Борьба с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Теоретической значимостью моей дипломной работы является анализ правотворчества и правоприменения, состояния и степени коррумпированности общества, отображение различных источников взглядов на эту тему, их сравнительная характеристика.
Объектом исследования является проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством в России и за рубежом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Генезис взяточничества и коррупции
1.1 Содержание понятия коррупции. Социальное значение
1.2 История возникновения и развития коррупции
Глава 2. Коррупция как проблема национальной безопасности
2.1 Проблемы и условия, порождающие коррупцию
2.1.1 Общие проблемы и специфические российские проблемы
2.1.2 Экономические условия коррупции
2.1.3 Условия для низовой коррупции
2.1.4 Социально-психологические условия коррупции
2.2 Проблемы, порождаемые коррупцией
2.3 Экономические потери от коррупции
Глава 3. Коррупция за рубежом
3.1 Проблема коррупции в развитых странах
3.2 Интернациональные аспекты коррупции
3.3 Некоторые статистические данные о коррупции в мире
4. Международный опыт борьбы с коррупцией
Глава 4. Исследование НПА на наличие коррупциогенности
4.1 Анализ ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года
4.2 Анализ коррупциогенности отдельных нормативно-правовых актов органов исполнительной власти
Заключение
Библиографический список
Список сокращений

Файлы: 1 файл

Борьба с коррупцией - Диплом.docx

— 130.64 Кб (Скачать файл)

2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

3. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности – при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

4. Повышаются цены за счет коррупционных "накладных расходов". В итоге страдает потребитель.

5. Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

6. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

Социальные  последствия:

1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

3. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти.

4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.

5. Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

Политические  последствия:

1. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.

2. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

3. Снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает угроза разложения демократических институтов.

 

2.3 Экономические потери от коррупции

 

Масштаб ущерба, наносимого России коррупцией, поддается денежному исчислению, конечно - приблизительному.

Для оценки потерь от верхушечной коррупции  обратимся к известным примерам, когда подобные потери удалось установить.

Во-первых, было подсчитано, что в Италии после  проведения операции "Чистые руки", направленной против коррупции, государственные  затраты на строительство дорог  сократились на 20 %.

Во-вторых, сошлемся на результаты исследований ученых Гарвардского университета, которые  цитируются П. Беннетом20. Подсчитано, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура производит эффект, эквивалентный возрастанию сбора налогов на 20 %.

В другом докладе оцениваются потери от коррупции, возникающие от того, что коммерческие сделки осуществляются не на основе цен  и лучшего качества товаров, а  на основе взяток, "подарков", вымогательства. По приблизительным оценкам коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг на 5 - 15%.

Общие дополнительные издержки в 15% эквивалентны сумме налогов  со среднего рабочего с ежегодным  доходом. Если эти средства использовать для развития производства, то количество рабочих мест возросло бы примерно на 10%.

В-третьих, упомянем дело одного британского чиновника  Министерства обороны, осужденного  на 4 года за взятки, которые по минимальной  оценке составляли 2,25 миллиона долларов. Эксперты британского филиала ТИ установили, что ущерб, нанесенный действиями чиновника, за которые он получал  взятки, составил 200 миллионов долларов, т.е. почти стократно превосходил  суммарный размер взяток. Легко убедиться  на многих отечественных примерах в  том, что соотношение между размером взяток и нанесенным от коррупционных  решений ущербом бывает и более  существенным21.

В-четвертых, следует обратить внимание на наиболее распространенный во всем мире источник верхушечной коррупции – государственные  заказы и закупки. Для них оценки ущерба (а он, как правило, самый  значительный) проводились чаще всего. Согласно оценкам, потери от коррупции  в этой сфере часто превышают 30 % всех бюджетных затрат по этим статьям.

По словам Удо Миллера, руководителя Счетной палаты земли Гессен, взятки в этой сфере нередко достигают 20% суммы заключаемых сделок; при этом взятки не выплачиваются наличными, а переводятся соответствующим лицам через подставные фирмы или принимают форму завышенных счетов за выполненную работу. По оценкам экспертов, завышенной является стоимость около 40% всех зданий, возводимых по заказу федеральных, земельных и коммунальных властей. По утверждению главного прокурора Франкфурта-на-Майне, коррупция в строительстве наносит государству колоссальный ущерб, в частности, путем завышения на 30% реальной себестоимости работ.

Если  использовать приведенное выше соотношение  между размером взяток и потерями от коррупции, то легко установить порядок  соответствующих сумм, которые будут  исчисляться миллиардами долларов.

Теперь  обратимся к низовой коррупции. По подсчетам экспертов общественной организации "Технологии - ХХI век" мелкие предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам минимум 500 миллионов долларов в месяц! В год это оборачивается суммой в 6 миллиардов долларов. (Следует добавить, что приведенные расчеты не включают платежи мелких предпринимателей "крышам".) Предварительный анализ показывает, что 10 % всего дохода в мелком и среднем бизнесе тратится на коррупционные сделки. При этом на начальном этапе (регистрация предприятия и т.п.) расходы существенно выше. "Вход в бизнес" требует разрешений примерно 50 чиновников. Эти потери напрямую перекладываются на рядовых покупателей и клиентов мелкого бизнеса, поскольку потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг.

Таким образом, при самых оптимистических оценках  суммарные потери от коррупции в  нашей стране могут составлять от 10 до 20 миллиардов долларов в год. Эти  данные приведены здесь не для  того, чтобы кого-либо удивить или  напугать. Важно увидеть другое – насколько рентабельными могут оказаться вложения в серьезную осмысленную деятельность по систематическому ограничению коррупции.

Итак, отсутствие реальной борьбы с условиями, порождающими коррупцию, приводит к ее распространению, как по горизонтали, так и по вертикали, захвату новых учреждений и сфер влияния, способствует образованию  коррупционных сетей или сообществ. Коррупция в таких условиях стремится  захватить не только экономику, но и  политику. В результате стране и  обществу наносится гигантский невосполнимый  ущерб. Эффективность рыночной экономики  резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются. Усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность. Под угрозу ставятся целостность страны и сохранение ее конституционного строя. Тем самым коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.

Эту проблему не способна решить власть в отрыве от общества. Без ложного пафоса, эта проблема касается каждого, кто  понял опасность дальнейшего  усиления коррупции для себя и  своих близких, для своего дела, для  общества и страны, кто считает  себя гражданином.

 

 

 

Глава 3. Коррупция за рубежом

 

3.1 Проблема коррупции в развитых странах

 

Факты коррупции  стали вызывать значительный общественный резонанс именно в последнее время. Сложно однозначно оценить причины  повысившегося интереса к морально-этической  чистоте людей, ответственных перед  обществом. Эксперты высказывают различные  суждения.

С одной  стороны, все эти процессы могли  быть спровоцированы общественностью  через СМИ. Принятие этой точки зрения означало бы, что изменилась не коррупция, а общественное мнение о ней. Причины  возросшей нетерпимости различны. Наиболее простое объяснение – это ставший  возможным в условиях глобализации диалог различных культурных традиций. Информационный плюрализм позволил переоценить реалии повседневной жизни  и осознать нежелательность и  необязательность коррупции во всех аспектах человеческой активности.

Другой  подход предполагает увеличение масштаба коррупции из-за тех же процессов  глобализации и информатизации. В  условиях глобализации коррупция преодолела государственные границы и стала  явлением международным. Ставки возросли, и незаконные махинации стали  затрагивать интересы и благосостояние не одной, а многих стран. Становление  и развитие процессов и институтов, сопутствующих информационному  обществу, значительно повысили ценность информации, к которой имеют монопольный  доступ те или иные категории бюрократии.

Еще одна причина повышенного интереса к  проблеме коррупции может быть связана  с задачами управления, как на уровне государств, так и на уровне корпораций. Развиваясь по пути совершенствования  структур управления, наука об управлении подошла к некоторому порогу совершенствования, уткнувшись в проблему конфликта  интересов органа управления и частного интереса человека, работающего в этом органе. Этот конфликт – один из факторов, порождающих коррупцию. Не решив проблему конфликта интересов, а значит – проблему коррупции, невозможно дальше увеличивать эффективность управления.

Коррупция – это интернациональная проблема. Она свойственна всем странам, независимо от политического устройства и уровня экономического развития. Дело лишь в  масштабах.

Ни одна страна не может считать себя застрахованной от коррупции. Так, в 1994 г. Швейцария, которая  гордилась неподкупностью своих  государственных служащих, была потрясена  грандиозным скандалом вокруг чиновника  из кантона Цюрих - ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались  взятки на сумму почти 2 миллиона долларов. Сразу вслед за этим было начато расследование против пяти ревизоров-взяточников  из состава правительства Швейцарии, покровительствовавших отдельным  фирмам при организации государственных  поставок. Затем разразилось еще  два скандала.

Во Франции  происходят массовые расследования  коррупционных действий, совершаемых  бизнесменами и политическими деятелями. В 1993 г. премьер-министр впервые пообещал, что не будет этому препятствовать. "Ситуация во Франции постепенно меняется, еще 10 лет назад здесь  запрещалось расследование случаев  взяток и коррупции", - утверждал  французский судья Жан-Пьер Тьери.

Многочисленные  случаи коррупции в Италии, затронувшие  самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов  и политических деятелей предстали  перед судами в результате начавшихся в 1992 г. расследований в Милане.

В сентябре 1996 г. в Берлине прошла специальная  конференция по проблемам борьбы с коррупцией. По представленным там  материалам во многих крупных городах  ФРГ прокуратуры заняты расследованием нескольких тысяч случаев коррупции: во Франкфурте-на-Майне более тысячи, в Мюнхене - около 600, в Гамбурге - около 400, в Берлине - около 20022. В 1995 г. было официально зарегистрировано почти 3 тысячи случаев взяточничества. В 1994 г. перед судом оказались почти 1,5 тысячи человек, а в 1995 - более 2 тысяч, причем эксперты считают эти данные лишь вершиной айсберга. В коррупцию вовлечены ведомства по проверке иностранных беженцев, пункты регистрации новых автомобилей и многие другие учреждения. Так, за наличные деньги можно "купить" право на открытие ресторана или казино, водительские удостоверения, лицензии на отбуксировку неверно припаркованных автомобилей. Наиболее сильно коррупцией заражена строительная индустрия23.

Время от времени мы становимся свидетелями  крупных коррупционных скандалов, герои которых - лидеры ведущих держав мира и высшие руководители уважаемых  международных организаций. Суммы  взяток, о которых идет речь, многократно  превосходят доходы наших коррупционеров. В одном из своих бюллетеней международная общественная организация "Трансперенси Интернэшнл" (далее – ТИ), цель которой – оказание сопротивления коррупции на международном и национальных уровнях и в бизнесе, утверждала: "Она (коррупция) стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам". Исследование, проведенное национальными филиалами ТИ в 1995 г., показало, что "коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране".

Абсолютно неправомерно разделение стран по коррумпированности, основанное на оси Восток-Запад. Исторические исследования дают многочисленные примеры того, как коррупция заносилась в восточные колонии западными колонизаторами. Индонезию, например, заразили коррупцией чиновники голландской Восточно-Индийской компании; на Филиппины она была занесена испанскими колонизаторами, а в Индию – британской администрацией. Филиппины и Бангладеш, восстававшие против военных коррумпированных режимов, дают примеры того, что коррупция не может считаться частью восточной культурной традиции. Сингапур и некоторые другие развивающиеся страны можно привести в качестве примера успешной реализации антикоррупционных государственных программ.

Информация о работе Борьба с коррупцией