Производственно-экономическое состояние современного аграрного сектора России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка маркетинговой стратегии в конкретном хозяйстве с учетом закономерностей технико-экономического развития сельхозпроизводства в условиях динамично меняющейся внешней среды. В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:
- дана характеристика современного состояния развития производственно-экономических отношений АПК в России в целом и в Краснодарском крае;
- представлена система сельскохозяйственного маркетинга в современных условиях России и кратко рассмотрены общие принципы и методы маркетинга, а также его функции;
- детально проанализирован производственно – экономический потенциал предприятия ОАО «Трудовое» (Ленинградский район Краснодарского края);
- разработана стратегия создания службы маркетинга в ОАО «Трудовое» и дан прогноз эффективности такой службы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОГО АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ………....8
1.1.Краткая характеристика состояния аграрного сектора Краснодарского края …………………………..…………………………………..15
Глава 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………….17
2.1. Функции и основные принципы маркетинга, его методы и содержание………………………………………………………………………….17
2.2. Организация маркетинговой деятельности на предприятиях, ее цели и задачи……………………………………………………………………………...21
2.3. Система сельскохозяйственного маркетинга в современных условиях России……………………………………………………………………23
ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ТРУДОВОЕ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА…………………………………………………..26
3.1.Местоположение. Природно-климатические и почвенные условия. Основные экономические показатели деятельности хозяйства. …….…26
3.2.Земельные фонды предприятия. ………………….…………………31
3.3.Основные и оборотные средства производства…………….………32
3.4.Трудовые ресурсы ……………………………………………………39
3.5.Анализ финансового состояния ОАО «Трудовое»……………...….41
3.6.Организационная структура управления ……………………..…….42
3.7.Организация учетной работы и внутрипроизводственного контроля…………………………………………………………………….44
3.8. Краткий анализ производства и реализации основной продукции предприятия, характеристика потребителей. ……………………………47
3.9. Характеристика службы маркетинга ОАО «Трудовое» ………….49
4. СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В ОАО «ТРУДОВОЕ» ………….....51
4.1. Анализ, оценка результатов маркетинговой деятельности и меры по ее улучшению…………………………………………………………….51
4.2. Задачи, функции и структура службы маркетинга……...…………..59
4.3. Оценка эффективности создания службы маркетинга в ОАО «Трудовое» ………………………………………………………………....69
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………………...73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 209.33 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОГО АГРАРНОГО  СЕКТОРА РОССИИ………....8

            1.1.Краткая характеристика состояния аграрного сектора Краснодарского края …………………………..…………………………………..15

Глава 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………….17

            2.1. Функции и основные принципы маркетинга, его методы и содержание………………………………………………………………………….17

             2.2. Организация маркетинговой деятельности на предприятиях, ее цели и задачи……………………………………………………………………………...21

            2.3. Система сельскохозяйственного маркетинга в современных условиях России……………………………………………………………………23

ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВЕННО  – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ТРУДОВОЕ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА…………………………………………………..26

    1. Местоположение. Природно-климатические и почвенные условия. Основные экономические показатели деятельности хозяйства. …….…26
    2. Земельные фонды предприятия. ………………….…………………31
    3. Основные и оборотные средства производства…………….………32
    4. Трудовые ресурсы ……………………………………………………39
    5. Анализ финансового состояния ОАО «Трудовое»……………...….41
    6. Организационная структура управления ……………………..…….42
    7. Организация учетной работы и внутрипроизводственного контроля…………………………………………………………………….44

3.8. Краткий анализ производства и реализации основной продукции предприятия, характеристика потребителей. ……………………………47

            3.9. Характеристика службы маркетинга ОАО «Трудовое» ………….49

4. СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В ОАО «ТРУДОВОЕ» ………….....51

4.1. Анализ, оценка результатов маркетинговой деятельности и меры по ее    улучшению…………………………………………………………….51

4.2. Задачи, функции и структура службы маркетинга……...…………..59

4.3. Оценка эффективности создания службы маркетинга в ОАО «Трудовое» ………………………………………………………………....69

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  …………………………………………………...73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Осуществляемые в России экономические  преобразования, динамичные процессы трансформации, происходящие во всех сферах жизнедеятельности, обеспечивают конкурентоспособность и устойчивое развитие производственно-экономических систем и производственно-экономических отношений между этими системами. Соответственно, одним из перспективных направлений исследований является маркетинг в производственно-экономических структурах аграрного сектора, помогающий быстро и адекватно реагировать на изменения конъюнктуры аграрного рынка посредством изготовления новой продукции или модификации тех или иных характеристик выпускаемых товаров, на появление новых и сильных конкурентов на данном рынке и т.д., что и является предметом данного исследования.

     Российская экономика обладает огромным потенциалом всех видов ресурсов, притом, что эффективность их использования уступает мировым аналогам. Современные условия внешней среды, различные аспекты функционирования производственно-экономических систем характеризуются высокой степенью подвижности и изменчивости. В этой связи решение вопросов ресурсного обеспечения и создание маркетинговых подразделений в хозяйствующих субъектах с целью формирования конкурентных преимуществ и устойчивого развития предприятий  представляется актуальным направлением для рассмотрения и подготовки практических рекомендаций.     При всех вариантах построения внутрихозяйственных производственно-экономических отношений и на всех этапах их совершенствования должна сохраняться целостность сельскохозяйственной организации как единой производственно-экономической системы, позволяющей решать стоящие перед хозяйством задачи по развитию производства и укреплению позиций на рынке, обеспечению финансово-экономической устойчивости, повышению материального благосостояния работников.  Проблема эффективного функционирования  предприятия в целом в условиях  неналаженных производственно-экономических связей  при отсутствии  правильной маркетинговой деятельности определяет актуальность выбранной темы дипломной работы.

             Цель исследования – разработка маркетинговой стратегии в конкретном хозяйстве с учетом закономерностей технико-экономического развития сельхозпроизводства в условиях динамично меняющейся внешней среды.  В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:

- дана характеристика современного состояния развития производственно-экономических отношений АПК в России в целом и в Краснодарском крае;

- представлена система сельскохозяйственного маркетинга в современных условиях России и кратко рассмотрены общие принципы и методы маркетинга, а также его функции;

- детально проанализирован  производственно – экономический потенциал предприятия ОАО «Трудовое» (Ленинградский район Краснодарского края);

- разработана стратегия  создания службы маркетинга в ОАО «Трудовое» и дан  прогноз эффективности такой службы.

          Объектом исследования является сельскохозяйственное предприятие ОАО «Трудовое» как производственно-экономическая система.

Теоретические и методологические основы исследования.

В процессе написания дипломной работы использованы методы функционально-структурного и информационного анализа, метод попарных сравнений, метод средневзвешенных оценок, система сбалансированных показателей, методы статистической обработки и обобщения информации и др.      Для практической реализации указанных методов в работе использовались программные приложения «MS Excel XP», «Visio» и др.

Информационную базу составили нормативные акты органов власти Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, монографические и периодические публикации отечественных ученых по проблематике исследования, материалы и обсуждения вопросов управления инновациями на научных конференциях и семинарах, данные отдельных предприятий и организаций. 
             Объем и структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, выводы и предложения, библиографического списка и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены проблема, противоречия, объект и предмет, сформулированы цели и задачи исследования, охарактеризована научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Характеристика производственно-экономического состояния современного аграрного сектора России» представлены статистические данные аграрной России за последние годы, так же кратко рассмотрено аграрное состояние Краснодарского края. 

Во второй главе «Теоретические основы маркетинговой деятельности в условиях рыночной экономики» рассмотрены функции и основные принципы маркетинга, его методы и содержание; организация маркетинговой деятельности на предприятиях, ее цели и задач. Представлена система сельскохозяйственного маркетинга в современных условиях России

В третьей главе «Производственно - экономический потенциал предприятия ОАО «Трудовое» Краснодарского края Ленинградского района» дана общая характеристика хозяйства, рассмотрены основные экономические показатели, обеспеченность предприятия основными, оборотными средствами и трудовыми ресурсами, рассмотрены основные показатели финансовой устойчивости ОАО «Трудовое». Так же рассмотрена организация маркетинговой деятельности в ОАО  «Трудовое»» дана общая характеристика службы маркетинга ОАО «Трудовое».

В четвертой главе «Создание службы маркетинга в ОАО «Трудовое»» вынесены конкретные предложения по созданию службы маркетинга на предприятии ОАО «Трудовое», выявлены определенные недостатки,  из-за которых предприятие недополучает прибыль и отстает в развитии от аналогичных хозяйств. Далее дан анализ и оценка результатов маркетинговой деятельности и меры по ее улучшению, для твердого выгодного и стабильного установления  производственно-экономических отношений с другими организациями и предприятиями края.  Рассмотрены основные задачи, функции и структура службы маркетинга.  Дан прогноз эффективности создания службы маркетинга в ОАО «Трудовое». 

В заключении приведены основные выводы и полученные результаты исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОГО АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ

В качестве главного и уникального средства производства в сельском хозяйстве выступает земля. По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2009 года в Российской Федерации насчитывалось 167,6 млн га сельскохозяйственных угодий (около 80 % из них принадлежит сельскохозяйственным организациям). За период 1990–2010 годов площадь пашни сократилась на 29,6 млн га, причем в восьми регионах Российской Федерации больше чем на 1 млн га.

В 2004–2010 годах средний  темп прироста производства продукции  сельского хозяйства составлял  около 3 %. В 2009 году данный показатель увеличился до 10,8 % и объем валовой продукции  сельского хозяйства в текущих  ценах составил 2,6 трлн руб. Такой рост был обусловлен увеличением производства продукции животноводства, а также высоким урожаем зерна. Наиболее динамично развивались фермерские хозяйства. Однако их доля в производстве невелика (около 9 %), поэтому их влияние на развитие отрасли в целом пока недостаточно.

Личные подсобные хозяйства  производят около 42 % сельскохозяйственной продукции. В последние годы прироста производства в них практически не наблюдалось. Главными поставщиками товарной продукции остаются сельскохозяйственные организации, которые в 2010 году значительно повысили темпы своего развития: с 4,8 % в 2004 году до 16 % в 2010 году.

В общем объеме сельскохозяйственной продукции в 2009 году на долю растениеводства  приходилось 56 %, животноводства — 44 %. Собранный в прошлом году урожай зерновых был наибольшим за последние  десять лет и составил 108,2 млн т.

Важнейшим источником вложений в основной капитал сельского  хозяйства остаются собственные  средства предприятий и организаций. В 2000 году их доля составляла 74 % от всех капиталовложений. В целом по экономике  этот показатель равнялся 47,5 %. В сельском хозяйстве в связи с развитием системы кредитования и проводимой государством политикой субсидирования части процентной ставки по привлекаемым кредитам в структуре инвестиций значительно повысилась доля заемных и прочих привлеченных средств. К 2010 году удельный вес собственных средств в инвестициях в основной капитал сельского хозяйства практически сравнялся со средним показателем по экономике и составил 40 %.

Возможности увеличения объемов инвестиций за счет собственных и привлеченных средств зависит от финансового состояния отрасли. До осени 2011 года в экономике страны отмечалось оживление. Наблюдался рост промышленного производства, увеличивались инвестиции и реальные доходы населения, рос валовой внутренний продукт. Так, в 2002 году прибыльных предприятий было меньше половины, в 2011 году их доля поднялась до 82 % от общего количества. Это было обусловлено, с одной стороны, повышением рентабельности сельскохозяйственного производства, а с другой стороны тем, что многие убыточные организации обанкротились и просто перестали существовать.

Несмотря на улучшение  финансово-экономических показателей  в отрасли полученный размер прибыли  недостаточен для ведения расширенного воспроизводства, к тому же пятая  часть организаций по прежнему убыточна. Согласно сельскохозяйственной переписи 2010 года около 30 % крупных и средних предприятий, 37 % малых, 48 % крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 14 % личных подсобных хозяйств были не в состоянии осуществлять свою деятельность.

В ходе реализации Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»  по состоянию на 1 октября 2008 года число организаций, участвующих в Программе финансового оздоровления, достигло 12,9 тыс., причем значительная часть их сосредоточена в Приволжском и Центральном федеральных округах (34,8 % и 22,6 % соответственно).

С осени 2008 года под влиянием мирового финансового кризиса начали наблюдаться негативные явления и в реальных секторах российской экономики. Так, в 2008 году рост промышленного производства замедлился и составил 102,1 % (аналогичный показатель 2007 г. — 106,3 %). Ухудшение условий кредитования и, как следствие, падение спроса негативно сказались на темпах роста прежде всего обрабатывающих производств. Рост инвестиций в основной капитал составил 9,1 % по сравнению с предыдущим годом, что практически в два раза ниже аналогичного показателя 2007 года. В 2008 году реальные располагаемые доходы населения увеличились всего на 2,7 %, что намного ниже темпов предыдущего года (12,1 %). Это было во многом обусловлено высоким уровнем инфляции.

Информация о работе Производственно-экономическое состояние современного аграрного сектора России