содействия развитию товарных рынков и кон¬куренции антимонопольный орган может направлять со¬ответствующим государственным органам, хозяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об (о):

— изменении сфер применения свободных или регули¬руемых цен, в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъек¬тами, злоупотребляющими своим доминирующим поло¬жением на товарном рынке;

— создании параллельных структур в сферах производ¬ства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

— привлечении иностранных инвестиций;

— финансировании мероприятий по расширению вы¬пуска дефицитных товаров в целях устранения доминирую¬щего положения на товарном рынке отдельных хозяйствую¬щих субъектов и других мер экономического протекцио-нирования;

— лицензировании экспортно-импортных операций;

— внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;

— принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкурен¬ции.

Контроль  за деятельностью субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарном рын¬ке, могут осуществлять также общественные организации (объединения) потребителей, ставящие целью своей дея¬тельности защиту потребителей от злоупотреблений таких хозяйствующих субъектов. Эти организации вправе:

— подавать в антимонопольный орган заявления о фак¬тах нарушения антимонопольного законодательства и вно¬сить предложения по их устранению;

— обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство;

— проводить собственную экспертизу принятия и осу¬ществления решений о создании, реорганизации и лик¬видации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного законодатель¬ства и информировать общественность о результатах экс¬пертизы;

— осуществлять иные действия, не противоречащие за-конодательству.

 

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

За виновные противоправные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты хозяйствова¬ния несут юридическую ответственность. В зависимости от вида ответственности и необходимых мер, подлежащих при¬менению к субъекту хозяйствования, меры ответственно¬сти могут налагаться антимонопольным органом или судом. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонополь¬ное законодательство, могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.

В случае нарушения  антимонопольного законодатель¬ства юридические лица, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане-предприниматели обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольных орга¬нов прекратить правонарушение, восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в со¬ответствии с нормами, предписанными антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предпри¬ятия или совершить иные действия.

Предписания антимонопольных органов подлежат ис¬полнению в установленный ими срок.

Прибыль, незаконно  полученная хозяйствующим субъектом  в результате злоупотребления сводм домини¬рующим положением на товарном рынке, заключения со¬глашений и осуществления действий, ведущих к ограни¬чению конкуренции, или осуществления недобросовест¬ной конкуренции, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты.

В соответствии со ст. 1030 ГК Республики Беларусь лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обяза¬но прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции. В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции вправе требовать от недобросовестного кон¬курента в судебном порядке возмещения причиненных убытков [23].

В случае совершения хозяйствующими субъектами, госу-дарственными органами, их должностными лицами противоправных действий, нарушающих требования анти¬монопольного законодательства, антимонопольный орган может налагать административную ответственность в виде штрафа на виновных лиц за:

— уклонение  должностных лиц органов управления хо-зяйствующими субъектами от исполнения предписаний ан-тимонопольных органов;

- злоупотребление индивидуальным предпринимател или должностным лицом хозяйствующего субъекта сво доминирующим положением на рынке;

- установление или поддержание монопольных цен;

- и др. [23].

Уголовная ответственность  субъектов предусмотрена ст. 244—250 УК Республики Беларусь [27]. Уголовно-наказумыми будут считаться действия субъектов хозяйствовав связанные с нарушением антимонопольного законодательства (ст. 244), установлением или поддержанием монопольных цен (ст. 245), принуждением к совершению сделки отказу от ее совершения (ст. 246), ограничением конкур! ции (ст. 247), незаконным использованием деловой репутации конкурента и ее дискредитацией (ст.ст. 248 и 249), распространением ложной информации о товарах (услугах (ст. 250), и иные нарушения антимонопольного законодательства. 

32. Понятие и виды монополистической  деятельности.

 

Под монополистической  деятельностью понимаются про-тиворечащие антимонопольному законодательству дейст¬вия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государст¬венных органов, направленные на недопущение, ограни¬чение или устранение конкуренции, а также причиняю¬щие вред правам, свободам и законным интересам потре¬бителей (ст. | Закона о монополистической деятельности).

Монополистическая деятельность является правонару¬шением, ее следует рассматривать как антипод конкурен¬ции. Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия эффек¬тивно ограничивают возможность каждого из них односто¬ронне воздействовать на общие условия обращения това¬ров на соответствующем товарном рынке (ст. 1 Закона о монополистической деятельности).

антидемп.docx

— 30.26 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

вал контр.docx

— 15.37 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

вексель.docx

— 16.51 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ветерин сан.docx

— 21.90 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

гос рег антимон.docx

— 28.30 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

гос рег инвест деят.docx

— 33.29 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному регулированию антимонопольной деятельности"