Производственно-экономическое состояние современного аграрного сектора России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка маркетинговой стратегии в конкретном хозяйстве с учетом закономерностей технико-экономического развития сельхозпроизводства в условиях динамично меняющейся внешней среды. В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:
- дана характеристика современного состояния развития производственно-экономических отношений АПК в России в целом и в Краснодарском крае;
- представлена система сельскохозяйственного маркетинга в современных условиях России и кратко рассмотрены общие принципы и методы маркетинга, а также его функции;
- детально проанализирован производственно – экономический потенциал предприятия ОАО «Трудовое» (Ленинградский район Краснодарского края);
- разработана стратегия создания службы маркетинга в ОАО «Трудовое» и дан прогноз эффективности такой службы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОГО АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ………....8
1.1.Краткая характеристика состояния аграрного сектора Краснодарского края …………………………..…………………………………..15
Глава 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………….17
2.1. Функции и основные принципы маркетинга, его методы и содержание………………………………………………………………………….17
2.2. Организация маркетинговой деятельности на предприятиях, ее цели и задачи……………………………………………………………………………...21
2.3. Система сельскохозяйственного маркетинга в современных условиях России……………………………………………………………………23
ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ТРУДОВОЕ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА…………………………………………………..26
3.1.Местоположение. Природно-климатические и почвенные условия. Основные экономические показатели деятельности хозяйства. …….…26
3.2.Земельные фонды предприятия. ………………….…………………31
3.3.Основные и оборотные средства производства…………….………32
3.4.Трудовые ресурсы ……………………………………………………39
3.5.Анализ финансового состояния ОАО «Трудовое»……………...….41
3.6.Организационная структура управления ……………………..…….42
3.7.Организация учетной работы и внутрипроизводственного контроля…………………………………………………………………….44
3.8. Краткий анализ производства и реализации основной продукции предприятия, характеристика потребителей. ……………………………47
3.9. Характеристика службы маркетинга ОАО «Трудовое» ………….49
4. СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В ОАО «ТРУДОВОЕ» ………….....51
4.1. Анализ, оценка результатов маркетинговой деятельности и меры по ее улучшению…………………………………………………………….51
4.2. Задачи, функции и структура службы маркетинга……...…………..59
4.3. Оценка эффективности создания службы маркетинга в ОАО «Трудовое» ………………………………………………………………....69
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………………...73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 209.33 Кб (Скачать файл)

По сравнению с промышленностью  более высокими показателями характеризовалось  сельскохозяйственное производство. За 2009 год производство сельхозпродукции выросло на 10,8 %.

На реализацию мероприятий  Госпрограммы из федерального бюджета в 2008 году было направлено 138 млрд руб. Одним из важнейших механизмов реализации Госпрограммы по разделу «Достижение финансовой устойчивости хозяйств» является повышение доступности кредитов на условиях субсидирования процентной ставки. В 2010 году, по данным Минсельхоза России, привлечение кредитных ресурсов в целом увеличилось на 38 % по сравнению с предыдущим годом и составило 420,9 млрд руб., из которых 53 % — краткосрочные кредиты, 35 % — инвестиционные, 12 % — кредиты, полученные на развитие малых форм хозяйствования.

В целях дополнительной поддержки  отрасли приняты постановления  Правительства РФ о пролонгации  краткосрочных кредитов еще на шесть  месяцев с субсидированием процентной ставки и инвестиционных кредитов с 8 до 11 лет. Увеличены сроки лизинга оборудования до 15 лет и на 12 месяцев продлены сроки внесения авансов. Государство, расширяя доступность кредитов, повысило размер компенсаций части процентной ставки ЦБ РФ (до 80 % от ставки рефинансирования).

Одной из злободневных проблем  аграрной сферы остается социальное развитие. На селе сохраняется тревожная  демографическая ситуация. Снижается  численность людей трудоспособного  возраста, особенно молодежи. Усиливается  несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий.

Низкий, социально-несправедливый уровень заработной платы не обеспечивает необходимое стимулирование и тормозит повышение производительности труда в отрасли, выступает главным фактором непрестижности сельскохозяйственного труда.

Несмотря на многочисленные решения, постановления и программы  научно-технического развития, значительного  улучшения пока нет, а начавшийся финансово-экономический кризис еще  больше обострил проблему выхода нашей  экономики из «инновационной ямы». В нашей стране еще не создана  целостная национальная инновационная  система. В Госпрограмме до 2012 года намечен ряд мероприятий, направленных на стимулирование инноваций.

Еще одним сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным Росстата, в 2009 году объем импорта  продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья для  их производства увеличился на 27 % по сравнению  с 2008 годом и составил 35,2 млрд долл. США. России необходимо расширять участие в глобальной производственной кооперации на аграрном рынке.

Таким образом, проблема повышения  эффективности воспроизводства  в аграрном секторе экономики  в условиях кризиса со стороны  государства должна решаться в сфере  совершенствования системы экономического регулирования отрасли, корректировки  проводимой экономической политики, а на уровне сельскохозяйственных товаропроизводителей — на базе рационального использования  финансовых, трудовых, земельных ресурсов и широкого внедрения инноваций  в производство.

В данном дипломном проекте  представлено предприятие ОАО «Трудовое», которое занимается растениеводческой  деятельностью - выращиванием плодов семечковых и косточковых (яблок различных  сортов, персиков, нектаринов и т.д.) В качестве объекта исследования данное предприятие интересно в том числе и потому, что Россия является   импортером яблок № 1 в мире масштабе.

В 2011 году урожай яблок в России составил 910 тыс. тонн, 61,5% из которых были произведены частными домашними хозяйствами, остальные – промышленными предприятиями. Ожидается, что в 2012 году производство вырастет на 5% и достигнет 955,5 тыс. тонн. Такие прогнозы опубликовало МСХ США/USDA, в очередном докладе, посвященном российскому рынку яблок, груш и винограда.

Голден Делишез, Ред Чиф, Семеренка, Гренни Смит, Айдаред, Гала и Большевик – самые популярные сорта в России. В 2010 году площадь яблоневых садов сократилась на 3,5% и составила 217 тыс. га, средняя производительность достигла 5,2 тонны/га.

Ожидается, что в 2012 году общее потребление яблок в России вырастет с 1,53 млн. тонн до 1,55 млн. тонн. В 2010 году потребление выросло на 7% и достигло 11,1 кг/чел в год. Яблоки занимают 25% фруктового рынка страны. Россиянам хорошо известны такие сорта, как Семеренко, Белый налив, Ранет, Роял Гала, Голден и Грэнни Смит. В период с сентября по ноябрь на рынке представлена продукция местного производства, в частности, из Краснодарского края, Липецкой области, которым и отдается предпочтение россиян в этот период.

                                                                                                                  Рисунок 1.  
 
               В 2010 году Россия стала крупнейшим импортером яблок в мире. Поставки достигли 1,11 млн. тонн, что на 9,36 тыс. тонн меньше по сравнению с 2009 годом. В денежном выражении импорт вырос на 24% и достиг $719,1 млн. Основными поставщиками стали Польша (252,77 тыс. тонн), Китай (158,31 тыс. тонн), Молдова (148,59 тыс. тонн) и Сербия (96,98 тыс. тонн).

Рисунок 2.

Доля поставок из стран  СНГ составила 20%. Импорт яблок из стран Южного полушария вырос  в 2010 году на 36%, что привело к уменьшению доли европейских поставщиков на этом рынке.

Специалисты USDA ожидают небольшого роста импорта в 2011 году – до 1,12 млн. тонн, главным образом за счет увеличения поставок из Европы. В период с июля по август Россия увеличила импорт на 30% за счет больших объемов из Молдовы, Украины и Аргентины.

                                                                                           Рисунок 3. 
 
              Ослабление российского рубля в 2012 году может привести к общему спаду импорта фруктов из стран с устойчивой валютой. Обильный урожай яблок в Польше, Молдове, Сербии и Украине дает этим странам возможность существенно расширить свое присутствие на российском рынке.

           Россия так же является вторым  в мире импортером персиков. Спрос  на персики и нектарины в  России неуклонно растет. В период  с января по май 2011 года импорт  этих косточковых вырос на 80% в  объеме и на 157% - в цене.  
          С 2008 года производство косточковых в России упало с 479, 54 тыс. тонн до 430,69 – в 2010 году. Частными хозяйствами производится порядка 77% всего производства. Площадь садов под коммерческим производством косточковых сократилась с 18,7 тыс. га в 2006 году до 13,4 тыс. га – в 2010.

Производство персиков в  России в 2010 году составило  42 тыс. тонн.

В 2011 году производство персиков в России составило 24,5 тыс. тонн, что  немного меньше полученного в 2010 году объема – 26 тыс. тонн. Внутреннее производство покрывает порядка 10% потребления. Ожидается, что в 2012 году потребление персиков, как и в предыдущие годы, продолжит расти. Около 90% потребления персиков и нектаринов приходится на период с июня по сентябрь.

Импорт персиков в 2011 году вырос на 5% по сравнению с предыдущим годом и достиг 234,1 тыс. тонн. Импорт составляет порядка 90% рынка персиков и 100% - нектаринов. Импорт растет за счет роста потребления, низкого производства внутри страны и роста покупательской способности россиян.

 

    1. Краткая характеристика состояния аграрного сектора Краснодарского края

 

Основу экономического потенциала Краснодарского края составляют агропромышленный, топливно-энергетический, транспортный, курортно-рекреационный комплексы, машиностроение, лесное хозяйство, деревообработка  и мебельное производство, производство строительных материалов.

Богатые и разнообразные почвенно-климатические  условия, исторический опыт населения  позволяют выращивать на кубанских  полях до 100 различных сельскохозяйственных культур.

В крае создан мощный агропромышленный комплекс, который производит в натуральном  выражении 100 % чая и субтропических культур, 75 % риса, более 50 % винограда, 40 % зерновой кукурузы, 27 % сахарной свёклы, 20 % подсолнечника, 10 % зерна от общих  площадей Российской Федерации.

На Кубани возделывается более 100 сельскохозяйственных культур. Сельскохозяйственные угодья занимают 4185,5 тыс. га, в том  числе пашня – 3722 тыс. га.

Агропромышленный комплекс - основная отрасль народного хозяйства  края. Здесь занята половина трудоспособного  населения края. 
АПК включает 767 сельхозпредприятий по производству, из них: 60 колхозов, 4 совхоза, 703 - новых формирований (АО, АОЗТ, ТО, АФ и др.), 137 предприятий по обслуживанию сельского хозяйства, 18997 - крестьянских (фермерских) хозяйств.

Переработкой сельскохозяйственной продукции в крае занимаются 339 предприятий  пищевой и перерабатывающей промышленности различных форм собственности: 54 - по производству плодоовощных консервов, 106 – по переработке мяса, свыше 70 - по выпуску молокопродуктов, сахарная промышленность представлена 16 сахарными  заводами, кроме того производится масложировая, вино – водочная и  ряд других видов продукции. 
Предприятия пищевой промышленности находятся почти во всех городах и районах края. Их продукция в широком ассортименте реализуется населению Кубани, регионам России и поставляется за рубеж. Но одним из наиболее острых вопросов реализации продукции, управления всем производством в целом на предприятиях сегодня упирается в эффективное использование собственности. Используется она сейчас, крайне неэффективно. Так, продолжает падать производительность труда. Для  ее повышения нужно в регулярном режиме заниматься переподготовкой и повышением квалификации специалистов, стимулировать работников материально, улучшать условия труда. Во многом, как и в целом в экономике России остаются неотрегулированными взаимоотношения топ - менеджеров и собственников, что часто приводит к невыполнению и теми, и другими своих социальные обязательств.

 Совершенствование  маркетинговой деятельности на предприятии, по нашему мнению, способно внести свой вклад в решение проблемы недостаточно эффективного использования собственности и других ресурсов предприятий.

 

2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

2.1. Функции и основные принципы маркетинга, его методы и содержание

Экономический кризис подтолкнул к переходу от товарной ориентации к сбытовой, затем под влиянием других факторов — к рыночной, а  информационная эра — к маркетинговому управлению, или управлению через  маркетинг, когда хозяином положения является потребитель (рис. 4).


 

 

 

Рис 1.

 

Рис 4. Маркетинговый подход к решению проблем

Из представленной схемы  видно, что маркетинговая деятельность начинается с потребителя и заканчивается  им. Процесс маркетинга многогранен  и многоаспектен, он пронизывает все виды деятельности: производство, транспортировку, складирование, переработку, сортировку, упаковку, оптовую и розничную торговлю.

Главная цель маркетинга – ориентация на потребителя. Предприятия достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя. Вместе с тем задача маркетинга – не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению.

Маркетинг базируется на следующих  принципах:

  • нацеленность на достижение конечного результата производственно-сбытовой деятельности;
  • направленность на долговременный результат при постоянном сопоставлении затрат, уровня цен, платежеспособного спроса и дохода;
  • применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных потребителей с одновременным воздействием на них;
  • глубокое и всестороннее исследование рынка и экономической конъюнктуры во взаимосвязи с производственно-сбытовыми возможностями субъектов хозяйствования;
  • использование системы гибкого реагирования производства и сбыта на требования рынка и конкретные запросы конечных потребителей;
  • применение инновационных методик: постоянное совершенствование, модифицирование и обновление товара, а также приемов и методов стимулирования сбыта, определение новых каналов товародвижения;
  • планирование производственно-сбытовой деятельности с помощью маркетинговых программ, основанных на конъюнктурных и научно-технических прогнозах.

Система маркетинга пронизывает ряд основных функций предприятий АПК и включает:

- выявление существующего и потенциального спроса покупателей на сельскохозяйственную продукцию и услуги путем комплексного изучения состояния рынка и перспектив его развития;

  • разработку тары и упаковки, организацию технического обслуживания, выбор специальных методов рекламы и стимулирования сбыта;
  • организацию и совершенствование методов и форм реализации продукции;
  • управление ассортиментом продукции, координацию и планирование производства;
  • разработку системы цен, проверку ее эффективности и совершенствование по мере необходимости;
  • организацию научно-исследовательской деятельности предприятий по освоению производства и сбыта новых видов продукции, удовлетворяющих запросы потребителей;
  • анализ экономической эффективности использования сырья, материалов, организацию взаимоотношений с поставщиками и оценку их надежности;
  • формирование плана маркетинга;
  • обеспечение контроля и управления функциями маркетинга.

Информация о работе Производственно-экономическое состояние современного аграрного сектора России