Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 01:09, реферат

Описание работы

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР (1987-1991 ГГ.)

1.2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (1992- НАЧАЛО 1996гг.)

1.3. ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ (1997-1999гг.)

1.3.1. Малое предпринимательство в 1996 - начале 1999гг.: статистические данные

1.3.2. Малый бизнес в период между съездами: данные социологических опросов

2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ МП В РОССИИ

2.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МП

2.3.1. Основные проблемы в области финансирования малого бизнеса

2.3.2. Государственная финансовая поддержка МП

2.3.3. Кредиты банков

2.3.4.Новые формы кредитных организаций

2.3.5.Альтернативные источники привлечения средств

2.3.6. Ресурсосберегающие формы привлечения средств

2.3.7. Другие источники привлечения средств

2.4. СОБСТВЕННОСТЬ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.5. ИНФРАСТРУКТУРА РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

2.6. САМООРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

2.6.1. Система общественных объединений

2.6.2. Задачи общественных объединений

2.6.3.Предприниматели и общественные объединения

2.6.4.Государство и объединения предпринимателей

2.6.5. Политика и объединения предпринимателей

2.6.6. Пути развития объединений предпринимателей

2.7. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ МАЛОМ БИЗНЕСЕ

2.8. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.8.1. Основные направления и задачи

2.8.2. Результаты реализации программ

2.8.3. Программы, предусматривающие поддержку малого предпринимательства

2.8.4. Межгосударственные программы поддержки малого предпринимательства в Содружестве Независимых Государств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕxfcnm 2.docx

— 198.78 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее перспективная ресурсосберегающая форма привлечения средств - лизинг - предоставляет малым предприятиям дополнительные возможности и снижает отдельные факторы риска для участников инвестиционного рынка по сравнению с другими финансовыми формами, что особенно повышает его привлекательность для малого бизнеса. В частности, лизинг позволяет снижать объем необходимых инвестиций; предоставлять соискателям инвестиций не денежные средства, а оборудование, которое будет использоваться по прямому назначению и одновременно может выступать в качестве залога (при неудачной реализации проекта возвращается к лизингодателю); более гибко расходовать часть свободных средств, получаемых в процессе эксплуатации оборудования и обслуживания лизинговых платежей.

 

Опыт многих стран показал, что лизинг в определенное время становится действенным рычагом развития предпринимательства, особенно в сфере малого бизнеса. Он выполняет ряд важных функций, связанных с привлечением частных инвестиций в создание нового основного капитала, оперативным использованием производственных активов, расширением и освоением новых рынков сбыта.

 

Одна из основных причин ограниченности распространения лизинга в России связана с несовершенством нормативно-законодательной базы.

 

Становление рынка лизинговых услуг, ориентированного на МП, требует качественного изменения механизмов и структуры его поддержки на федеральном и региональном уровнях. Суть этого изменения заключается в отказе от адресности или направленности поддержки на отдельное малое предприятие и обеспечении, прежде всего, на региональном уровне экономически комфортной среды для реализации лизинговой сделки с участием субъекта МП.

 

Для этого предлагается построение двухуровневой инфра-, структуры развития лизинга для поддержки малого бизнеса. На региональном уровне необходимо создать сеть специализированных региональных лизинговых компаний, а на уровне экономических районов России - межрегиональные лизинговые центры.

 

Специализированные региональные лизинговые компании ориентируются на реализацию инвестиционных проектов субъектов МП за счет привлечения средств местных источников, способствуя тем самым насыщению местных рынков товаров и услуг, а также созданию дополнительных рабочих мест.

 

Эта работа проводилась в период реализации мероприятий Федеральной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. В частности, были созданы региональные лизинговые компании в Москве, Московской, Нижегородской, Томской областях, Краснодарском крае и в других регионах.

 

Опыт создания подобных компаний в целом дал положительные результаты. В частности, Московская лизинговая компания в 1994- 1999 гг. предоставила имущество в лизинг субъектам малого предпринимательства на сумму более 121 млн. руб. Структура имущества, предоставленного субъектам малого предпринимательства в лизинг, такова (%):

 

деревообрабатывающее оборудование - 21

полиграфическое оборудование - 19

транспортные средства (грузовики) - 1б

упаковочное оборудование - 9

фотолаборатории - 8

минипекарни - 4

Межрегиональные лизинговые центры должны выполнять функции опорного звена в экономических районах России. В их задачи входят:

 

финансовая поддержка на основе лизинга инвестиционных проектов и программ, реализация которых экономически эффективна только на межрегиональных рынках сбыта;

привлечение средств частных инвесторов и обеспечение субсидиарной ответственности гарантов межрегионального инвестиционного цикла;

создание и развитие вторичного рынка технологического оборудования, расширение кооперации крупных промышленных предприятий и товаропроизводящих субъектов МП;

осуществление консультационно-методических услуг по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов на основе лизинга.

Принимая решение о поддержке создания межрегиональных и региональных структур, необходимо помнить, что лизинг - это, прежде всего, коммерческая деятельность. Государственное участие (в первую очередь, региональных администраций) в формировании региональных лизинговых структур позволит обеспечить условия для решения социально-экономических задач региона, а также станет реальной предпосылкой создания и функционирования региональных финансовых пулов для развития регионального лизинга.

 

Прекращение с 1997 г. финансирования мероприятий федеральной программы поддержки МП приостановило работу по созданию региональных и межрегиональных лизинговых структур.

 

Отметим и такую привлекательную ресурсосберегающую форму привлечения средств, как франчайзинг. Роль его для МП будет возрастать, так как он позволяет предпринимателю начать собственное дело, пользуясь чужим опытом, знаниями и поддержкой.

 

2.3.7. Другие источники привлечения  средств

 

Одним из наиболее перспективных источников средств для развития МП, получившим, однако, слабое распространение в России, является привлечение венчурного (рискового) капитала.

 

Венчурное финансирование осуществляется в разных формах, его источниками могут быть специализированные венчурные фонды и индивидуальные инвесторы.

 

В основе венчурного финансирования лежит вложение средств новых партнеров в развитие, прежде всего, инновационных предприятий, сопровождающееся появлением новых собственников бизнеса и перераспределением долей акционерного капитала.

 

Спрос на венчурный капитал намного превосходит его предложение. Одной из причин такого положения является отсутствие адекватной законодательной базы. Роль государства в этом отношении трудно переоценить. Именно венчурный бизнес может выступить в качестве мощного катализатора притока инвестиционных ресурсов в сферу МП и стимулировать подъем национальной промышленности.

 

Перспективным представляется формирование устойчиво работающих групп (наподобие финансово-промышленных), включающих в себя в разной пропорции - в зависимости от региональных, отраслевых и других особенностей - российские банки, иностранных инвесторов, фонды поддержки предпринимательства, консалтинговые фирмы, страховые, лизинговые компании, общества взаимного кредитования, паевые фонды и другие организации, потенциально заинтересованные в участии в кредитно-финансовых потоках в сфере малого бизнеса.

 

Такие группы в лице конкретных уполномоченных (в том числе государственными органами) банковских учреждений, входящих в них, смогут намного эффективнее привлекать и использовать в рамках принятых внутри групп схем и программ значительные объемы внутренних и внешних инвестиций. Это серьезно облегчит привлечение средств под небольшие проекты. Иностранные инвесторы могут быть представлены самыми разнообразными программами и организациями, обладающими финансовыми или другими ресурсами, независимо оттого, имеют или не имеют они свои филиалы и представительства в стране.

 

Необходимо предусмотреть активное использование новых для России видов залогов и обеспечения кредитов (что уже происходит на практике) с приведением в соответствие нормативно-правовой базы: прав на аренду помещений, интеллектуальную собственность; взаимной или коллективной ответственности заемщика и его доверенных лиц (например, при микрокредитовании).

 

Завершая анализ инвестиционной и финансово-кредитной политики поддержки малого предпринимательства, можно сделать следующие выводы. Подавляющая часть российских малых предприятий испытывает недостаток денежных средств, ограничивающий рост производства.

 

Наиболее доступным источником развития для большинства малых предприятий являются внутренние ресурсы (доходы от собственной деятельности, личные средства учредителей); лишь четверть субъектов МП пользуется внешними источниками (частными кредитами и др.). Свыше 20% опрошенных руководителей малых предприятий указывали на отсутствие возможности для развития их предприятия.

 

Финансовый кризис августа 1998 г. привел к обострению финансовых проблем МП, отразившись как на возможностях внутреннего пополнения оборотных средств, так и (в меньшей степени) на финансировании инвестиций вследствие снижения платежеспособного спроса, роста издержек производства.

 

Условия и возможности финансирования российского МП отличаются от западных. Для успешного привлечения финансовых средств (как отечественных, так и иностранных) в малый бизнес - одного из важнейших условий дальнейшего развития этого сектора экономики - необходимы финансовые механизмы и технологии поддержки предпринимательства, отвечающие мировой практике, но при этом адаптированные к российским условиям. Следует задействовать весь арсенал технологий привлечения финансовых средств в сферу МП.

 

Государство должно сыграть решающую роль в запуске механизмов финансовой поддержки МП. Необходимы разработка специального механизма финансово-кредитной поддержки сферы МП и решение комплекса взаимосвязанных вопросов, включающего развитие системы гарантий и внедрение в практику компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, налоговые льготы, совершенствование законодательного пространства, информационную поддержку, обучение кадров, развитие инфраструктуры МП, эффективную координацию в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов местной власти.

 

Важнейшей задачей в области финансово-кредитной поддержки МП является повышение роли банковского кредита как классической формы заимствования финансовых средств. В связи с этим в дальнейшем предполагается снижение доли всех внебанковских источников привлечения заемных ресурсов. Российским банкам необходимо развивать весь спектр финансовых услуг для МП.

 

Повысится роль других источников финансирования и форм привлечения средств - обществ взаимного кредитования (ОВК), лизинга, франчайзинга, венчурного финансирования.

 

2.4. СОБСТВЕННОСТЬ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

В современном рыночном хозяйстве малое и среднее предпринимательство выполняет целый комплекс экономических и социальных функций, имеющих, как по отдельности, так и в совокупности, огромное значение для стабильности общества, утверждения созидательного характера рыночных механизмов и конкуренции. В числе этих функций - поддержание и постоянное пополнение среднего класса современного общества, а также выдвижение наиболее талантливых и динамичных представителей предпринимательского сословия.

 

Однако эта и другие функции малого и среднего предпринимательства могут быть реализованы лишь тогда, когда эта сфера хозяйствования сама достигает известной степени экономической зрелости и устойчивости. Одним из важнейших показателей такой зрелости является усиление позиций малого предпринимательства как собственника устойчиво растущей доли совокупного общественного производительного (коммерческого) капитала. Без экономически значимых собственнических позиций сфера МП не может претендовать на реальное пополнение среднего класса, рассчитывать на нормальный приток кредитных ресурсов и активное взаимодействие с крупным бизнесом. Без нормального собственнического статуса МП трудно рассчитывать на преодоление психологии рвача-однодневки, на формирование нового менталитета российского предпринимательства в целом. Наконец, без устойчивого собственнического статуса малых предприятий невозможно использование цивилизованных или щадящих процедур банкротства предприятий, учитывающих в одинаковой степени интересы кредиторов, самих предпринимателей, нанятых работников, клиентов и всех тех, чьи экономические интересы так или иначе связаны с функционированием этих предприятий.

 

Российский малый бизнес, несмотря на все проблемы и трудности становления, уже прошел начальные стадии своего развития, обретя определенную зрелость и даже самодостаточность, однако его позиции именно как собственника капитальных активов еще крайне слабы. Конечно, в силу специфики тех видов экономической активности, которые сегодня реально доступны малому бизнесу, сектор МП не может рассчитывать на долю в совокупном капитале, адекватную его участию в создании ВВП страны (порядка 10-12/6), поскольку наиболее капиталоемкие виды хозяйственной деятельности пока остаются за пределами экономических возможностей малого бизнеса. И это относится не только к сырьевым и первичным отраслям народного хозяйства, в которых малый бизнес выполняет, как правило, вспомогательную роль, но и к достаточно масштабным и дорогостоящим инновационным, научно-техническим и проектно-конструкторским разработкам, которые пока также не по силам малому предпринимательству России.

 

Стремление развиваться за счет минимальных стартовых затрат в основной капитал характерно для МП во всех странах. Это заставляет представителей малого бизнеса прибегать к аренде и субаренде, лизингу, минимизируя использование оборотных капиталов. Однако рано или поздно малый и, тем более, средний бизнес переходит в ту стадию своего развития, на которой расширенное воспроизводство его капиталов требует их закрепления в полную собственность. Это повышает авторитет малых предприятий в предпринимательской среде, уменьшает зависимость от непредсказуемых факторов “внешней среды”, а также позволяет получать банковские кредиты под собственное надежное обеспечение, а значит, на более льготных условиях, в том числе и инвестиционные кредиты.

 

К сожалению, процесс этой трансформации в российском МП явно затянулся. Сегодня доля малых предприятий-собственников в основном капитале страны составляет примерно 1,5% от общей стоимости этого капитала, в том числе доля в собственности на производственно-коммерческие капитальные активы - 2-2,5%. Такие показатели не соответствуют даже ограниченному развитию малого бизнеса в нынешних российских условиях.

 

Анализ причин сложившегося положения позволяет обосновать те меры, которые способны изменить его к лучшему. К сожалению, часто преобладает мнение, что ограниченность экономических позиций предпринимателей как собственников в российском малом бизнесе обусловлена отсутствием у них достаточных финансово-инвестиционных ресурсов. Однако, по оценке российских экспертов, российский малый бизнес располагает огромным невостребованным потенциалом самофинансирования, который по самым скромным подсчетам составляет примерно 40-60 млрд. руб., или двух -трехкратный объем годовой инвестиционной активности малого бизнеса (по вложениям в основной капитал). В 1997 г. инвестиции малых предприятий в основной капитал составили 22,1 млрд. руб. (в ценах 1998г.), или 5,4% всех инвестиций, направленных на развитие всей экономики и социальной сферы в России. Характерно, что явное преимущество в инвестировании наблюдается среди малых предприятий реального сектора экономики, во всяком случае, их доля в валовых инвестициях всего малого бизнеса выше, чем в объеме произведенной продукции и услуг. Так, в 1997 г. доля строительных малых предприятий в инвестициях малого бизнеса составляла 41%, а их доля в совокупном производстве товаров и услуг в сфере малого бизнеса - 22,3%. В промышленности эти показатели составляли соответственно 25,6 и 22,4%. Однако, как было отмечено выше, в целом инвестиционный потенциал МП остается в основном невостребованным.

Информация о работе Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом