Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 01:09, реферат

Описание работы

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР (1987-1991 ГГ.)

1.2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (1992- НАЧАЛО 1996гг.)

1.3. ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ (1997-1999гг.)

1.3.1. Малое предпринимательство в 1996 - начале 1999гг.: статистические данные

1.3.2. Малый бизнес в период между съездами: данные социологических опросов

2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ МП В РОССИИ

2.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МП

2.3.1. Основные проблемы в области финансирования малого бизнеса

2.3.2. Государственная финансовая поддержка МП

2.3.3. Кредиты банков

2.3.4.Новые формы кредитных организаций

2.3.5.Альтернативные источники привлечения средств

2.3.6. Ресурсосберегающие формы привлечения средств

2.3.7. Другие источники привлечения средств

2.4. СОБСТВЕННОСТЬ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.5. ИНФРАСТРУКТУРА РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

2.6. САМООРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

2.6.1. Система общественных объединений

2.6.2. Задачи общественных объединений

2.6.3.Предприниматели и общественные объединения

2.6.4.Государство и объединения предпринимателей

2.6.5. Политика и объединения предпринимателей

2.6.6. Пути развития объединений предпринимателей

2.7. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ МАЛОМ БИЗНЕСЕ

2.8. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.8.1. Основные направления и задачи

2.8.2. Результаты реализации программ

2.8.3. Программы, предусматривающие поддержку малого предпринимательства

2.8.4. Межгосударственные программы поддержки малого предпринимательства в Содружестве Независимых Государств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕxfcnm 2.docx

— 198.78 Кб (Скачать файл)

 

К первой группе в докризисной ситуации относились такие проблемы, как поиск оборотных средств, инвестиции, ведение бухгалтерского учета и отчетности, вымогательство чиновников, рэкет, уплата кредитов, труднодоступность бизнес-услуг, приобретение сырья и материалов. Ко второй группе до кризиса принадлежали организация сбыта, подбор квалифицированных кадров, получение лицензии, уплата налогов, аренда помещений, приобретение необходимого оборудования, неплатежи и ненадежность партнеров, правовая незащищенность, страхование рисков.

 

Кризис привел к тому, что общий груз проблем российских малых предприятий увеличился, причем в наибольшей мере они обострились на тех предприятиях, которые работали, по их признанию, без прибыли или даже с убытком. Далее, в кризисный период по абсолютному большинству позиций труднее пришлось группе предприятий, не привлекавших заемные ресурсы, для них гораздо более сложным оказалось решение таких проблем, как организация сбыта, инвестиции, подбор квалифицированных кадров, уплата налогов, приобретение необходимого оборудования, вымогательство чиновников, недостаток знаний и навыков ведения бизнеса, рэкет, неплатежи и ненадежность партнеров, уплата и возврат кредитов, поиск бизнес-услуг, правовая незащищенность, страхование рисков, приобретение сырья и материалов.

 

Таблица 4

 

“Пятерка” наиболее сложных проблем российских малых предприятий в предкризисный период

 

№ п./п.

 

Проблема

 

Предприятия, сталкивающиеся с данной проблемой, % от опрошенных

 

1

 

Вымогательство чиновников

 

49,3

 

2

 

Неплатежи, ненадежность партнеров

 

48,5

 

3

 

Поиск оборотных средств

 

40,2

 

4

 

Правовая незащищенность

 

37,6

 

5

 

Организация сбыта

 

36.5

 

Таблица 5

 

“Пятерка” наиболее сложных проблем российских талых предприятий в посткризисный период

 

№ п./п

 

Проблема

 

Предприятия, сталкивающиеся с данной проблемой, % от опрошенных

 

1

 

Организация сбыта

 

64,3

 

2

 

Неплатежи, ненадежность партнеров

 

59,0

 

3

 

Поиск оборотных средств

 

58,7

 

4

 

Приобретение сырья и материалов

 

52.4

 

5

 

Уплата налогов

 

47,3

 

Российский малый бизнес в первой половине 1999г.

 

Влияние кризиса, разразившегося в августе 1998г., на малый бизнес оказалось долговременным и весьма негативным: по данным июньского (1999г.) опроса РНИСиНП, до кризиса соотношение развивающихся и “стремящихся выжить” малых предприятий составляло примерно 7:2, после кризиса оно изменилось почти на противоположное.

 

В табл. б показано, как опрошенные предприниматели оценили положение своих фирм во втором полугодии 1998г. - начале 1999г. по сравнению с первым полугодием 1998г. с учетом инфляции.

 

Из табл. б видно, что занятость изменилась меньше всего, тогда как у большинства опрошенных снизились прибыль и оборот, а почти у половины предприятий стали сокращаться инвестиции в основной капитал.

 

Ответы предпринимателей на вопрос о том, какие проблемы возникали в текущей деятельности их фирм до и после финансового кризиса, представлены в табл. 7.

 

Анализ ответов показывает, что все проблемы текущей деятельности малых предприятий можно разделить на три группы: проблемы, практически не обострившиеся (подбор квалифицированных кадров, получение лицензии, вымогательство чиновников, недостаток знаний и навыков ведения бизнеса, ведение бухгалтерского учета и отчетности, правовая незащищенность); проблемы обострившиеся (поиск оборотных средств, привлечение инвестиций, сбыт, уплата налогов, аренда помещения, приобретение оборудования, уплата процентов по кредитам и возврат самих кредитов, приобретение сырья и материалов); и, наконец, проблема, острота которой в результате кризиса снизилась, - рэкет (!).

 

Таблица 6

 

Влияние финансового кризиса на деятельность малых предприятий

 

Показатель

 

Результаты деятельности фирмы, % от опрошенных

 

возросли

 

снизились

 

не изменились

 

Оборот

 

18,2

 

61,6

 

20,2

 

Прибыль

 

12,6

 

69,5

 

17,9

 

Занятость

 

10,2

 

37,2

 

52,7

 

Инвестиции

 

15,8

 

45,0

 

39,1

 

По отраслям ситуация изменилась также весьма неодинаково. Проблема пополнения оборотных средств довольно значительно обострилась у предприятий всех сфер деятельности, но особенно резко - в общественном питании, а также розничной торговле (что странно, учитывая быстрый оборот наличных денег даже при очевидном снижении покупательной способности населения) и туризме.

 

Еще острее проявилась проблема сбыта, особенно в том же общественном питании, туризме и на транспорте (эти виды услуг на фоне снижающегося платежеспособного спроса потеряли особенно много клиентов). Привлечение инвестиций наиболее осложнилось в сфере научной деятельности, а также на транспорте и в здравоохранении; а вот квалифицированных кадров в ряде отраслей стало даже больше. На этом фоне резко выделяется сфера услуг, в которой квалифицированные кадры привлечь даже в условиях кризиса оказалось сложнее, чем прежде.

 

Таблица 7

 

Проблемы малых предприятий до и после кризиса

 

Проблема

 

Наличие и отсутствие проблемы, % от опрошенных

 

до кризиса

 

после кризиса

 

да

 

нет

 

да

 

нет

 

Поиск оборотных средств

 

47,1

 

45,2

 

27,7

 

68,9

 

Организация сбыта

 

55,6

 

35,0

 

37,4

 

57,6

 

Инвестиции

 

56,2

 

30,3

 

48,0

 

41,8

 

Подбор квалифицированных кадров

 

67,5

 

24,8

 

71,6

 

24,2

 

Получение лицензии

 

74,4

 

15,7

 

76,7

 

17,0

 

Уплата налогов

 

64,6

 

28,5

 

55,3

 

41,3

 

Аренда помещения

 

71,5

 

20,1

 

66,2

 

29,3

 

Приобретение необходимого оборудования

 

66,7

 

24,5

 

58,7

 

36,1

 

Вымогательство чиновников

 

55,7

 

33,6

 

55,1

 

37,6

 

Недостаток знаний и навыков ведения бизнеса

 

64,7

 

26,9

 

67,4

 

28,1

 

Ведение бухгалтерского учета и отчетности

 

75,5

 

16,9

 

79,0

 

17,1

 

Рэкет

 

72,5

 

16,8

 

77,0

 

15,9

 

Неплатежи, ненадежность партнеров

 

49,7

 

41,4

 

44,3

 

50,6

 

Уплата процентов по кредитам

 

73,8

 

12,1

 

70,0

 

19,2

 

Возврат кредитов

 

72,9

 

12,1

 

66,7

 

21,8

 

Правовая незащищенность

 

49,4

 

41,2

 

49,1

 

45,2

 

Приобретение сырья и материалов

 

72,5

 

17,1

 

58,3

 

34,6

 

Другие проблемы

 

  

3,2

 

  

5,7

 

Примечание. Недостающую до 100% сумму 2 и З, 4 и 5 столбцов составляет процент не ответивших на данный вопрос.

 

Получение лицензий наиболее заметно усложнилось для предприятий на транспорте и в общественном питании, где ситуация для бизнеса и так неблагоприятная.

 

Налоги оказались особенно тяжелы после кризиса для предприятий общественного питания, а также здравоохранения и розничной торговли (очевидно, сказывается влияние налога на вмененный доход).

 

Проблема аренды помещений наиболее обострилась на предприятиях, занимающихся посреднической деятельностью и здравоохранением, в этих же отраслях обострилась и проблема приобретения нового оборудования.

 

Вымогательство чиновников изменилось незначительно и кое-где даже уменьшилось - за исключением сферы интеллектуальных услуг, в которой эта проблема резко обострилась.

 

Недостаток знаний и навыков ведения бизнеса не слишком волновал опрошенных - лишь владельцы транспортных и посреднических фирм отметили довольно большую значимость для них этой проблемы.

 

Ведение бухгалтерского учета и отчетности в целом незначительно усложнилось для опрошенных, кроме транспортных предприятий и туристических агентств (последним, очевидно, в условиях резкого роста цен на их услуги в рублевом эквиваленте пришлось изобретать более хитроумные способы ухода от налогообложения).

 

Проблема рэкета, по словам опрошенных, постепенно исчезает, особенно на транспорте, правда, интеллектуальными услугами российские рэкетиры стали интересоваться несколько больше.

 

Неплатежи заметно возросли во всех отраслях, особенно в общественном питании, а также в посреднической деятельности, здравоохранении (вследствие кризиса в сфере медицинского страхования). При этом для преобладающего числа опрошенных во всех отраслях как выплата процентов по кредитам, так и возврат кредитов и после кризиса не были проблематичны, но все же трудность соблюдения договорных обязательств в отношении кредиторов возросла, так что регулярно платить проценты по кредитам стало труднее всем, особенно транспортным и строительным предприятиям (тогда как для попавшего в тяжелое финансовое положение общественного питания данная проблема оказалась даже легче, чем до начала кризиса). Возвращать кредиты труднее всего стало транспортным предприятиям, а также занимающимся оптовой торговлей и посреднической деятельностью.

 

Весьма полярные мнения высказывали представители разных отраслей о правовой защищенности, наибольшие нарекания она стала вызывать после кризиса у посреднических фирм.

 

Наконец, практически во всех отраслях весьма существенно осложнились проблемы приобретения сырья и материалов, но особенно в промышленности.

 

Прогноз ситуации во второй половине 1999 г.: оценки предпринимателей

 

Прогноз на второе полугодие 1999 г. свидетельствует о том, что руководители российских малых предприятий по-разному представляют себе динамику основных показателей деятельности своих фирм (табл. 8).

 

Наибольшую неопределенность вызывают у опрошенных (почти у трети) прибыли и инвестиции; самые большие ожидания роста связаны с оборотом; пессимизм высказывается в отношении прибылей (почти четверть респондентов полагает, что они сократятся). Занятость вновь оказывается самым стабильным фактором - с ней связаны наименьшие ожидания как роста, так и снижения; наименьшая доля (около 20%) затрудняется определить свои намерения в отношении занятости, тогда как половина респондентов предполагает оставить ее неизменной.

 

Анализ данных в отраслевом аспекте показывает, что чаще, чем в среднем по выборке, выражают уверенность в положительной динамике объема реализации товаров и услуг и росте прибыли малые предприятия в сфере науки, интеллектуальных услуг, а также в промышленности, на транспорте и в оптовой торговле; наименьший оптимизм наблюдается в сфере услуг, в здравоохранении, туризме, сельском хозяйстве. Намерение увеличить число занятых наиболее отчетливо прослеживается на промышленных и строительных предприятиях, а также в сфере науки и интеллектуальных услуг. Напротив, в сфере услуг, общественном питании и на транспорте доля опрошенных, намеревающихся сократить занятость, была несколько выше, чем доля предполагающих ее увеличить. Отметим, однако, что от 40 до 55% малых предприятий в каждой из отраслей собираются сохранить занятость неизменной.

 

Таблица 8

 

Прогноз результатов деятельности фирм во втором полугодии 1999г., сделанный их руководителями на основании существующей ситуации

 

Показатель

 

Результаты деятельности фирмы, % от опрошенных

 

возрастут

 

будут стабильными

 

сократятся

 

затрудняюсь ответить

 

Оборот

 

29,7

 

26,2

 

17,3

 

26,8

 

Прибыль

 

23,1

 

22,9

 

23,6

 

30,3

 

Занятость

 

14,9

 

50,6

 

14,7

 

19,8

 

Инвестиции

 

21,1

 

32,1

 

16,7

 

30,1

 

Заметим также, что и по результатам других ответов предприятия транспортной отрасли на фоне остальных отраслей стоят особняком: здесь выше средней по выборке доля опрошенных, намеревающихся сократить объем реализации, занятость и инвестиции, и в то же время в этой отрасли довольно высока доля респондентов, рассчитывающих во втором полугодии 1999 г. на рост прибыли (однако неясен механизм достижения такой эффективности - повышение производительности труда или монополизация рынка, позволяющая диктовать свои цены на услуги).

 

Какими путями российские предприниматели намереваются обеспечить рост и развитие своего бизнеса? Ответы на этот вопрос представлены в табл. 9.

 

Наиболее распространенные ответы группируются следующим образом. В первую очередь, по мнению опрошенных, следует повысить качество продукции/услуг, найти лучшие каналы сбыта, улучшить качество поставок со стороны коммерческих партнеров; во вторую очередь - увеличить затраты на рекламу и продвижение продукта, повысить профессиональный уровень сотрудников, особенно менеджеров, а также более рационально использовать помещения; в третью очередь (наименее важно) - сократить премиальные выплаты и издержки на заработную плату, увеличить затраты на рекламу и продвижение продукта на рынок.

 

Понимание стратегии опрошенных руководителей предприятий невозможно без выяснения их позиции по ценообразованию, определяющей отношение (табл. 10) к тем или иным методам повышения устойчивости фирмы на рынке.

 

Итак, для российского МП сегодня характерен в целом рациональный рыночный расчет: тремя наиболее значимыми факторами ценообразования являются цены конкурентов, собственные издержки и ограничения спроса. Менее важны уровень арендной платы и коммунальных тарифов - российские малые предприятия, по-видимому, в целом сумели оптимизировать свои текущие затраты на эти цели и сейчас уже не так зависят от произвола властей, естественных монополий и коммунальных предприятий, как ранее. Кроме того, уровень налогообложения, продолжая оставаться значимым фактором, в целом все же не входит в число 5-6 важнейших. Следовательно, при всех жалобах на удушающее налогообложение малый бизнес имеет некоторый “запас прочности” против фискального пресса государства. Наконец, нельзя не отметить большую зависимость внутрифирменной стратегии от макроэкономической ситуации в стране, основным индикатором которой является курс доллара. В этом смысле его предсказуемая динамика, очевидно, является одним из важнейших направлений государственной поддержки малого бизнеса.

Информация о работе Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом