Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 01:09, реферат

Описание работы

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР (1987-1991 ГГ.)

1.2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (1992- НАЧАЛО 1996гг.)

1.3. ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ (1997-1999гг.)

1.3.1. Малое предпринимательство в 1996 - начале 1999гг.: статистические данные

1.3.2. Малый бизнес в период между съездами: данные социологических опросов

2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ МП В РОССИИ

2.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МП

2.3.1. Основные проблемы в области финансирования малого бизнеса

2.3.2. Государственная финансовая поддержка МП

2.3.3. Кредиты банков

2.3.4.Новые формы кредитных организаций

2.3.5.Альтернативные источники привлечения средств

2.3.6. Ресурсосберегающие формы привлечения средств

2.3.7. Другие источники привлечения средств

2.4. СОБСТВЕННОСТЬ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.5. ИНФРАСТРУКТУРА РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

2.6. САМООРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

2.6.1. Система общественных объединений

2.6.2. Задачи общественных объединений

2.6.3.Предприниматели и общественные объединения

2.6.4.Государство и объединения предпринимателей

2.6.5. Политика и объединения предпринимателей

2.6.6. Пути развития объединений предпринимателей

2.7. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ МАЛОМ БИЗНЕСЕ

2.8. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.8.1. Основные направления и задачи

2.8.2. Результаты реализации программ

2.8.3. Программы, предусматривающие поддержку малого предпринимательства

2.8.4. Межгосударственные программы поддержки малого предпринимательства в Содружестве Независимых Государств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕxfcnm 2.docx

— 198.78 Кб (Скачать файл)

 

Конечно, внутрифирменное ценообразование весьма существенно зависит от ряда факторов, прежде всего, от отраслевой принадлежности малого предприятия. Так, предприятия промышленного и сельскохозяйственного профиля по-прежнему ориентируются почти исключительно на собственные издержки (менее всего, по понятным причинам, - розничная торговля и предприятия здравоохранения); на цены конкурентов больше всего обращают внимание транспортные фирмы, менее всего, как и на уровень спроса, - предприятия общественного питания. В то же время они чаще, нежели представители других отраслей, называли коммунальные тарифы в качестве основного фактора их ценообразования (что объяснимо характером предлагаемого ими продукта, но, по-видимому, только отчасти объясняет удручающее положение сферы общественного питания после кризиса).

 

В наибольшей мере именно спрос учитывают предприятия сферы интеллектуальных услуг; на уровень арендной платы чаще ориентируются предприятия сферы услуг, реже всего - в сельском хозяйстве; оптовые цены, по понятным причинам, исключительно важны для розничных торговцев, но почти несущественны для сферы интеллектуальных услуг Налогообложение чаще всего упоминали туристические фирмы, реже всего - посреднические. Наконец, изменение курса доллара наиболее заметно влияет на ценообразование в здравоохранении и существенно реже, чем по выборке в целом, в сельском хозяйстве.

 

Таблица 9

 

Направления и мероприятия по улучшению деятельности фирмы, которые необходимо реализовать в первую очередь: возможны три ответа

 

(опрос РНИСиНП, июнь 1999 г.)

 

Наиболее важное мероприятие

 

Количество фирм

 

Процент от ответивших

 

Процент от опрошенных

 

Повышение качества продукта / услуг

 

577

 

23,1

 

50,7

 

Технологические инновации

 

209

 

8,4

 

18,4

 

Снижение доли заработной платы в издержках

 

96

 

3,8

 

8,4

 

Снижение доли премиальных выплат в издержках

 

50

 

2,0

 

4,4

 

Усиление внимания к рекламе и продвижению продукции

 

218

 

8,7

 

19,2

 

Расширение каналов сбыта

 

570

 

22,8

 

50,1

 

Более рациональное использование помещений

 

151

 

6,0

 

13,3

 

Повышение уровня подготовки менеджеров

 

105

 

4,2

 

9,2

 

Повышение уровня подготовки персонала

 

180

 

7,2

 

15,8

 

Повышение качества поставок со стороны партнеров

 

248

 

9,9

 

21,8

 

Другие мероприятия

 

93

 

3,7

 

8,2

 

Всего подано ответов

 

2497

 

100,0

 

219,6

 

Примечание. Ответили 1137 чел., не ответили - 65 чел.

 

Сегодня почти две трети опрошенных малых предприятий в основном нацелены лишь на простое выживание.

 

Наиболее обострились следующие проблемы текущей деятельности малых предприятий:

 

сбыт;

поиск оборотных средств (особенно у предприятий общественного питания и розничной торговли);

уплата налогов (в тех же отраслях);

выплата процентов по кредитам и возврат самих кредитов (особенно для транспортных предприятий);

аренда помещений (в посреднической деятельности и здравоохранении);

привлечение инвестиций (в сфере науки и на транспорте).

Наиболее стабильным показателем остается занятость - более чем у 60% опрощенных она не сократилась или даже возросла; по остальным показателям (оборот, прибыль, инвестиции) динамика имела явно выраженный негативный характер.

 

В отраслевом сопоставлении наиболее благополучны малые предприятия промышленности, а также сферы интеллектуальных услуг и науки; наименее успешным после кризисный период оказался для предприятий общественного питания и туризма. Инвестиции и занятость, кроме того, резко сократились в строительных малых фирмах.

 

Прогноз самих представителей малых предприятий на второе полугодие 1999г. характеризуется существенной неопределенностью: от четверти до трети опрошенных затруднялись делать какие-либо предположения об изменении основных показателей своих предприятий. Однако основания для осторожного оптимизма все-таки есть: если по динамике занятости и прибыли баланс негативных и позитивных ожиданий почти нулевой, то по обороту и инвестициям отмечается перевес положительных ожиданий.

 

Таблица 10

 

Основные факторы ценообразования (три важнейших), отмеченные опрошенными руководителями предприятий (опрос РИНСиНП, июнь 1999г.)

 

Фактор ценообразования

 

Количество фирм

 

Процент

 

от ответивших

 

от опрошенных

 

Затраты на производство и реализацию продукции

 

493

 

15,2

 

41,1

 

Цены конкурентов

 

528

 

16,3

 

44,0

 

Спрос со стороны покупателей, потребителей

 

489

 

15,1

 

40,8

 

Коммунальные тарифы (на электроэнергию, теплоснабжение и т.п.)

 

164

 

5,1

 

13,7

 

Арендная плата

 

260

 

8,0

 

21,7

 

Оптовые цены, цены поставщиков

 

465

 

14,3

 

38,8

 

Уровень налогообложения

 

37

 

10,4

 

28,1

 

Изменение курса доллара к рублю

 

470

 

14,5

 

39,2

 

Другие факторы

 

23

 

0,7

 

1,9

 

Затрудняюсь ответить

 

12

 

0,41

 

 

Всего ответов

 

3241

 

100,0

 

270,3

 

Примечание. Ответили - 1199 чел., не ответили - 3 чел.

 

2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА  СОСТОЯНИЕ МП В РОССИИ

 

2.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Сектор малого бизнеса является объектом государственной поддержки по законодательству. “Правовое поле” в России за последнее время существенно изменилось, и не в лучшую сторону, с точки зрения сохранения и развития прибыльного частного бизнеса для субъектов малого предпринимательства. Речь идет о предпринимателях без образования юридического лица и мелких собственниках, владеющих не менее 75% уставных капиталов малых фирм - предприятий со средней численностью наемных работников не более 100 человек в промышленности, строительстве, на транспорте; не более 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; не более 50 человек в оптовой и не более 30 человек - в розничной торговле.

 

Если в 1991-1993гг. критерии отнесения к категории субъекта МП были “мягче” (150-200 человек), то по мере приватизации реального сектора экономики нормы и объемы преференций и государственных льгот для малого бизнеса стали уменьшаться. Например, перевод на упрощенную систему налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, принятую 08.12.95г. согласно федеральному закону, предусматривает замену подоходного налога на предпринимательский доход стоимостью патента, но только для предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и организаций с численностью работающих по найму не более 15 человек.

 

Решение о переходе на упрощенную систему принимают сами субъекты МП, за исключением предприятий, производящих продукцию, а также созданных на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий либо являющихся кредитной или страховой организацией (точный перечень запрещенных к переводу на упрощенную систему МП устанавливает Минфин России). В дальнейшем и само право добровольного выбора (патент или обычная система налогов) было ограничено для ряда малых предприятий введением федерального Закона от 31.07.98г. № 148-ФЗ “О единственном налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”.

 

Введение Налогового кодекса РФ (часть I) с 01.01.99г. продолжило тенденцию “вымывания” из федерального законодательства льгот и преференций для МП. Провозглашенный принцип “социальной налоговой справедливости” унифицирует налогоплательщиков всех категорий, не разделяя на “малые” и “большие” предпринимательские структуры. Статья 5б ПК РФ прямо указывает, что “нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер”. При этом понятие “малое предприятие” как особая категория налогоплательщика в НК РФ фактически не применяется, а “настройка” на налоговые преференции и льготы со стороны федеральной власти слабо учитывает специфику малого бизнеса. Например, такая важная преференция, как налоговый кредит в виде отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, предоставляется в шести случаях, включая обстоятельства непреодолимой силы (стихийное бедствие, техногенную катастрофу и т.п.), задержку государством оплаты из бюджета заключенного государственного контракта, характер производства (реализации) товаров, работ, услуг (по перечню, утвержденному только федеральным правительством) и т.п.

 

Только два из этих правовых оснований могут считаться приемлемыми для МП: 1) если единовременная выплата налога может привести к несостоятельности малого предприятия; 2) если имущественное положение фактического лица исключает возможность такой выплаты. При этом сама отсрочка производится по заявлению малого предприятия путем заключения договора о налоговом кредите с соответствующими уполномоченными органами власти, в котором оговариваются суммы задолженности (с указанием вида налога), начисляемых на задолженность процентов, порядок погашения суммы и предоставления имущества под залог (либо поручительства), а также срок действия договора.

 

Зависимость частного мелкого собственника от налоговых структур государства устанавливается, таким образом, непосредственно и жестко. Тем более, что срок отсрочки или рассрочки не превышает шести месяцев. Правда, в случае предоставления так называемого инвестиционного налогового кредита (по налогу на прибыль или доход, а также по региональным и местным налогам) срок может быть установлен от одного года до шести лет, хотя сумма не может превышать 50% соответствующих налоговых платежей за этот период без учета инвестиционного налогового кредита, а ставка должна быть не менее 1/2 или не более 3/4 ставки рефинансирования ЦБ.

 

Для МП такие формы кредитования не менее тяжелы, чем при банковском кредитовании, поскольку в случае нарушения договорных условий (а это не всегда зависит от собственных усилий субъекта МП) в течение 30 дней (при расторжении договора) необходимо уплатить все налоги, а также пени и тарифы. И в этом случае налоговые органы могут действовать беспощадно, принимая решения о приостановлении операций по счетам в банке, аресте имущества и т.п.

 

И все-таки часть оставшихся от 1991-1995 гг. преференций у МП еще может сохраниться. Например, из налогооблагаемой прибыли исключается до 30% затрат на проведение НИОКР, подготовку и разработку новых видов продукции за счет остающейся на предприятии прибыли. Малые предприятия могут списывать дополнительно (как амортизационные отчисления) в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет; уменьшать налогооблагаемую прибыль до 30%, если среди наемного персонала не менее 50% пенсионеров по старости и инвалидов. Еще один вид льгот по налогу на прибыль предоставляется малым предприятиям по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству промышленных товаров, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, товаров народного потребления и др. в первые два года существования. Для этого выручка малого предприятия от названного вида деятельности не должна быть меньше 70% валовой выручки. Размер льгот устанавливается в пределах 25-50% от основной ставки на третий (четвертый) год работы малого предприятия, если выручка от этих видов его деятельности не снижается менее 30% валовой выручки.

 

Борьба за специальную часть НК РФ покажет, какие льготы сохранятся за малыми предприятиями в ближайшем будущем в связи с усилением тенденции к сокращению ставок на прибыль предприятий всех форм собственности и переносу центра тяжести налогового бремени на плечи потребителей.

 

Введение с 01.01.2000г. Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) также не дает оснований для оптимистического прогноза в использовании бюджетных средств на прямую имущественную поддержку малого бизнеса. “Бедное” государство и “бедный” (малодоходный) легальный малый бизнес - не очень дружные партнеры, каждый из которых стремится решить свои проблемы за счет другого. Если “левой рукой” государство во имя социальной справедливости уравнивает всех налогоплательщиков, то “правой рукой” во имя той же социальной справедливости необходимо помочь субъектам МП уравнять свои стартовые позиции на рынке инвестиций и заказов по выгодным ценам со средними и крупными предпринимательскими структурами.

 

Федеральный Закон от 14.06.95г. № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” в этом отношении достаточно прогрессивен даже с позиций стран, экономика которых ориентирована на малое предпринимательство. Вероятно, по этой причине данный закон выполняется государственными органами так плохо. Независимые аналитики считают, что из 23 статей этого закона федеральное правительство несет обязательства по 17, причем 15 из них связаны с предоставлением прямой имущественной поддержки. Ни одно обязательство Российской Федерации по этим 15 статьям не выполнено в полном объеме. Например, статья 2 предусматривает финансирование не менее чем на 50% разработки и реализации программ развития и поддержки МП за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ, а субъектам МП необходимо установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

 

Выше уже была рассмотрена тенденция федеральной налоговой политики. Что же касается бюджетной политики, то здесь ситуация складывается еще хуже. Если в 1994-1997 гг. федеральный бюджет хотя бы предусматривал назначения в своих расходах на поддержку МП, включая финансирование одной (а не нескольких, как в законе) Федеральной программы государственной поддержки МП (хотя исполнялись эти бюджетные назначения с опозданием и не в полном объеме), то в дальнейшем даже сами бюджетные назначения были исключены. Нет их и в федеральном бюджете 2000 года. Причины выдвигаются разные - от кризиса государственных финансов и непомерного внешнего долга до непредвиденных расходов в связи с событиями в Чечне и Дагестане или допущенные ранее бюджетополучателями нарушения в отчетности о расходовании бюджетных средств, их нецелевое и неэффективное использование.

Информация о работе Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом